Киевская власть: «Можете считать, что тарифы на парковку взяты из головы»

Киевские власти приучили жителей столицы, что передвижение по Киеву на автомобиле — роскошь. Вопрос нехватки парковочных мест в городе доселе решался так: там, где нельзя было оборудовать платный паркинг путем нанесения белых линий на асфальт, устанавливались запрещающие стоянку знаки. А на борьбу с нарушителями отправлялась армада эвакуаторов. Реорганизация парковочной службы, по которой место 10 районных операторов парковки КП «Киевтранспарксервис» заняла одна структура, взимающая плату с водителей по единым тарифам, призвана даже не решить, а лишь снизить (и то — в обозримом будущем) остроту проблемы парковок.

Покажите мне богатого человека, и я отниму у него деньги

Если коротко охарактеризовать суть ново-введений, удовольствие оставить автомобиль, не опасаясь эвакуации, будет стоить дороже. Скажем, для работников офисов по улице Шелковичной эта статья расходов ежемесячно составит около 50 у.е., а для их посетителей час стоянки обойдется в 7 грн.(см. бокс «Паркинг по абонементу»). «В тарифы за парковку мы заложили инвестиционную составляющую, — поясняет Елена Полищук, директор КП «Киевтранспарксервис».

— Эти деньги пойдут на строительство подземных паркингов». Что ж, вполне резонно, если учесть, что степень автомобилизации украинской столицы не дотягивает до большинства европейских городов, а значит, количество автомобилей в городе будет расти. «Но этим (строительством паркингов — прим.) можно будет заниматься не раньше чем через два-три года», — уточняет г-жа Полищук. Видимо, власти для себя определили именно такой срок для аккумулирования суммы средств, требуемой для реализации озвученной цели. Сколько же на самом деле средств из сумм, оплаченных водителями за парковку, будет реально направлено на строительство новых подземных стоянок, выяснить пока не представляется возможным: на вопрос журналиста о размере инвестиционной составляющей Елена Полищук сообщила, что тарифы утверждены киевской властью, мол, с нее и спрос. Последняя же, в лице заместителя головы КГГА Ирэны Кильчицкой, на вопрос журналиста ответила буквально следующее: «Можете считать, что тарифы на парковку взяты из головы».

В 2006-м доходы 10 районных коммунальных предприятий составили 12 млн грн. (и это — без учета около 300 тыс. грн. дневного «левого навара». Приблизительно такие же доходы вследствие реорганизации парковочного бизнеса рассчитывают выручить столичные чиновники в ближайший год. Даже если предположить, что 20% (немыслимая, как для Украины, цифра) от упомянутой суммы будет собрано в виде инвестиционной надбавки (составляющей) тарифа, в абсолютном значении выйдет 2,4 млн грн. За три года набежит 7-8 млн грн. Если по-стараться, эти средства можно и приумножить, используя различные финансовые инструменты. Но, во-первых, общественность пока не узнала, сколько реально из собранных за парковку средств будет вложено в виде инвестиций в создание новых паркингов, а во-вторых, нет ясности, что же будет происходить с этими деньгами до того момента, как начнут строить паркинги.

Но, по большому счету, суммы, которую удастся собрать, явно недостаточно для решения столь актуальной проблемы не то что для всей столицы, но даже для ее центра.

Поедем на извозчике

По мнению «ВД», ни поднятие тарифов, ни создание единого парковочного оператора проблему нехватки парковочных мест не решит. Необходимо пересмотреть сам подход к решению транспортной загруженности столицы. Ныне за основу взята организация скоростных дорог, для чего предусматривают сооружение широких проспектов, часто — за счет расширения улиц. Однако куда актуальнее было бы создание эффективных разъездов с главных транспортных артерий города и регулирование количества транспорта на этих выездах. То есть снижение скорости движения за счет светофоров при уменьшении времени, на протяжении которого водители простаивают в пробках. Сейчас же расширение улиц и создание скоростного режима движения по ним приводит к обратному, и автомобили все равно скапливаются в пробке в месте сужения — эффект бутылочного горлышка.

В результате закупорки широких улиц транспорт устремляется на параллельные узкие улицы, которые во всем мире и предназначены для организации парковок. Чтобы места стоянки автомобилей не мешали движению, такие улицы целесообразно сделать односторонними. Что же касается проспектов и скоростных дорог, то парковка на них должна быть строго запрещена. Однако парковки в Киеве появляются хаотично — впрочем, как и знаки, запрещающие стоянку автомобиля в конкретном месте.

В то же время планирование в организации парковок должно быть обязательным, и это могло бы стать вторым шагом к снижению остроты проблемы. Распланировать центральную часть города нужно таким образом, чтобы предусмотреть организацию паркингов возле офисных центров. В Киеве до этого руки не дошли — нет даже планов создания самих офисных и деловых кварталов, они появляются хаотически и часто предусматривают обустройство паркингов на гораздо меньшее количество автомобилей, чем требуется в действительности. Сооружение парковок на определенное количество мест можно поставить одним из условий передачи земли в аренду. Таким образом, из парковочного тарифа на коммунальных стоянках исчезнет инвестиционная составляющая, а у арендаторов появится возможность зарабатывать на парковках.

После проектирования общественных паркингов городским властям следует отдать право зарабатывать на стоянке авто частным операторам. Со стороны городских властей должны быть лишь четко сформулированы требования по работе паркингов и безопасности оставляемых там автомобилей, после чего на тендерах можно будет найти наилучшего оператора для той или иной стоянки. Собственно, отчасти по такому прин-ципу построены ночные стоянки для автомобилей — единственное отличие в том, что никаких тендеров там не проводится.

И операторы сами выбирают место под будущий паркинг, лишь согласовывая его организацию с районными властями. Создав подобную конкуренцию, городские власти могли бы со временем ужесточить требования к парковочным операторам: в их числе и создание единой и простой системы оплаты парковки, и оборудование паркингов системами видеонаблюдения, и ремонт дорожного покрытия в паркинговых зонах. Пока же в погоне за водительскими деньгами городские власти направляют все усилия на борьбу с нечистоплотными парковщиками и недобросовестными водителями, бросающими свои авто в запрещенных для парковки местах.

Я бы взял частями. Но мне нужно сразу

«Ни одно из районных коммунальных предприятий, которые работали на рынке платных парковочных услуг, не знало конкуренции, поскольку в каждом районе они, соответственно, были единственными операторами парковки, — убежден Сергей Кириленко, председатель Киевского городского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины. — С появлением КП «Киевтранспарксервис» ситуация не изменится». Тем не менее АМК официально не был против реорганизации, затеянной столичными властями на рынке парковок.

Однако некоторые районы города проявляют удивительную неуступчивость — операторы парковочного хозяйства в Дарницком и Голосеевском районах столицы отказываются передавать свои ресурсы городскому парковщику. Руководители районных операторов, находящихся во фронде к городским властям, были не особо словоохотливы с корреспондентом. Заместитель директора КП «Печерскпарксервис» Олег Немченко назвал передачу своих ресурсов КП «Киевтранспарксервис» рейдерством, а его дарницкий коллега обсуждать проблему отказался вовсе. Как стало известно, это может быть связано с тем, что КП «Киевтранспарксервис» в настоящее время ведет переговоры с данными районными операторами, и между ними идет банальный торг за будущие блага. «А вообще, парковщиков, которые не вошли в КП «Киевтранспарксервис», мы будем «брать силой», — говорит Ирэна Кильчицкая, заместитель главы КГГА. — На парковки в этих районах мы будем ставить своих людей».

Паркинг по абонементу

1 зона — 7 грн./час, 21 грн./день, 249 грн./месяц

2 зона — 5 грн./час, 15 грн./день, 210 грн./месяц

3 зона — 3 грн./час, 9 грн./день, 126 грн./месяц

1 зона — в границах пл. Европейской, ул. Трехсвятительская, ул. Михайловская, ул. Большая Житомирская, ул. Владимирская, ул. Льва Толстого, пл. Льва Толстого, ул. Большая Васильковская, ул. Саксаганского, ул. Эспланадная, ул. Бассейная, ул. Шелковичная, пл. Европейская.

2 зона — в границах ул. Набережно-Крещатицкая, ул. Ярославская, переулок Ярославский, ул. Нижний Вал, ул. Глыбочицкая, ул. Артема, ул. Мельникова, ул. О. Телиги, ул. Довженко, ул. Индустриальная, бул. Чоколовский, пр. Краснозвездный, пл. Московская, бул. Дружбы Народов, ул. Набережно-Крещатицкая.

3 зона — другие улицы Киева.

ТАТЬЯНА ОПАНАСЕНКО, Власть денег

Читайте также: