Война в Нагорном Карабахе. Что нужно знать об армяно-азербайджанском конфликте

В ночь на 2 апреля минобороны самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики объявило о наступлении азербайджанских военных почти по всей линии соприкосновения. Открытая Россия напоминает историю конфликта и анализирует, какие риски новая эскалация создает для России

Линию армяно-азербайджанского соприкосновения в Нагорном Карабахе, даже после окончания войны в 1994 году, нельзя было считать спокойным местом. Вооруженные инциденты (чаще в виде коротких перестрелок) там происходили довольно часто.

С 2014 года количество столкновений увеличилось — словно «после Крыма» противоборствующие стороны почувствовали, что «теперь-то уж можно».

В ноябре 2014 года азербайджанская армия сбила военный вертолет армии Нагорного Карабаха, что едва не привело к новой войне, а в апреле 2016 года бои развернулись практически вдоль всех границ Карабаха.
 

ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА

Кровавые столкновения и погромы начались в Нагорном Карабахе в 1988 году — еще во времена перестроечного СССР. А с 1991 года, с распадом Союза, полыхала полномасштабная война: с танковыми ударами, массированными артиллерийскими обстрелами и авиабомбежками.

Эта первая (и вряд ли последняя) карабахская война закончилась в мае 1994 года обычной для многих постсоветских конфликтов «заморозкой».

Де-факто Азербайджан войну проиграл: Нагорно-Карабахская республика стала хоть и непризнанным, но полностью независимым от Баку государством. Азербайджанская армия сохранила контроль лишь над незначительной частью территории Карабаха. Зато армяне контролируют куда более обширные участки азербайджанской территории, граничащие с Карабахом, но не входившие в его состав до войны. Благодаря захвату этих территорий Карабах, который в довоенные времена был по сути этническим армянским анклавом, теперь имеет протяженную общую границу с Арменией.
 

ДВАДЦАТИЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА К РЕВАНШУ

Армяно-азербайджанская война подняла авторитет и армянских военных, и, особенно, армии НКР на немыслимую ранее высоту: была одержана победа над страной, которой досталось куда больше оружия из советских арсеналов, чем Армении, не говоря уж о превосходстве Азербайджана в людских ресурсах. Тем не менее азербайджанская армия понесла более серьезные потери в личном составе и технике. Тысячи этнических азербайджанцев из Нагорного Карабаха и сопредельных территорий вынуждены были бежать в Азербайджан.

По мнению военного аналитика Александра Храмчихина, на протяжении долгого времени после окончания войны вооруженные силы Армении и НКР были, наряду с дисциплинированной и хорошо обученной армией лукашенковской Белоруссии, самыми боеспособными войсками постсоветского пространства. Правда, Храмчихин подчеркивал, что потом армяне начали сталкиваться с теми же проблемами в военном строительстве, что и белорусы, — с нехваткой денег. Но если для Белоруссии вероятность большой войны крайне невелика, то для Армении и НКР эта вероятность всегда была сверхвысокой: на востоке по-прежнему находился Азербайджан, который зализывал раны, ничего не забыв, но многому научившись.

В начале 2000-х благодаря росту мировых цен на нефть у Азербайджана появилось то, чего не было ни у Армении, ни тем более у НКР, — деньги. Соответственно, появилась возможность возрождать (точнее, создавать заново) свои вооруженные силы. Этой возможностью в Баку немедленно начали пользоваться. С середины 2000-х армия Азербайджана подвергалась ускоренной модернизации. Технический разрыв между армянами и азербайджанцами быстро сокращался.

В армии непризнанной Нагорно-Карабахской республики с населением менее 150 тысяч человек числится более трехсот танков — в основном, не очень новых, но все еще вполне боеспособных Т-72.

Стоянка военной техники на демаркационной линии со стороны Армении, 2012 год.

Стоянка военной техники на демаркационной линии со стороны Армении, 2012 год. Фото: Антон Якунин / ТАСС

Азербайджан тоже начал массово закупать танки и другую бронетехнику, чтобы пополнить свой поредевший в войне парк. В середине 2000-х закупили крупные партии подержанных Т-72 у России, Украины и Белоруссии, а позднее «Уралвагонзавод» начал отгружать азербайджанцам новейшие российские танки Т-90.

Россия поставляет Азербайджану и другую современную технику: например, тяжелые огнеметные системы ТОС-1А с издевательским названием «Солнцепек» и вертолеты МИ-35П.

Азербайджан пытался сотрудничать в области закупок новейшей техники с Украиной, но столкнулся с тем, что украинский ВПК не способен выполнять контракты и поставлять в срок нужное количество техники. А азербайджанцам нужны именно новые, современные образцы, чтобы иметь качественный перевес над армянами на поле боя.

Таким образом именно российский ВПК стал основной кузницей азербайджанской военной мощи. Это выглядит странно, если учесть, что Армения, а не Азербайджан, является членом ОДКБ и единственным союзником России в Закавказье. Но азербайджанцы были платежеспособными партнерами.

Многие военные эксперты подчеркивают, что в начале XXI века время работало на Азербайджан: благодаря доходу от экспорта нефти он становился все сильнее, а армянская военная машина с годами ветшала. Но все же по состоянию на апрель 2016-го азербайджанцы еще не достигли такого значимого военного перевеса, который гарантировал бы им успех в войне.

Начавшееся падение мировых цен на углеводороды, конечно, влечет за собой и обеднение Азербайджана, но вряд ли стресс из-за этого фактора мог бы сам по себе подтолкнуть руководство страны к военной авантюре. К тому же, какподчеркивал Александр Храмчихин, хотя Азербайджан сейчас и сильнее, но у армян есть преимущество оборонительной позиции: «Для них победа — это сохранение статус-кво, а для азербайджанцев победа — это полный захват Нагорного Карабаха. То есть у Азербайджана гораздо более сложная задача, и поэтому успех ему не гарантирован, несмотря на превосходство в силах».
 

ПОЗИЦИЯ РОССИИ

Наша страна в случае начала второй карабахской войны оказывается в непростой ситуации. Россию и Армению связывает договор о взаимопомощи в случае военной агрессии. Разумеется, России меньше всего хочется воевать с Азербайджаном, которому годами поставляла танки и другую технику, из-за армян. И есть лазейка, позволяющая избежать этого.

Дело в том, что Нагорно-Карабахская республика — не Армения. Если азербайджанцы ограничатся наступательными действиями исключительно на территории Карабаха и прилегающих к нему районов (то есть на международно-признанной азербайджанской территории), Россия будет иметь полное право не вмешиваться в конфликт, ограничиваясь словами о недопустимости эскалации и призывами к немедленному перемирию. В принципе, Азербайджану и не нужно вторгаться на территорию самой Армении, где находится российская военная база, тем более в Баку понимают, что такой шаг будет означать возможное военное вмешательство России на стороне армян.
 

ТУРЕЦКИЙ ФАКТОР

Во время предыдущей войны Турция занимала проазербайджанскую позицию, и в этом нет ничего удивительного: Азербайджан и Турция действительно являются братскими странами. Отношения Турции и Армении, напротив, традиционно неприязненные, отяжеленные мрачным бэкграундом. Представление об Армении как о союзнике России делает эту страну еще более неприятной для правительства Эрдогана.

Сегодня, в условиях жесточайшей конфронтации между Москвой и Анкарой, армяно-азербайджанский конфликт становится еще более опасным и непредсказуемым по своим последствиям.

Автор: РОМАН ПОПКОВ, openrussia.org

 

You may also like...