Можно ли убить ВИЧ
Американские врачи объявили о втором случае излечения от вируса иммунодефицита. Ребенка вылечили от врожденной ВИЧ-инфекции. По словам врачей, причина успеха в раннем начале терапии. Победить неизлечимую болезнь помог случай. Обычно детям начинают антивирусную терапию через месяц после рождения, когда диагноз окончательно подтвержден. А тут врачи были настолько уверены в том, что ребенок заражен, что стали давать препараты сразу же после появления девочки на свет
Еще совсем недавно это считалось аксиомой: вирус иммунодефицита победить нельзя, можно лишь долго поддерживать зараженного человека в здоровом состоянии. И вот в начале марта на конференции, посвященной проблеме ВИЧ, сотрудница Университета Джонса Хопкинса Дебора Персо представила доклад, где констатировала полное выздоровление ребенка с вирусом иммунодефицита.
Девочка родилась в апреле прошлого года у ВИЧ-инфицированной матери. Обычно в таких случаях ждут подтверждения диагноза, а лечение начинают примерно через месяц. Дело в том, что антиретровирусная терапия состоит из нескольких препаратов, они токсичны и сами могут повредить здоровью младенца.
Но в этот раз оказалось, что мать не знала о своей болезни и никаких препаратов во время беременности не принимала. Было ясно, что ребенок почти наверняка заражен (последующий анализ крови, взятой сразу после рождения, это подтвердил). Медики не стали ждать и начали терапию в первые четыре часа жизни новорожденной.
В результате все тесты на ВИЧ, которые проходит сейчас девочка, дают отрицательные результаты. Это, конечно, не может не радовать, если бы не одно но: ребенок до сих пор проходит специальную терапию для ВИЧ-инфицированных. Это обычная практика: раз начав принимать препараты, инфицированные должны делать это всю жизнь. Сейчас анализы провели со всей возможной глубиной, но теоретически вирус все еще может быть в организме, его просто «не видят». Значит, есть вероятность его возвращения, стоит лишь прервать лечение.
Почему же медики объявляют этот случай успешным? Потому что он не первый. Год назад специалисты из того же университета констатировали выздоровление ребенка, лечение которого было прервано. Причиной врачи называют все ту же антиретровирусную терапию, которую они смогли начать в первые 30 часов жизни новорожденного. Ребенка лечили в течение полутора лет, но потом мать отказалась от лечения. Сейчас малышу 3,5 года, и за все это время вирус больше не давал о себе знать.
Понятно, почему ученые всегда осторожно высказываются об излечении: доказать отсутствие вируса в организме невозможно. А вдруг он где-то «залег»? Подтвердить, что болезни нет, можно только всей последующей жизнью пациента.
Даже единственный случай вроде бы достоверного излечения до сих пор считается неподтвержденным. Это история так называемого берлинского пациента Тимоти Брауна. Диагноз ему поставили еще в 1995 году, а хоронили дважды: в том же 1995-м и в 2006-м, когда врачи обнаружили у него лейкемию.
Но он нашел донора костного мозга, у которого была мутация гена ССR5. Считается, что эта мутация дает естественный иммунитет к вирусу, а людей — обладателей редкого гена — около 0,3% от всего населения планеты. Дальнейшее было уже, что называется, делом техники: Тимоти сделали две операции по пересадке, в итоге болезнь была побеждена — следов ВИЧ-инфекции врачи не находят.
Что произошло с иммунитетом двух детей, подвергнутых ранней антиретровирусной терапии, пока непонятно. Возможно, что и лечение здесь ни при чем, просто эти дети в силу еще неизвестных особенностей организма или той же мутации гена ССR5 невосприимчивы к ВИЧ-инфекции.
Но проявляется это не сразу, ведь иммунитет формируется не один день, а значит, и организм не сразу «соображает», что ему нужно, а от чего надо избавиться. Так что ВИЧ может достаться по наследству, но, к счастью, не прижиться. И если все-таки выздоровление двух малышей связано с ранним лечением, это дает надежду на выздоровление миллионов детей еще в грудничковом возрасте.
Автор: Василиса Бабицкая, Русский репортер
Tweet