Коррупционные схемы консорциума ЕДАПС и полиграфкомбината «Украина» на марках
Государственный ПК «Украина» обвинил журналистов телевизионного проекта «Наши деньги» в лоббировании интересов консорциума «ЕДАПС». Мол, журналисты «на заказ» пятнают репутацию честных полиграфистов. Такую реакцию комбината вызвал сюжет, в котором телевизионщики рассказали о выплатах более 300 млн.грн. государственным ПК «Украина» фирме, подконтрольной Эдураду Ставицкому.
Разница между коррупционными схемами «ЕДАПС» и ПК «Украина» Нацбанка: сумма одинакова, схемы разные.
Выплаты проводились за право наносить на государственные акцизные марки защитный элемент, который, как установили журналисты, не защищает. После выхода сюжета в эфир летом 2014, Кабмин заставил полиграфистов убрать защитную «точку» с марок и уменьшить цену на акциз. Таким образом в 2015 году марка акцизного налога подешевела.
Примечательно, что схему с заработком на акцизах изобрел … именно консорциум ЕДАПС, в помощи котором обвинили журналистов государственные полиграфисты. Сами они начали использовать эту схему после отстранения ЕДАПС от госзаказов через постоянные коррупционные скандалы.
История с подорожанием акциза началась в начале 2013 года. Тогда правительство ввело новую систему защиты населения от фальсификатов. В результате стоимость акцизных марок должна возрасти с осени 2013: на алкогольные напитки – на 0,27 грн за штуку, а для сигарет – на 0,142 грн / штука.
Образцы новых акцизных марок разработал консорциум ЕДАПС. Он мог их и печатать. Однако, в марте 2013 журналисты сайта «Наши деньги» выяснили, что «едапсовцы» не только подготовили марки, но и запатентовали их. Поэтому государство должно платить компании не только за акциз, но и за «изобретательность». Такая новость возмутила чиновников. Миндоходов отказалось от запатентованного изобретения ЕДАПС и в срочном порядке обратилось к другому производителю – государственному «ПК Украина».
«Оказывается, новые марки «ЕДАПС» запатентовал на одно из предприятий, которое имеет прямое отношение к консорциуму. Даже при безразличном отношении прошлой власти к морали, ее министрам трудно было смириться с таким беспределом. В мае 2013 года мы получили письмо Миндоходов с просьбой в кратчайшие сроки разработать новую марку акцизного налога с системами защиты», – возмущался директор ГП «ПК «Украина» Максим Степанов, в интервью «Зеркалу недели» год назад.
Уже в августе 2013 года, Министерство доходов и сборов заключило соглашение с ГП «Полиграфический комбинат «Украина» на изготовление новой марки. Однако, производителя изменили, а повышенная цена за марку осталась неизменной.
«Фактически от нас потребовали изготовить более совершенную марку, но по ценам ЕДАПС. И мы сделали это, добавив такие защитные элементы как интаглио-печать, голограмму, графический защитный элемент, который невозможно скопировать методом слепого копирования . Но самое важное даже не это. … Во-первых, в нем зашита информация о подлинности марки, и которую можно считать с помощью прибора … », – убеждает Степанов.
То есть, по словам Максима Степанова, Миндоходов попросило комбинат «усовершенствовать» марку, но по стоимости коррупционного «ЕДАПС». Новация полиграфистов – графический защитный элемент – аналог «штрих-кода» – чиновников устроила.
В результате, государство выделило на «честную печать НК Украины» те же 316 000 000, которые были запланированы «с коррупционной накруткой ЕДАПС».
С 1 сентября 2013 года в Украине начали выпускать новые дорогие акцизные марки с дополнительной защитой. Однако летом 2014 вышло расследование программы «Наши деньги». Журналисты просканировали защитный элемент, который оказался обычным двухмерным кодом. В этом коде была зашифрована информация об области Украины, дате производства и слова «табак отечественный». Никакого уникального номера, по которым можно было бы выяснить – кто производитель, каким путем двигалась пачка табака в торговых сетях, или любую уникальную информацию в элементе не было закодировано.
То есть, с помощью сканера журналисты увеличили изображение, отсканировали защитный элемент на марке акцизного налога, а затем распечатали этот код, путем офсетной печати на обычной белой бумаге. После этого, просканировали «защиту» и тогда снова увидели ту же информацию: область, дату и производителя.
Однако, в обращении, ПК Украина отметил, что их защиту подделать невозможно.
«Технология графического защитного элемента относится к физически неклонированной функции (PUF, Physical Unclonable Function). Физически неклонированные функции – это функции, которые интегрируются в физическую структуру продукта во время производственного процесса и вследствие наличия множества случайных компонентов функцию невозможно смоделировать или воспроизвести », – говорится в обращении.
Звучит красиво, но в чем именно «неклонированность функции» кода ПК «Украина» и УНИТА – совершенно непонятно. Более того, печатный код очевидно физически клонированный. Неудивительно, что даже в примерах настоящего PUF печатные коды отсутствуют, зато присутствуют гораздо более технологичные материалы .
Неудивительно, что после сюжета программы Кабмин 19 ноября утвердил новый дизайн акцизной марки, на котором дополнительная защита отсутствовала. Однако даже во время расследования – разработчик защиты и выгодоприобретатель всей схемы остался тайным. Директор ПК Максим Степанов отказался рассказать, кто получил сотни миллионов гривен, ссылаясь на коммерческую тайну.
В декабре 2014 года Госфининспекция отчитывалась, что разработчиком и получателем средств является компания «Унит». В течение сотрудничества государственные полиграфисты оплатили «Унита»:
-
131 млн грн (второе полугодие 2013)
-
148 млн грн (первое полугодие 2014).
Указанные суммы являются вознаграждением за использование запатентованного изобретения, а именно программы «Трек-энд-трейс» для нанесения защитного элемента. Сумма за второе полугодие 2014 года у отчете не указана.
Основатель фирмы «Унит» – кипрская компания «Фериоло Холдингз Лтд», в 2013-2014 годах ее соучредителем была компания «САЙКОН Холдингс ЛТД» ( «Sykon Holdings LTD»).
Как выяснило издание «Deutsche Welle», компания «САЙКОН» является владельцем кипрскои фирмы «Магавения Инвестментс» ( «Magavenia Investments»), на которую недавно переписали ООО «Актив капитал групп». До недавнего времени этим ООО владела теща Эдуарда Ставицкого – Валентина Ушакова. Директором «Актив капитал групп» до сих пор остается Анатолий Ставицкий, отец экс-министра.
Напомним также, что фирма ( «Sykon Holdings LTD») была задействована в сделке с заменой кассовых аппаратов в масштабах всей страны, введенной Министерством доходов и сборов.
В то же время, вопреки собственному осеннему постановлению, которое прекращало использования «защиты Ставицкого» в 2015 году, 29 декабря 2014 Кабинет министров продлил печать псевдозащиты на один месяц, до 1 февраля 2015 года.
После выхода обновленного сюжета о сотрудничестве «Унита» и государственного ПК «Украина», материалы о чем являются официальными и базируются на отчете ГФИ, госполиграфия обвинила журналистов в лоббировании интересов консорциума «ЕДАПС».
Основанием для этого стало то, что в качестве технического эксперта в одном из эпизодов сюжета привлечен директор по производству «СП Голография», которое входит в состав Консорциума ЕДАПС.
По мнению госполиграфистов, сам факт такого привлечения свидетельствует о предвзятости предоставленных в сюжете фактов. Хотя сам факт возможности подделки – не может быть предвзятым. Он просто факт. Защитный код – легко копируется и не содержит внутри ничего кроме типа товара, области производства и года. С таким же успехом эти данные можно было бы печатать прямо на пачке сигарет. Эффект тот же, а государство сэкономило бы треть миллиарда.
Отдельно стоит отметить, что информацию о возможности подделки дорогой защиты ПК «Украина» не комментировали ни при подготовке расследования полгода назад, ни в своем свежем заявлении. В котором «не заметили» и то, что их «надежная» защита уже отменена Кабмином. И это, к счастью, не принесло никаких выгод ЕДАПС, а только позволило государству сэкономить сотни миллионов гривен в год.
ПК Украины акцентирует в своем заявлении, что проверка в сюжете проводилась по «неизвестным письмам» с помощью «неизвестного устройства», а потому «является фальсификацией». Зато в ходе сюжета отсканирована «легальная» акцизная марка, защитный код перепечатан на обычную бумагу. Сканирование копии дало тот же результат, что и сканирования оригинала. «Неизвестный прибор», которым журналисты сканировали акциз, – Iphone5. Почему только для этого телефона выпущена программа для сканирования защитного кода ПК Украины. Телефон с программой предоставлен же налоговиками, о чем в частности свидетельствует заставка «Миндоходов» в программе сканирования.
Отметим, что официально налоговики просили журналистов не рассказывать о существовании iphone 5, увеличительной линзы и специального программного обеспечения. Более того, мы получили чуть ли не единственный экземпляр телефона с программой. ПК «Украина» ввел такой «штрих-код», который контролирующие органы не могли проверить, потому что не было оборудования. В течение года ни налоговики, ни МВД не могли проверить защитный элемент, стоимостью в треть миллиарда. Зачем он тогда вообще был нужен?
P.S.Программе «Наши Деньги» все равно, кто будет печатать акцизные марки. Лишь бы не воровали.
По материалам телепрограммы «Наши Деньги»
Tweet