Судьи-предатели подлежат аресту
Спустя два года, наконец, сдвинулся с мертвой точки вопрос о судьях-коллаборационистах. Около 200 человек, сохраняя статус украинского судьи, служат в сепаратистских «судах» Луганской и Донецкой области, а также в оккупационных российских судах на территории АР Крым. 14 ноября Высший совет юстиции дал добро на задержание и содержание под стражей первых 4 человек из луганских судей-коллаборационистов.
Однако в отношении большинства остальных даже дисциплинарные дела не рассмотрены.
Первые четверо из сотен
Лишение свободы от 8 до 15 лет грозит четырем судьям Луганской области. Такое наказание предусматривает ч.1 статьи 258-3 УК Украины (создание террористической организации, руководство ею, участие или содействие ей), по которой открыто уголовное производство в отношении судей Краснолучского городского суда Луганской области Виктора Долотина, Галины Ковальчук, Лилии Скнариной, а также судьи Брянковского городского суда Натальи Черновой.
Об их задержании и содержании под стражей Генеральная прокуратура ходатайствовала перед Высшим советом юстиции, и ВСЮ такое разрешение дал. Это первая ласточка в деле правосудия над судьями, которые пошли на сотрудничество с сепаратистами.
Таких немало. Только на оккупированной территории Луганской области, согласно открытым источникам, в «судах» «ЛНР» заседают около четырех десятков бывших украинских судей (а некоторые сочиняли кодексы для «республики»), больше полусотни стали судьями «ДНР». Больше ста человек, числясь по сей день украинскими судьями, работают в российских судах на территории оккупированного Крыма.
Ситуация для стороннего наблюдателя выглядит весьма странно. Даже без учета криминальной составляющей и нарушения присяги. Эти судьи больше 2 лет не выходят на работу, не подают деклараций о доходах (а они обязаны это делать) – и, тем не менее, сохраняют свой статус.
Некоторые из них пытались уйти в отставку и получать пенсию украинского судьи, одновременно работая в «органах правосудия» сепаратистов. Другие пытались уволиться по собственному желанию. Все это вместо того, чтобы быть изгнанными с позором и клеймом предателя, а также, возможно, уголовного преследования по упомянутой выше ст. 258-3 УК Украины. Это не удалось практически никому из них.
Однако на вопрос, что с ними всеми делать, ответа не было долгое время. Впечатление такое, что Высший совет юстиции (ВСЮ) и Высшая квалификационная комиссия судей Украины (ВККСУ) тянули время в надежде, что все разрешится как-нибудь само собой.
И вот – первые согласия на задержание судей-коллаборантов. Понятно, что для фактического задержания они должны оказаться на территории, подконтрольной Украине. Но сам факт санкции – это уже очень много.
Начальник Главного управления Национальной полиции в Донецкой области Вячеслав Аброськин объявил о розыске еще шести судей самопровозглашенной ДНР
Снова «рассмотрение отложено»
Также спустя 2 года ВККСУ открыла дисциплинарные производства в отношении ряда судей. 21 сентября 2016 года на сайте комиссии опубликовано сообщение, что на основании обращений ВСЮ и спикера Верховной Рады Владимира Гройсмана такое производство открыто в отношении 15 судей Апелляционного суда Луганской области, 11 судей Луганского окружного административного суда (в отношении части из них – по обращению председателя Луганского окружного админсуда Чиркина), судей Алчевского, Брянковского, Краснодонского, Краснолучского, Перевальского, Свердловского, Стахановского городских судов, а также Артемовского и Жовтневого районных судов города Луганска.
Это вселяет надежду. Но ожидать скорого рассмотрения дисциплинарных производств не приходится.
Скажем, 15 ноября ВККСУ должна была рассмотреть «дисциплинарки» по 8 судьям Луганского окружного админсуда. Но решения были – «отложить рассмотрение».
Новость на сайте квалификационной комиссии озаглавлена «Комиссия рекомендует уволить судью». И, действительно, в тексте говорится, что такое представление внесено комиссией в ВСЮ относительно судьи Апелляционного судьи АР Крым. Однако основной текст составляет перечисление судей, после фразы «Отложен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности».
В длинном перечне 8 судей Луганского админсуда, судья Донецкого апелляционного суда и 101 судья крымских судов разных инстанций.
Что мешает ВСЮ?
Эта ситуация, которая тянется два года, в более-менее активную фазу начала вступать год назад, когда о судьях-коллаборантах, собравшихся в почетную отставку, начала писать пресса. Публикациям предшествовали запросы в ВСЮ, в ВККСУ, в перемещенные на подконтрольную Украине территорию суды. К запросам прилагались сканы указов «главы ЛНР» Плотницкого о назначении судей «судьями» в «ЛНР». После этого шума спустить на тормозах и по-тихому уволить перебежчиков было сложно.
Однако, как видим, по сей день вопрос об их статусе не решен, в подвешенном состоянии и вопрос дисциплинарных взысканий.
Все это напоминает положение с привлечением к ответственности сепаратистов в судах на освобожденных территориях Донбасса. В феврале нынешнего года прокурор Луганской области Юрий Квятковский рассказывал, что судьи зачастую затягивают принятие решений.
К тому времени первые 12 «заочных осуждений» рассматривались в суде целых 3 месяца. По полгода рассматривались дела о финансировании терроризма и участии в незаконных вооруженных формированиях. Дела организаторов «референдума» о независимости Луганской области лежали в судах по году!
Такое положение в ведомстве связывали с тем, что судьи просто боятся выносить решения. Поскольку у многих из них есть привязки к Луганску – часть эвакуированных судей по-прежнему владеют недвижимостью в столице ЛНР, у некоторых там живут родственники.
Такие аргументы, к слову, в сентябре 2015-го приводили судьи Апелляционного суда Луганской области, запрещая активистам съемку:
«Мы из Луганска, наши семьи, имущество находится там, мы под давлением находимся там, смертные списки», – сказал судья.
Что мешает Высшему совету юстиции и ВККСУ быстрее решить вопрос о судьях-перебежчиках, остается догадываться. Если исключить откровенно коррупционные версии, то останется лишь одна – корпоративная солидарность с бывшими коллегами.
В то же время начало движения в направлении правосудия над коллаборантами положено. Связать его можно как с давлением гражданского общества на Генпрокуратуру, ВСЮ, ВККСУ, так и с началом судебной реформы в Украине.
Автор: Александр БЕЛОКОБЫЛЬСКИЙ, «РГ»
Tweet