Зона отчуждения 30 лет спустя: 10 малоизвестных фактов о Чернобыльской АЭС

Через 30 лет после страшной Чернобыльской катастрофы человек начинает постепенно задумываться над возвращением мертвой Зоны отчуждения в хозяйственное пользование. Речь не идет о проживания населения – в ближайшие несколько тысяч лет об этом можно даже и не думать.  Земли Зоны отчуждения будут превращены в заповедник и еще 100 тысяч лет будут оставаться без людей…

Однако вполне реально превратить «Зону» в хозяйственный объект будет приносить пользу науке и средства государству. Нигде на Земле (к счастью, конечно) нет подобных уникальных условий для развития флоры и фауны. Оказывается, что все совсем не так, как в игре S. T. A. L. K. E. R. или в серии романов «Темная башня» Стивена Кинга – радиация превратила животных в мутантов, не повлекла за собой появление новых видов – по крайней мере, пока что (кто знает, что будет потом). Исследователи отмечают, что некоторые органы у «местных» видов работают иначе, чем у их родственников на других территориях, в будущем это может повлечь определенные эволюционные изменения. Сегодня же «Зона» может похвастаться невероятно чистым воздухом, тишиной, разнообразием флоры и фауны и полным отсутствием антропогенного воздействия на свои земли.

Накануне печальной годовщины журналисты агентства УКРИНФОРМ побывали в Зоне отчуждения, посетили промышленную площадку Чернобыльской АЭС и подготовили подборку малоизвестных фактов о Чернобыльской АЭС.

Фото: Владимир Тарасов, Укринформ

Фото: Владимир Тарасов, Укринформ

1. Около 60% территории Зоны отчуждения станут пригодными для проживания человека уже чере 30-60 лет, ведь эти земли уже даже сегодня являются относительно чистыми. Однако нет никакой экономической целесообразности в возвращении населения в «Зону», ведь Север Украины является малопригодной для ведения сельскохозяйственной деятельности, поэтому в 6 раз менее заселен, чем остальные регионы. Собственно, именно из-за невысокой производительности местных земель более чем полвека назад эта территория была выбрана для строительства Чернобыльской атомной электростанции. Еще одно обязательное условие для строительства АЭС – наличие достаточно большого водоема рядом, река Припять вполне подходила для этих целей.

Сегодня, чтобы вернуть население на эти земли, придется потратить немалые средства на проведение исследований. Поэтому от этой идеи было решено отказаться в пользу проекта по созданию особого заповедника и проведения научных работ по изучению воздействия радиации на организмы видов, которые невероятно размножились на территории без людей.

2. Еще 40% территории «Зоны» никогда нельзя будет использовать для проживания населения. Ну – как никогда? В 102014 году это, теоретически, было бы возможно. Как известно, земли вокруг ЧАЭС загрязненные несколькими типами радионуклидов. Период их полураспада составляет от 29 до 24 тысяч лет! Как помним из курса физики, в результате полураспада радионуклиды не исчезают полностью, но их становится вдвое меньше, чем было. Итак, за более чем 100 тысяч лет чернобыльские земли полностью очистятся, и там будет благоприятное для человека радиоэкологическая среда.

3. Туристический интерес к «Зоне» ежегодно только растет. Скорее всего, это связано с распространением «культуры постапокалипсиса» среди молодежи. В частности, в 2015 году Зону отчуждения посетило более 17 тысяч туристов, это больше, чем было в 2014 году. В связи с этим Государственное агентство по управлению Зоной отчуждения планирует привлекать частный капитал и развивать туристическое направление. Это принесет дополнительные средства в бюджет и позволит поддерживать безопасные маршруты в надлежащем состоянии. Однако объекты, которые от времени и отсутствия ухода начинают разрушаться, станут закрытыми для посетителей.

Для сравнения, Зона отчуждения в Беларуси полностью ограничена для посещения посторонними лицами, никакого туризма там нет. Однако раз в год туда может любой желающий попасть на вполне законных основаниях – в день Радуниці. Так называется весеннее праздник поминовения умерших у восточных славян, который официально отмечается в Беларуси. Разрешение на посещение «Зоны» предоставляется только тем, у кого там были похоронены родственники, но этим охотно пользуются все желающие.

4. Около 70% территории Зоны отчуждения – это лес. Еще 30% занимают поля, которые также постепенно зарастают. В прошлом году, во время масштабных весенних пожаров, вызванных поджогом, сгорело аж 7% территории. Однако к вопросу обеспечения пожарной безопасности в «Зоне» относятся более чем серьезно. Работы по чистке леса и подготовки противопожарных траншей ведут 500 работников предприятия «Северная пуща».

5. После аварии на Чернобыльской АЭС уровень загрязнения радионуклидами реки Днепр повысился в 10-15 раз по сравнению с доаварійними показателями. Несмотря на это, уровень загрязнения все еще не превышает допустимые санитарные нормы. Однако радионуклиды продолжают попадать в воду. Радиоактивные грунтовые воды «зоны» стекают в реку Припять, а оттуда попадают в Днепр, Черное море и мировой океан.

6. В течение 30 лет общее воздействие радиации в Зоне отчуждения уменьшилось в 10 тыс. раз. А благодаря строительству первого саркофага радиационные выбросы в атмосферу инженерных сооружений 4 энергоблока сократились в 125 раз. За этими холодными цифрами стоят жизни и здоровье почти 100 тысяч ликвидаторов. В первые годы люди работали вокруг реактора с расчетом радиационной дозы в 25 рентген на человека. Получить такое облучение можно было за считанные минуты, если не за секунды. Однако выбора не было, кто-то должен был устанавливать оборудование, строить «Укрытия-1», захоранивать радиационно зараженные земли, сносить дома, вырубать деревья и даже отстреливать домашних животных, которые остались на облученной территории…

Фото: Владимир Тарасов, Укринформ

Фото: Владимир Тарасов, Укринформ

7. Вес нового саркофага, объекта «Укрытие-2», составляет 30 тыс. тонн. Это самая большая арочная постройка Европы и самый большой движущийся объект такого размера. В ноябре этого года монтаж арки будет полностью завершен, и ее надвинут на старый саркофаг. Проектированием и возведением нового укрытия заведует французская компания Novarka. Именно их проект победил на конкурсе. К этому же 4-й энергоблок хотели просто залить бетоном. Однако такое решение не позволяло бы контролировать почти 200 тонн радиационных отходов – все, что осталось от бывшего реактора. После введения конфаймента в эксплуатацию в ноябре 2017 года Украина пока что остается сам на сам с Чернобыльской катастрофой, ведь на случае нет никаких договоренностей с донорами относительно дальнейшего финансирования снятия ЧАЭС с эксплуатации и проведения работ по преобразованию «Зоны» в экологически безопасную систему.

8. Конструктивное решение построения именно аркоподібного саркофага дает возможность контролировать состояние остатков реактора. Он будет стоять сто лет, и за эти сто лет человечество должно придумать, каким образом разобрать и захоронить все 200 тонн отходов. К сожалению, пока что нет ни соответствующего проекта, ни финансирования, ни наработок относительно концепции будущего хранилища для таких отходов. Пока что предполагается, что разбирать остатки реактора будут роботы японского производства.

9. Наиболее загрязненные территории Зоны отчуждения непригодны для проживания населения, однако в теории могут принести Украине экономическую пользу, если развивать там альтернативную энергетику. Установка ветряков и солнечных батарей требует огромных площадей малопродкутивной земли, и в этом плане наиболее загрязненные земли «Зоны» выглядят достаточно привлекательно. Еще более интересно (и реально) выглядит проект по строительству в Зоне отчуждения твердотопливных котлов одновременно с насаждением специальных сортов ивы, которая быстро растет. Однако все это – пока лишь в планах.

Фото: Володимир Тарасов, Укрінформ

Фото: Владимир Тарасов, Укринформ

10. В «Зоне» еще и сегодня проживают 158 самоселов. Несмотря на то, что они употребляют воду и продукцию, взятые на зараженных землях, средний возраст жителей чернобыльских территорий составляет 80 лет. Теоретически, человек мог бы вернуться на менее загрязненные земли уже за полвека, но в этом нет экономической целесообразности. Стоимость исследований, которые пришлось бы для этого провести, несравнимая с экономической выгодой, которую могло бы принести заселение Зоны отчуждения. Поэтому эти земли будут превращены в заповедник и еще 100 тысяч лет свободно дышать без людей…

Автор: Руслана Чечулина, Дмитрий Строкач, УКРИНФОРМ 

You may also like...