Крым в ловушке сепаратизма
Цена отделения Крыма от Украины оказалась гораздо выше, чем думали сами жители полуострова, голосуя на мартовском «референдуме». Это те, кто хотел исключительно спокойствия – люди устали от лихого разгула майданной демократии и монолит путинской диктатуры казался им ответом на все вопросы. А за ценой, дескать, не постоим. Возможно, они и сейчас ни о чем не жалеют.
Но немало крымчан еще и надеялось с переходом под кремлевский протекторат существенно поправить материальное положение – дескать, в России люди живут лучше, чем в Украине. Стереотип довольно распространенный, что и говорить. И если сравнивать среднюю зарплату по Москве и Жмеринке, то безусловно, так оно и есть. В иных случаях все не так однозначно. К примеру, если сравнивать ту же Жмеринку с каким-нибудь Урюпинском. Но дело даже не в этом.
В своих благих устремлениях крымчане явно упустили из виду один существенный момент. А именно: развал существующего механизма хозяйственных связей еще никогда и никому не пошел на пользу. Вспомним, хотя бы развал СССР и последовавший за ним экономический хаос, когда целые заводы останавливались и резались на металлолом, зарплату выдавали кирпичами, наборами вилок и мисок – в общем, кто во что был горазд.
О том, что история имеет свойство повторяться, в том числе в экономике, наглядно и убедительно говорят данные официальной статистики, крымской и украинской, по итогам января-сентября текущего года. Если брать в целом работу промышленности, то разница вроде как и не очень значительная: в Украине падение на 7,8%, в Крыму – на 8,9%.
Хотя в любом случае результат совсем не в пользу сторонников мнения «вот отделимся от Украины и тогда заживем». Получается с точностью до наоборот. Если же брать по отдельным отраслям, то картинка получается еще более печальная. Основным видом промышленности на полуострове является производство пищевых продуктов, напитков и табачных изделий.
В Крыму снижение на 16,4%, в Украине – пусть и символический, но все же прирост на 0,4%. Наиболее крупные предприятия – Керченский рыбоконсервный завод «Пролив» и Ялтинский рыбокомбинат. На «Проливе» в конце июня – начале июля отметились забастовкой трудового коллектива. Протестовали против уменьшения зарплаты, которая после отделения от Украины заметно уменьшилась.
Как следует из комментариев заводской администрации для СМИ, это произошло по вполне объективным причинам – объемы продаж консервов за последние месяцы упали. «Когда Крым перешел в состав РФ, все связи завода с материковой Украиной полностью прервались. Мы не можем поставлять сырье, нам не дают кредиты и отсрочки платежа. Налог на поставки настолько возрос, что себестоимость продукции возросла в 2 раза», – пояснила директор «Пролива» по продажам Татьяна Махиня.
Еще более впечатляюще выглядит ситуация с производством вин, коньяка и водки, падение на 28,8%, 14,8% и 45,8% соответственно.
Это ООО «Крымская водочная компания» (ранее – «Союз-Виктан») Андрея Охлопкова, Бахчисарайский, Октябрьский и Инкерманский винзаводы, объединения «Массандра» и «Магарач», заводы шампанских вин «Золотая балка» и «Новый свет», винзавод «Золотая долина», коньячные заводы «Коктебель» и «Маглив». Серьезные проблемы и в химической промышленности, представленной Крымским содовым заводом и объединением «Крымский титан» Дмитрия Фирташа, которые наряду с «Крымской водочной компанией» были одними из главных плательщиков местного бюджета.
Крымский химпром показал снижение на 16%, украинский на – 20%. Но здесь надо принять поправку на то, что данные по Украине учитывают целый ряд проблемных предприятий, которые давно и, кажется, уже безнадежно больны. Например, уже много лет стоят Лисичанский содовый завод, калушский калийный завод «Ориана», объединение «Карпатнефтехим» и т.д.
А крымские заводы Фирташа до последнего времени работали довольно бойко: по итогам 2012 г. произведено 106 тыс. т. диоксида титана, в 2013 г. – 108 тыс. т. По кальцинированной соде, правда, было сокращение с 653,9 до 553,3 тыс. т. Но тем не менее, в Красноперекопске в сентябре 2013 начал работу новые цех по выпуску пищевой соды, в Армянске введен в эксплуатацию новый сернокислотный цех.
Так что, на самом деле, удар по крымскому химпрому более чем ощутимый. Ведь в результате оккупации, Д.Фирташ и его неформальные бизнес-партнеры Сергей Левочкин и Юрий Бойко лишились значительной части сырьевой базы. Это произошло после того, как Кабинет министров Украины в сентябре не стал продлевать с «Крымским титаном» договор аренды Иршанского горно-обогатительного (Житомирская обл.) и Вольногорского горно-металлургического (Днепропетровская обл.) комбинатов.
Эти предприятия в течение последних 10 лет были поставщиками ильменита в Армянск. Теперь же в холдинге Group DF высказались о возможности перехода на поставки ильменита из Индии, но пока данный вопрос не решен. Также были проблемы с киевской пропиской крымских химпредприятий, и конфликт с новым крымским премьером Сергеем Аксеновым – в том числе на этой почве.
Не исключено, что в итоге «Крымсоду» и «Крымский титан» Д.Фирташу все же придется продать. Об этом уже неоднократно заявляли и топ-менеджмент его холдинга Group DF, и новое республиканское руководство. В такой ситуации конфликта и неопределенности не стоит, очевидно, ожидать производственных рекордов от этих заводов, несмотря на хороший спрос на их продукцию на внешних рынках.
Не совсем показательны статистические данные и по металлургическому производству, представленному Керченским заводом стрелочных переводов и ООО «Керченский металлургический комплекс». Оба предприятия работают на промплощадке бывшего Керченского металлургического комбината. Суммарно за январь-август они показали прирост производства на 0,4%, тогда как в Украине имеется снижение по металлургии на 11,9%.
Но тут надо учитывать, что большинство украинских метпредприятий находится на Донбассе и были остановлены из-за АТО. А что касается стрелочных переводов, то очевидно, что в т.г. они поставляются из Керчи для «Укрзализницы» по договорам, заключенным в декабре 2013, до операции «Крым наш». В дальнейшем заказы на эту продукцию УЗ будет размещать на Днепропетровском заводе стрелочных переводов и у львовской корпорации «Укрколия», которые смогут, таким образом, дополнительно увеличить производство.
Нужны ли будут керченские изделия в РФ – сложно сказать. Во всяком случае, до сих пор ОАО «Российские железные дороги» как-то обходились без них. В добывающей промышленности соотношение формально тоже вроде как в пользу Крыма: здесь прирост на 13,2%, по Украине снижение на 6,8%.
Но, опять же, надо понимать, что позитив обеспечен исключительно работой ПАО «Черноморнефтегаз», для которого украинские власти в 2011-2012 закупили 2 морские буровые платформы. Поэтому имеется прирост добычи нефти и газа на 21,3%. Зато по добыче прочих полезных ископаемых и разработке карьеров – падение сразу на 27,9%. Это, прежде всего, Балаклавское рудоуправление, которое обеспечивает металлургическим известняком предприятия холдинга «Метинвест» Рината Ахметова и Вадима Новинского.
Как уже отмечалось, металлурги переживают, мягко говоря, не самые лучшие времена – как, впрочем, и вся Украина, так что результаты работы БРУ вполне закономерны. Точно так же, как и снижение объемов добычи известняков на Северо-Баксанском месторождении для Крымского содового завода.
Кроме того, в легкой промышленности зафиксирован обвал на 41%, т.е. почти в 2 раза уменьшилось производство. Тогда как в Украине легпром за тот же период потерял только 6,1% от прошлогоднего объема производства. Кричащие показатели в строительстве: в Крыму за январь-сентябрь объем выполненных строительных работ рухнул на 67,5%.
Конечно, нельзя сказать, что в Украине строительство на подъеме: здесь зафиксировано снижение на 17,2%. Но, по крайней мере, и не в 3 раза, как в Крыму. Наглядно свидетельствуют о негативных последствиях украинской реинтеграции Крыма результаты работы транспорта: снижение грузоперевозок на 32,8%, до 5,462 млн т. В т.ч. железнодорожные грузоперевозки упали на 41,6%, до 2,863 млн т., перевалка грузов в морских портах упала на 31,3%, до 3,952 млн т. Опять же для сравнения: в Украине снижение грузоперевозок на 6,3%, до 508,1 млн т., включая ж.д. транспортом – на 7,8%, до 293,8 млн т., портовая перевалка грузов и вовсе увеличилась на 6,3%, до 106,852 млн т.
И прирост этот, кстати, во многом достигнут благодаря отказу украинских промпредприятий и компаний от крымских портов в пользу расположенных в Одесской, Николаевской и Херсонской областях.
Пассажирский транспорт Крыма на этом фоне еще относительно легко отделался – снижение на 13,5%, до 194 млн чел., за счет сокращения турпотока из Украины и ухудшения сообщения с РФ через материковую часть Украины. Да и многокилометровые очереди на Керченский паром мало кому из россиян добавили желания снова ехать в Крым на отдых.
Между тем по данным министерства туризма и курортов Крыма, за январь-сентябрь на полуострове побывали 3,068 млн туристов. До конца года эта цифра, конечно, возрастет, но не существенно. Поскольку основной турсезон приходится на май-сентябрь и уже завершен. Для сравнения – в 2013 г. турпоток составил 5,89 млн чел, в 2012 был установлен рекорд – 6,134 млн. Т.е падение посещаемости почти в 2 раза, вопреки оптимистичным заявлениям С.Аксенова в марте т.г., что сезон пройдет «на ура» благодаря паломничеству патриотично настроенных россиян – которые, видимо, ради этого должны были отказаться от привычных Турции, Египта, Таиланда и ОАЭ.
Не удалось, таким образом, и поправить дела за счет российских госслужащих, которых премьер РФ Дмитрий Медведев собирался добровольно-принудительно направлять на отдых в Крым.
Любопытно, что при двукратном падении турпотока, оборот розничной торговой сети в Крыму за 9 мес. уменьшился всего на 7,6%, а выручка предприятий в сфере общепита (кафе, бары, рестораны, закусочные, шашлычные, чебуречные и т.д.) – на 10,3%. Получается, что с немногочисленных приезжих в Крыму нынешним летом просто содрали в 2 раза больше денег. Понятно, что если люди уже приехали на отдых, они заплатят, никуда не денутся. Но вряд ли они захотят приехать еще. Так что следующий турсезон на полуострове под еще большим вопросом, чем ушедший.
Отдельно стоит сказать о крымском машиностроении, которое за январь-сентябрь уменьшило объемы производства на 5%. Данная отрасль представлена судостроением: керченским заводом «Залив» и Севастопольским морским заводом. Звучали обещания включить их в состав Объединенной судостроительной корпорации РФ и обеспечить заказами, которые позволят загрузить простаивающие производственные мощности.
Но, как показывают статистические данные, этого не произошло. Во-первых, ОСК РФ тоже работает в рамках долгосрочных контрактов и не может их разорвать, чтобы перенаправить заказы на крымские предприятия. Во-вторых, военный Черноморский флот для РФ имеет второстепенное значение, а упор совершенно правильно делается на Северный и Тихоокеанский флоты.
Под них уже давно создана производственная структура в районах, прилегающих к портам базирования. Представляется сомнительным, что крымские заводы задействуют в работе на СФ и ТФ РФ. Достаточно открыть карту и посмотреть, где находятся Владивосток и Северодвинск с Мурманском, а где Керчь и Севастополь. Конечно, при независимой Украине крымское судостроение тоже не процветало, скатившись до ремонта прогулочных катеров на Севморзаводе. Но и уход к России тоже, увы, не даст ему вторую жизнь.
Ну и поскольку расставание между Крымом и Украиной произошло не совсем полюбовно, сейчас на полуострове имеются большие проблемы с поставками воды и электроэнергии, а также транспортным сообщением с материком. Кремлевское руководство обещает эти проблемы решить, однако изъеденный коррупционной ржавчиной механизм государственного управления работает неэффективно и есть подозрения, что обещанного крымчанам придется ждать не 3 года, как в известной поговорке, а гораздо дольше. Не пришлось бы эту цифру умножать на 10…
Ну и как итог всего вышеизложенного – ситуация с благосостоянием жителей полуострова. Госстат Крыма предусмотрительно не приводит данные за 9 мес. по зарплате, указывая лишь, что в августе реальная зарплата выросла на 3,7% к июлю. Но, тем не менее: рост потребительских цен за 9 мес. ускорился на 25,9% даже по официальным данным.
В Украине этот показатель составил 16,2%. Т.е. хотя и здесь все далеко не благополучно, но в Крыму цены на продукты и товары росли еще в 1,5 раза быстрее.
При этом рост цен на продукты питания в Крыму ускорился на 31,4%, в Украине – только на 15,4%, т.е. продовольственные товары на полуострове дорожали в 2 раза быстрее.
По услугам образования в Крыму ценовое ускорение на 33,7%, по услугам общепита – на 21,7%, по тарифам ЖКХ – на 18,1%, по транспортным тарифам – на 19%, по медицинским услугам – на 15,5%.
По Украине за 9 мес. имеем индекс в сфере образования – 4,1%, здравоохранения – 21,2%, транспорта – 36%, ЖКХ – 24,3%. Т.е. по отдельным сферам услуги в Украине дорожали быстрее.
Но в целом статистика показывает, что материальное благополучие крымчан ухудшилось на половину больше, чем у граждан материковой Украины. Инфляционные показатели 25,9% против 16,2% – это факт. А факт, как известно, вещь упрямая. С ним не поспоришь.
Иначе и быть не могло, ведь не одно десятилетие крымская экономика выстраивалась в связке с материковой Украиной. Разрыв этой связки не мог пройти без болезненных последствий.
Автор: Виталий Крымов, «ОстроВ»
Tweet