Налоговый компромисс – пародия на реформу
Налоговая система Украины далеко не идеальная. Попытки провести качественную налоговую реформу до сих пор не увенчались успехом и были, к сожалению, скорее пародией, а не самой реформой. Те, кто платил заработную плату, не скрывая фактических доходов, не получили никакого уменьшения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда… Что скрывается под ширмой налоговой реформы?
Для того, чтобы она действительно была качественной, по мнению специалистов, нужно исключить коррупцию, уменьшить налоговую нагрузку на заработную плату, восстановить доверие между государством и бизнесом, способствовать инвестициям, а также увеличить поступления в бюджет путем роста экономики, а не увеличения налогов. Бытует мнение, что под видом налоговой реформы нам предлагается новое увеличение ставок налогов. Так ли это на самом деле, и какие основные идеи реформирования налоговой системы, узнавала «Судебно-юридическая газета».
НДФЛ и ЕСВ – тень или легализация?
Подавляющее большинство реформ находятся сегодня в той стадии, когда значительная по объемам работа еще не привела к улучшению жизни людей и бизнеса. А налоговая реформа как раз та, которой больше всего ожидают в нашей стране. Если разобраться в проблемных вопросах, которые необходимо решить для качественного проведения налоговой реформы, на самом деле их очень много. Одним из таких вопросов является налогообложение доходов физических лиц и единый социальный взнос, а точнее, их размеры. Рассмотрим разные точки зрения налоговых реформаторов.
Коалиционное соглашение говорит об уменьшении фискальной нагрузки на фонд оплаты труда (ФОТ), в т. ч. размера единого социального взноса до 18% с применением предохранителя в виде обязательного сохранения размера начислений и отчислений с ФОТ в течение года и постепенного перераспределения фискальной нагрузки на ФОТ между работодателем и наемным лицом; обеспечения уплаты налога с доходов физических лиц исключительно по месту осуществления деятельности работника, с доходов которого этот налог платится.
В Программе деятельности КМУ идет речь о легализации заработной платы путем уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда. План мероприятий по выполнению программы КМУ и Стратегии «Украина-2020» говорит об уменьшении налоговой нагрузки на заработную плату с целью ее детенизации, а также об усилении ответственности за выплату заработной платы «в конвертах» (разработка изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины) и об обеспечении уплаты налога с доходов физических лиц исключительно по месту осуществления деятельности работника, налог с доходов которого удерживается. Меморандум между Украиной и МВФ предлагает уменьшать размер единого социального взноса и поощрять вывод заработной платы из тени.
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики определяет базовою ставку НДФЛ в размере 10% (действующая 15/20%); единую ставку ЕСВ в размере 20%; постепенное создание альтернативы упрощенной системе налогообложения в виде развития системы налогообложения доходов самозанятых лиц; минимальное количество отчетных форм и платежей (раз в год); либерализацию правил составления первичных документов и отсутствие фискальных проверок.
В целом наработок указанного Комитета ВР очень много. Некоторые эксперты называют предлагаемую им налоговою реформу очень либеральной. Например, член палаты налоговых консультантов Ольга Богданова отметила, что «если говорить о налоговой реформе Минфина, то в ее адрес поступило много критики. Комитет Верховной Рады работает над либеральной налоговой реформой, которая предусматривает существенное снижение ставок и самое главное – создание нормальных условий для общей системы налогообложения, в частности крупного бизнеса и физических лиц.
Если говорить про крупный бизнес, можно сделать акцент на снижении ставок налога на прибыль до 15% и переходе на налогообложение распределенной прибыли. Это означает, что независимо от того, прибыль у вас или убыток, облагаться будет то, что вы вынимаете под дивиденды. Платят только большие компании, транснациональные – у них расходы будут приравнены к распределенной прибыли.
Что касается среднего бизнеса, то это снова переход на распределенную прибыль, ставка 15% и поднятие для обязательной регистрации налогоплательщика НДС до 5 млн. Т. е. если у вас небольшой оборот, вы можете оставаться на общей системе налогообложения. Важным аспектом налоговой реформы является и снижение нагрузки на Фонд оплаты труда крупного и среднего бизнеса».
Реанимационный пакет реформ в вопросе налогообложение доходов физических лиц и единого социального взноса заявляет об уменьшении ставки до 18%. НДФЛ, по их мнению, нужно приблизить к единой ставке 15% и сделать компенсацию за счет детенизации налога на недвижимое имущество. По результатам данных предложений приняты законы:
• «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014;
• «О внесении изменений в раздел VIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» по уменьшению нагрузки на фонд оплаты труда» от 02.03.2015;
• «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда» от 28.12.2014.
По мнению экспертов, снижение ставок ЕСВ в предлагаемом виде не способствует легализации доходов граждан. Все те, кто платил заработную плату, не скрывая фактических доходов, не получили никакого уменьшения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. А тем, кто платит только приемлемый минимум, введение понижающего коэффициента при выполнении условий для его применения не приносит никакой выгоды, только лишние расходы. А что касается работника, то ему с увеличенного (легального) дохода придется заплатить еще и налог на доходы физических лиц и военный сбор, и он получит на руки легальную зарплату, но в значительно меньшем объеме.
Изменения законодательства о взыскании единого социального взноса не снизило налоговое давление на бизнес. Фактическое количество объектов налогообложения при формальном уменьшении количества налогов не сократилось, и заработные платы остаются в тени.
Однако сам старт процесса реформирования налогообложения доходов физических лиц является положительным. При этом снижение ЕСВ должно идти синхронно с объединением ЕСВ и НДФЛ. Снижение ставок должно касаться всех, в т. ч. начислений на фонд оплаты труда. Создание предпосылок для легализации доходов с помощью новых инструментов и уменьшения налоговой нагрузки, а также проведение реформы финансового рынка (в частности по негосударственному пенсионному обеспечению) должно стать приоритетом в данном вопросе. Также, по мнению специалистов, необходимо ввести жесткие санкции за неоформление договоров с работниками и усиление ответственности за невыплату заработной платы.
Налог на прибыль – упростить?
Комитет Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики в реформировании налога на прибыль предлагает снизить базовую ставку налога до 15% (действующая 18%), а также отменить авансовые взносы, введенные с 1 января 2013 г., механизм взимания которых не содержит экономического обоснования и не учитывает текущее финансовое состояние налогоплательщика.
В результате приняты Законы «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налогу на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса» от 25.12.2014.
По мнению экспертов, с одной стороны, декларируется упрощение учета, а с другой – остается отдельный налоговый учет необоротных активов, налоговые корректировки по которым приводят к увеличению налоговой нагрузки. Также введены две нормы, которые дублируют друг друга и фактически устанавливают новый объект проверок. Причем реализация этих норм осложнена отсутствием в органах фискальной службы квалифицированного персонала, несовершенной системой бухгалтерского учета и некачественными налоговыми разъяснениями относительно норм законодательства о бухгалтерском учете (особенно положений международных стандартов бухгалтерского учета).
В вопросе акцизного налога с розничных продаж Комитет ВР по вопросам налоговой и таможенной политики предлагает ввести электронные процедуры администрирования акцизного налога. Речь идет о введении акцизной накладной как обязательного электронного документа, который будет составляться при осуществлении всех операций по реализации горючего на внутреннем рынке.
Это позволит предотвратить случаи реализации на АЗС неучтенных объемов топлива, с которых не уплачен акцизный налог, а также сократить доли теневого сектора рынка. Упоминается и о введении электронной акцизной марки для табачных и алкогольных изделий, и о постепенном увеличении ставок акцизов до уровня, предусмотренного соглашением с ЕС.
Реанимационный пакет реформ говорит о ликвидации акциза на автомобили. Да и акцизный налог с розничных продаж, по мнению специалистов, необходимо отменить, поскольку он негативно влияет на предпринимательскую деятельность и не соответствует европейским нормам.
Фискальные органы и сами предприниматели столкнулись с проблемой администрирования акциза розничной торговли, который, по сути, не взимается в магазинах без кассовых аппаратов. При этом торговцы, которые имеют кассовую технику, вынуждены работать в неравных условиях, продавать сигареты и алкоголь по более высокой цене с учетом 5% «наценки», поэтому введение данного акциза создает неравные условия торговли для мелких и крупных торговых предприятий и, соответственно, противоречит основным принципам системы налогообложения в Украине.
Кроме того, по мнению экспертов, проблемы возникают, когда акцизный налог с розничных продаж предусматривает двойное налогообложение. А отсутствие стратегии гармонизации ставок этого налога с европейскими стандартами приводит к поднятию ставок акциза и установлению новых налогов без надлежащего обоснования, что ухудшает бизнес-климат. В этом вопросе было бы приемлемо разработать график гармонизации акцизных ставок в соответствии с европейским законодательством в целях эффективного планирования бюджетных поступлений, а также отменить акцизный налог на розничную торговлю подакцизными товарами как несоответствующий Соглашению об ассоциации.
Цепная реакция
Налоговая реформа тесно связана с реформами в других сферах, в частности конституционной, административной, судебной, реформой государственной службы, пенсионной и др. Например, административная реформа и децентрализация предусматривают передачу части бюджетных полномочий местной власти, что будет создавать конкуренцию между регионами и влиять на эффективность взимания налогов.
В контексте децентрализации также важна налоговая реформа, которая предусматривает, среди прочих мер, изменения в системе государственного управления и передачу властных полномочий и ответственности из центра на уровень органов местного самоуправления. Антикоррупционная и судебная реформы положительно повлияют на защиту прав бизнеса, который является важным индикатором для иностранных инвесторов. К сожалению, в 2015 г. все эти реформы проводятся не очень активно, что создает дополнительные препятствия для инвестирования в Украину.
Несовершенство судебной и правоохранительной систем, отсутствие четкой государственной программы борьбы с организованной преступностью, в т. ч. в экономической сфере, низкий уровень доверия населения к судебным и правоохранительным органам усугубляют ситуацию и создают дополнительные стимулы для ведения бизнеса «в тени». Еще одной проблемой является частая смена законодательного регулирования, что делает невозможным эффективное планирование бизнеса и способствует постоянному поиску путей его тенизации.
Налоговая реформа также тесно связана с пенсионной, предпосылки для осуществления которой возникли уже давно. Среди таких предпосылок можно назвать уменьшение количества налогоплательщиков в солидарной системе, рост налоговой нагрузки на работающих, большую разницу в размере пенсий, а также постоянный дефицит Пенсионного фонда.
При этом дефицит ПФ компенсируется из государственного бюджета, а следовательно, эти средства приходится забирать из других статей расходов или собирать путем повышения налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Отсутствие доверия бизнеса к государству и государства к бизнесу, высокая бюрократизация, несовершенное институциональное и законодательное обеспечение – это также немаловажные препятствия на пути к качественной налоговой реформе.
КОММЕНТАРИИ
Богдан Санин, судья Окружного административного суда Киева
– К нам массово поступают дела относительно нерегистрации налоговых накладных в едином реестре налоговых накладных, а также дела по расторжению договоров о признании электронных документов. Данная проблема возникла в связи с тем, что согласно Кодексу предусмотрена только электронная отчетность, а не бумажная, как было раньше. Никуда не исчезает и категория так называемых бесспорных дел. Это типовые категории, которые можно выделить в налоговых спорах.
Налоговая реформа должна облегчить ведение бизнеса, это ее основная цель. Но на данный момент она обусловливает лишь какие-то преграды для того, чтобы в Украину заходили инвесторы, или чтобы человек был заинтересован в ведении своего бизнеса. Мы общаемся с бизнесом и понимаем, что перспектив нет. НДС-счета, которые введены, возможно, и являются предохранителем от «налоговых ям», но при этом отбирают оборотные средства у предприятий, что заставляет их искать кредиты или другие альтернативные пути, чтобы «заморозить» эти деньги. Это не развитие бизнеса, а наоборот. Я думаю, что глобальной налоговой реформы, к сожалению, не произошло.
Антон Поляничко, замначальника отдела обеспечения работы председателя Высшего административного суда Украины
– У нас пытаются сделать какую-то реформу, не осознавая глубинных проблем, которые эта реформа призвана решить. На самом деле причина в том, что есть несколько групп плательщиков налогов, и у каждой из них свои интересы. Эти интересы в какой-то мере должны быть отражены в налоговой реформе.
На данный же момент четко не определено, какие есть группы, кто из них и за что будет платить. Налоговая реформа, которая проходит сейчас, не учитывает, с одной стороны, существование огромного теневого сектора, который будет работать по своим правилам, а с другой стороны, у нас есть транснациональные корпорации, которые платят часть налогов с украинского бизнеса, а основную прибыль получают за пределами Украины. Они могут позволить себе платить налоги даже в том объеме, который сейчас установлен. Возникает конфликт между этими платформами. Объединить их – это очень кропотливая работа, ведь здесь преобладает политика. Поэтому любая налоговая реформа, к сожалению, обречена.
Автор: Яна Собко, «Судебно-юридическая газета»
Tweet