Коррупционные схемы консорциума ЕДАПС и полиграфкомбината «Украина» на марках

Государственный ПК «Украина» обвинил журналистов телевизионного проекта «Наши деньги» в лоббировании интересов консорциума «ЕДАПС». Мол, журналисты «на заказ» пятнают репутацию честных полиграфистов. Такую реакцию комбината вызвал сюжет, в котором телевизионщики рассказали о выплатах более 300 млн.грн. государственным ПК «Украина» фирме, подконтрольной Эдураду Ставицкому.

Разница между коррупционными схемами «ЕДАПС» и ПК «Украина» Нацбанка: сумма одинакова, схемы разные.

Выплаты проводились за право наносить на государственные акцизные марки защитный элемент, который, как установили журналисты, не защищает. После выхода сюжета в эфир летом 2014, Кабмин заставил полиграфистов убрать защитную «точку» с марок и уменьшить цену на акциз. Таким образом в 2015 году марка акцизного налога подешевела.

Примечательно, что схему с заработком на акцизах изобрел … именно консорциум ЕДАПС, в помощи котором обвинили журналистов государственные полиграфисты. Сами они начали использовать эту схему после отстранения ЕДАПС от госзаказов через постоянные коррупционные скандалы.

История с подорожанием акциза началась в начале 2013 года. Тогда правительство ввело новую систему защиты населения от фальсификатов. В результате стоимость акцизных марок должна возрасти с осени 2013: на алкогольные напитки – на 0,27 грн за штуку, а для сигарет – на 0,142 грн / штука.

Образцы новых акцизных марок разработал консорциум ЕДАПС. Он мог их и печатать. Однако, в марте 2013 журналисты сайта «Наши деньги» выяснили, что «едапсовцы» не только подготовили марки, но и запатентовали их. Поэтому государство должно платить компании не только за акциз, но и за «изобретательность». Такая новость возмутила чиновников. Миндоходов отказалось от запатентованного изобретения ЕДАПС и в срочном порядке обратилось к другому производителю – государственному «ПК Украина».

«Оказывается, новые марки «ЕДАПС» запатентовал на одно из предприятий, которое имеет прямое отношение к консорциуму. Даже при безразличном отношении прошлой власти к морали, ее министрам трудно было смириться с таким беспределом. В мае 2013 года мы получили письмо Миндоходов с просьбой в кратчайшие сроки разработать новую марку акцизного налога с системами защиты», – возмущался директор ГП «ПК «Украина» Максим Степанов, в интервью «Зеркалу недели» год назад.

Уже в августе 2013 года, Министерство доходов и сборов заключило соглашение с ГП «Полиграфический комбинат «Украина» на изготовление новой марки. Однако, производителя изменили, а повышенная цена за марку осталась неизменной.

«Фактически от нас потребовали изготовить более совершенную марку, но по ценам ЕДАПС. И мы сделали это, добавив такие защитные элементы как интаглио-печать, голограмму, графический защитный элемент, который невозможно скопировать методом слепого копирования . Но самое важное даже не это. … Во-первых, в нем зашита информация о подлинности марки, и которую можно считать с помощью прибора … », – убеждает Степанов.

То есть, по словам Максима Степанова, Миндоходов попросило комбинат «усовершенствовать» марку, но по стоимости коррупционного «ЕДАПС». Новация полиграфистов – графический защитный элемент – аналог «штрих-кода» – чиновников устроила.

В результате, государство выделило на «честную печать НК Украины» те же 316 000 000, которые были запланированы «с коррупционной накруткой ЕДАПС».

С 1 сентября 2013 года в Украине начали выпускать новые дорогие акцизные марки с дополнительной защитой. Однако летом 2014 вышло расследование программы «Наши деньги». Журналисты просканировали защитный элемент, который оказался обычным двухмерным кодом. В этом коде была зашифрована информация об области Украины, дате производства и слова «табак отечественный». Никакого уникального номера, по которым можно было бы выяснить – кто производитель, каким путем двигалась пачка табака в торговых сетях, или любую уникальную информацию в элементе не было закодировано.

рис.1

То есть, с помощью сканера журналисты увеличили изображение, отсканировали защитный элемент на марке акцизного налога, а затем распечатали этот код, путем офсетной печати на обычной белой бумаге. После этого, просканировали «защиту» и тогда снова увидели ту же информацию: область, дату и производителя.

Однако, в обращении, ПК Украина отметил, что их защиту подделать невозможно.

«Технология графического защитного элемента относится к физически неклонированной функции (PUF, Physical Unclonable Function). Физически неклонированные функции – это функции, которые интегрируются в физическую структуру продукта во время производственного процесса и вследствие наличия множества случайных компонентов функцию невозможно смоделировать или воспроизвести », – говорится в обращении.

Звучит красиво, но в чем именно «неклонированность функции» кода ПК «Украина» и УНИТА – совершенно непонятно. Более того, печатный код очевидно физически клонированный. Неудивительно, что даже в примерах настоящего PUF печатные коды отсутствуют, зато присутствуют гораздо более технологичные материалы .

Неудивительно, что после сюжета программы Кабмин 19 ноября утвердил новый дизайн акцизной марки, на котором дополнительная защита отсутствовала. Однако даже во время расследования – разработчик защиты и выгодоприобретатель всей схемы остался тайным. Директор ПК Максим Степанов отказался рассказать, кто получил сотни миллионов гривен, ссылаясь на коммерческую тайну.

В декабре 2014 года Госфининспекция отчитывалась, что разработчиком и получателем средств является компания «Унит». В течение сотрудничества государственные полиграфисты оплатили «Унита»:

  • 131 млн грн (второе полугодие 2013)

  • 148 млн грн (первое полугодие 2014).

Рис.2.

Указанные суммы являются вознаграждением за использование запатентованного изобретения, а именно программы «Трек-энд-трейс» для нанесения защитного элемента. Сумма за второе полугодие 2014 года у отчете не указана.

Основатель фирмы «Унит» – кипрская компания «Фериоло Холдингз Лтд», в 2013-2014 годах ее соучредителем была компания «САЙКОН Холдингс ЛТД» ( «Sykon Holdings LTD»).

Как выяснило издание «Deutsche Welle», компания «САЙКОН» является владельцем кипрскои фирмы «Магавения Инвестментс» ( «Magavenia Investments»), на которую недавно переписали ООО «Актив капитал групп». До недавнего времени этим ООО владела теща Эдуарда Ставицкого – Валентина Ушакова. Директором «Актив капитал групп» до сих пор остается Анатолий Ставицкий, отец экс-министра.

рис.4 

рис.5

Напомним также, что фирма ( «Sykon Holdings LTD») была задействована в сделке с заменой кассовых аппаратов в масштабах всей страны, введенной Министерством доходов и сборов.

В то же время, вопреки собственному осеннему постановлению, которое прекращало использования «защиты Ставицкого» в 2015 году, 29 декабря 2014 Кабинет министров продлил печать псевдозащиты на один месяц, до 1 февраля 2015 года.

рис.9

После выхода обновленного сюжета о сотрудничестве «Унита» и государственного ПК «Украина», материалы о чем являются официальными и базируются на отчете ГФИ, госполиграфия обвинила журналистов в лоббировании интересов консорциума «ЕДАПС».

рис.3

Основанием для этого стало то, что в качестве технического эксперта в одном из эпизодов сюжета привлечен директор по производству «СП Голография», которое входит в состав Консорциума ЕДАПС.

По мнению госполиграфистов, сам факт такого привлечения свидетельствует о предвзятости предоставленных в сюжете фактов. Хотя сам факт возможности подделки – не может быть предвзятым. Он просто факт. Защитный код – легко копируется и не содержит внутри ничего кроме типа товара, области производства и года. С таким же успехом эти данные можно было бы печатать прямо на пачке сигарет. Эффект тот же, а государство сэкономило бы треть миллиарда.

Отдельно стоит отметить, что информацию о возможности подделки дорогой защиты ПК «Украина» не комментировали ни при подготовке расследования полгода назад, ни в своем свежем заявлении. В котором «не заметили» и то, что их «надежная» защита уже отменена Кабмином. И это, к счастью, не принесло никаких выгод ЕДАПС, а только позволило государству сэкономить сотни миллионов гривен в год.

ПК Украины акцентирует в своем заявлении, что проверка в сюжете проводилась по «неизвестным письмам» с помощью «неизвестного устройства», а потому «является фальсификацией». Зато в ходе сюжета отсканирована «легальная» акцизная марка, защитный код перепечатан  на обычную бумагу. Сканирование копии дало тот же результат, что и сканирования оригинала. «Неизвестный прибор», которым журналисты сканировали акциз, – Iphone5. Почему только для этого телефона выпущена программа для сканирования защитного кода ПК Украины. Телефон с программой предоставлен же налоговиками, о чем в частности свидетельствует заставка «Миндоходов» в программе сканирования.

рис.6 рис.7

Отметим, что официально налоговики просили журналистов не рассказывать о существовании iphone 5, увеличительной линзы и специального программного обеспечения. Более того, мы получили чуть ли не единственный экземпляр телефона с программой. ПК «Украина» ввел такой «штрих-код», который контролирующие органы не могли проверить, потому что не было оборудования. В течение года ни налоговики, ни МВД  не могли проверить защитный элемент, стоимостью в треть миллиарда. Зачем он тогда вообще был нужен?

P.S.Программе «Наши Деньги» все равно, кто будет печатать акцизные марки. Лишь бы не воровали.

По материалам телепрограммы «Наши Деньги»

 

You may also like...