В Украине снова планируют внедрить систему видео- и фотофиксации дорожного движения

В нашей стране видео- и фотофиксация дорожных правонарушений всегда была темой для обсуждений, скандалов, а зачастую и судебных тяжб. В конце января 2014 г. Верховная Рада Украины проголосовала за отмену 9 законов, принятых ручным голосованием 16 января 2014 г. 

Среди них был и Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты об ответственности за административные нарушения в сфере дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме». Тем самым фотофиксация правонарушений была признана незаконной.

На круги своя

Не так давно состоялось заседание парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, на котором был представлен законопроект 2562«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». 21 мая он был принят Верховной Радой в первом чтении.

Напомним, когда во время правления В. Януковича был принят закон, предусматривающий фотофиксацию, многие в нашей стране считали, что он нарушает законные права граждан. Тогда была введена система штрафов на основе автоматической видео- и фотофиксации нарушения правил дорожного движения. Причем денежный штраф в размере минимального из предусмотренных КоАП за соответствующее нарушение накладывался не на водителя, а на лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Исключением стали лишь транспортные средства, зарегистрированные на предприятия и организации.

Тогда данный законопроект вызвал волну протестов среди собственников автомобилей и водителей. Кроме того, он находился в перечне так называемых «диктаторских законов», поэтому и был отменен. А сегодня власть вновь пытается изменить нормы законодательства так, чтобы вернуть видео- и фотофиксацию в правовое поле Украины.

Смягчение в высказываниях

Риторика представителей нынешней власти относительно внедрения видео- и фотофиксации куда более лояльна, чем год назад. Что же удалось изменить в этом сложном вопросе, чтобы он снова стал актуальным?

Законопроект №2562 был разработан Министерством внутренних дел. Одним из основных заданий данного документа является снижение уровня дорожно-транспортного травматизма со смертельными и другими тяжкими последствиями. Законопроект предусматривает внедрение системы автоматической фотосъемки и/или видеофиксации административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Его инициаторы приводят в пример опыт таких стран, как Германия, Швеция, Великобритания, Италия, Швейцария, Австрия, Нидерланды, Франция и др.

Есть в этом документе несколько норм, которые вызвали некий интерес в обществе. Одна из таких – ст. 9-1, повествующая о принципе презумпции невиновности в законодательстве Украины об административных правонарушениях. Суть ее, по мнению многих специалистов, сводилась к тому, что на лиц, которые были привлечены к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не распространяется.

Этот момент прокомментировал министр внутренних дел Арсен Аваков. «В законопроект была внесена норма, разработанная нашими юристами, но в обществе она была воспринята как отмена презумпции невиновности. На самом деле мы полагали ввести норму, которую условно назвали для себя «презумпция правоты полицейского», – сказал он. Что имелось в виду? Полицейский, применяя меру воздействия к нарушителю на улице, должен иметь на это право. Принцип такой: сначала подчиняйся, потом оспаривай.

Министр отметил также, что на данный момент эта норма исключена из правительственного законопроекта. Он считает, что внедрять ее сейчас, в условиях массового недоверия украинцев к правоохранительным органам, будет неправильно. Вопрос расширения прав полицейских можно будет поднимать лишь после того, как уровень доверия людей к ним будет повышен.

Регресс автофиксации

Правительственным законопроектом предлагается внедрить новый вид административных взысканий – так называемые штрафные баллы. Размеры штрафов или количество штрафных баллов должны быть установлены в санкции статьи. А уполномоченным сотрудникам подразделений патрульной службы милиции и работникам соответствующих подразделений МВД, которые обеспечивают безопасность дорожного движения, предлагается предоставить полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Кроме того, вновь предполагается закрепление на законодательном уровне нормы, согласно которой ответственность за нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которые были зафиксированы в автоматическом режиме, будут нести юридические или физические лица, на которых зарегистрировано транспортное средство. Хотя и с некоторыми оговорками. В частности, вводится такое понятие, как регресс автофиксации. О нем А. Аваков рассказал на примере.

Так, если собственник передал автомобиль другому лицу во временное пользование, а позже получил т. н. «письмо счастья», он будет иметь полное право регрессом адресовать штраф тому, кто пользовался автомобилем в тот момент. Кроме того, по словам министра, физическое лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, или которое ввезло ТС на территорию Украины, будет освобождено от ответственности за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в случае, когда автомобиль или иное транспортное средство и его номерной знак выбыли из его владения вследствие противоправных действий других лиц (другими словами, при похищении автомобиля). По этой же схеме от ответственности будет освобождено и юридическое лицо.

Штрафбалл

Новшеством станет понятие штрафных баллов, на основе которых и будут налагаться штрафные санкции. В ст. 27 законопроекта разработчики определили, что штрафом, как и раньше, является денежное взыскание, однако накладывается оно не только на граждан и должностных лиц, но и на юридических лиц за административные нарушения. Кроме того, предусмотрено, что штраф за правонарушение в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированное в автоматическом режиме, может быть наложен на гражданина после использования им штрафных баллов.

Штрафными баллами, согласно законопроекту, являются взыскания, которые налагаются на гражданина за совершение им правонарушения, зафиксированного в автоматическом режиме. Система построена так, что каждому гражданину, который имеет право управления транспортным средством, с начала (со дня получения права управления ТС) и до конца года будут насчитаны 150 баллов. У водителя, который нарушил ПДД, что было зафиксировано в автоматическом режиме, будет отчисляться определенное количество штрафных баллов.

В Министерстве внутренних дел предусмотрели также ситуацию, при которой размер взысканий в виде штрафных баллов будет превышать остаток баллов гражданина – в этом случае штрафные баллы будут налагаться на остаток независимо от размера баллов, указанных в статье Кодекса.

Ст. 171-2 КоАП об особенностях производства по делам по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий о привлечении к административной ответственности законопроектом предлагается расширить – в ее ч. 3 должно быть предусмотрено, что в делах об админправонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, которые были зафиксированы в автоматическом режиме, обязанность доказывать наличие обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 14-2 Кодекса, возлагается на истца.

Тем временем Конституционный Суд Украины признал не соответствующими Основному Закону положения ч. 2 ст. 171-2 КАСУ и рекомендовал Верховной Раде Украины срочно урегулировать вопрос обжалования судебных решений местного общего суда как административного в делах по поводу решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий о привлечении лица к админответственности. Напомним, решение Конституционного Суда является обязательным к выполнению на территории Украины, окончательным и не может быть оспорено.

Автор: Алексей Смашный, «Судебно-юридическая газета»

 

You may also like...