Криминальные «тромбы» украинских нефтепроводов
«Несанкционированный отбор»… Весьма серьезны интересы людей, причастных к криминальным врезкам в трубопроводы. В этих сферах обращаются не просто очень большие, а «очень огромные» деньги. Взывать к совести тех, кто ворует транзитные нефтепродукты, бесполезно. Всем предельно ясно, что вся эта «теневая» индустрия не может работать автономно от политической системы и даже – политического руководства.В последние годы в политической лексике прочно укоренилось словосочетание «несанкционированный отбор». Касается это нефти, газа, газоконденсата, дизельного топлива и прочих веществ, транспортируемых по подземным трубопроводам. На высоком межгосударственном уровне этот самый несанкционированный отбор (а это всего лишь благозвучный синоним понятия «воровство») становится своеобразным рычагом политического влияния. И как всякий политический инструмент имеет избирательное применение.
В одних случаях это словосочетание неделями не сходит с газетных страниц и не смолкает в эфире, в других — «пропадает» на долгие месяцы. Но значит ли это, что сам процесс недозволенного отбора продукта из трубопроводов в эти периоды затишья прекращается? Увы, материалы дают основания усомниться на этот счет.
Игра в пазл?
Собственно, располагаем мы оперативной информацией правоохранительных органов. Она структурирована не самым лучшим образом. Одни эпизоды прописаны подробно, иные даны лишь штрихами, а некоторые фрагменты и вовсе присутствуют без начала и конца.
Разложив эти документы на столе, передвигая их и меняя местами, чтобы найти логические связи и выстроить правильную последовательность, я поймал себя на мысли, что занимаюсь чем-то, похожим на игру в пазл. С той разницей, что на коробке магазинного пазла всегда нарисована правильная картина, которую нужно лишь повторить, сцепляя кусочки цветного картона. А тут информационные «пазлики» трудно сочетались между собой, да и исходной картины я, разумеется, знать не мог.
Впрочем, а кто сказал, что мне в руки должен попасть готовый криминальный очерк, где все подтверждено и разложено по полочкам!? Разведданные (а речь идет именно о такого рода информации), как известно, отличаются от учебника истории. Но ценность в том, что эти сведения есть сегодня и отражают то, что происходило вчера, возможно, происходит в данную минуту или свершится завтра. Так что с публикацией этих сведений мы решили не затягивать. Слишком кричащие это факты, чтобы ждать или заниматься их долгой литературной обработкой. Печатаем, как есть. Учебники пусть пишут потом.
Итак, речь идет о хищениях нефти и дизельного топлива, имевших место на трубопроводах в Волынской, Винницкой, Львовской и Житомирской областях. В Винницкой проходит труба государственного нефтепровода «Одесса — Броды», в остальных трех областях — продуктопровод, за работу и безопасность которого ответственно предприятие «ПрикарпатЗападТранс». Согласно оперативным данным, на этих подземных магистралях орудуют более десятка группировок, промышляющих несанкционированными врезками. Работают дерзко, масштабно, и с ними, по образному признанию одного из участников событий, «боится связываться даже милиция».
В чем образность? Да в том, что, как следует из оперативных данных, эти группировки покрываются и координируются самими работниками милиции — высокими чинами из соответствующих областных УВД МВД в Украине. Итак, речь пойдет о милицейской мафии «под землей».
Просто цистерна нефти
Приведем выдержки из рапорта на имя начальника управления ГАИ в Одесской области подполковника милиции Дубасова С. (здесь и в дальнейшем тексте цитаты поданы языком и в стилистике оригинала):
«Любашівський взвод ЖРЗПЗ № 724 від 03.04.2008
03.04.2008 р. під час проведення оперативно-профілактичних заходів по відпрацюванню території автошляху Київ—Одеса співробітниками Любашівського взводу ДПС при УДАI ГУМВС України в Одеській області на 318 км. автошляху Київ — Одеса був зупинений автомобіль Мерседес д/н ВН 2131 ВС з напівпричепом цистерна д/н ВН 5259 ХТ, під керуванням водія Димитрова Віктора Андрійовича (04.06. 1969 р. н., мешкає Одеська область м. Ізмаїл вул. Московська 13/23), який перевозив нафту в кількості 33.857 тонн на суму 39800 тис. гривень з документами, викликаючими сумнів у дійсності. Водій, автомобіль та вантаж доставлено до Любашівського РВ, проводиться перевірка».
Что было дальше? Автомобиль вскоре отпустили по указанию, как значится в оперативной сводке, начальника, генерал-лейтенанта К…го Б. А. При этом милиционеров как будто и не насторожил тот факт, что в цистерне была сырая нефть, которая в соответствии с украинским законодательством на территории нашей страны должна транспортироваться только по трубопроводам. Купить один бензовоз нефти официально в Украине практически невозможно. Минимальная товарная партия может измеряться в тысячах таких бензовозов. То есть налицо явное нарушение закона.
За последние годы был осуществлен ряд незаконных врезов в продуктопроводы, похищено светлых нефтепродуктов более чем на 55 млн. долл., что зафиксировано в бухгалтерской документации ОАО «АК Транснефтепродукт». Однако официальных претензий к украинским властям, ответственным за безопасность транзитных продуктопроводов на территории нашей страны, не поступало. Ни от компании «УкрРосТранснефтепродукт», ни от предприятия «ПрикарпатЗападТранс». Не поступало сигналов и от руководителей, ответственных за состояние трубопровода «Одесса — Броды». Что весьма странно. Таким образом, остается предполагать чью-то личную причастность к организации «отбора» из этого самого трубопровода?
В соответствии с распоряжением от 10.08.2007 г. одного из руководителей ОАО «АК Транснефтепродукт» Н…ва Ф. И. проведены проверки на обслуживающих трубопроводы предприятиях. Работала комиссия в составе трех человек, под руководством замначальника ДЗ ОАО «АК Транснефтепродукт» П…ова Е. Н. Каких-либо нарушений целостности трубопроводов не обнаружено. Более того, даже выявленные ранее и задокументированные правоохранительными органами три криминальные врезки (на 177-м, 202-м, 208-м километрах трубопровода по транспортировке дизельного топлива от Овруча до границы с Венгрией) не были отражены в соответствующей документации ДП «ПрикарпатЗападТранс». Не было зафиксировано и каких-либо следов выхода нефтепродукта.
В то же время только за 9 месяцев 2007 г. лишь на территории Житомирской области имели место около 30 криминальных врезок. Информация об этом подробно подавалась как в районных (Новоград-Волынский р-н), так и в областных СМИ.
Фактов хищения нефтепродуктов за июнь — август 2007 г. комиссией не выявлено. В то же время согласно оперативному балансу «ПрикарпатЗападТранс», недостача дизельного топлива составляет около 500 т. Полтысячи тонн солярки, «испарившихся» за два месяца?! Каково же в таком случае качество проверок трубопроводов, проводимых уже упоминавшимся П…вым Е. Н. и директором ДП «ПрикарпатЗападТранс» Малыхиным В. К.?
Все это дало повод правоохранителям определенного уровня и статуса задуматься. Была предпринята тайная, но весьма масштабная проверка работы некоторых должностных лиц на предприятиях трубопроводного транспорта.
Куда уехал «Вольво»?
Позволю себе процитировать служебное донесение одного из оперативных работников, чью фамилию (в силу понятных причин) называть нецелесообразно:
«Нами установлено, что 26—29 сентября 2007 г. С…ов П. Д. (старший группы), а также его подчиненные Г…к Н. С., С…н Р. Н. Осуществили 2 врезки на участке от г. Коростень до г. Ковель, на 63-м километре автомагистрали между Новоград-Волынским и Коростенем. Врезки совершены как в нефтепроводе «Одесса — Броды» (нефть), так и в продуктопроводе ДП «ПрикарпатЗападТранс» (солярка). При врезке находились руководители отрядов двух предприятий и работники спецмилиции. С…ов с подельниками проживали в г. Новоград-Волынский Житомирской области в частной гостинице «Лион» в номерах 213, 214 и 104 под своими фамилиями».
Вся эта информация, как следует из оперативного донесения, легла на стол руководству УВД МВД Украины в Ровенской области в присутствии гражданина РФ, который был командирован в Украину для выяснения и уточнения причин пропажи солярки.
За ликвидацию этой преступной группировки гражданин РФ подарил ответственному за операцию генерал-майору милиции П…ому С. Н. очень дорогой мобильный телефон (квитанция о его покупке до настоящего времени находится у покупателя), а также другие ценные подарки.
Со стороны руководства ровенской милиции обещаний было дано много. Но результат — нулевой, поскольку работники криминального блока так и не получили от своих руководителей никаких указаний. Равно как не получило соответствующих указаний и руководство спецмилиции по охране трубопроводов на территории Волынской, Житомирской, Ровенской и Львовской областей.
Из-за бездеятельности правоохранителей одной из группировок вскоре было похищено 60 м3 солярки из продуктопровода, принадлежащего ДП «ПрикарпатЗападТранс». А из нефтепровода «Дружба» — 30 м3 нефти. Нефть и солярка, как значится в донесении, были перевезены в Одесскую область на нефтебазу в Белгород-Днестровский р-н, с. Шабо (ул. Вокзальная, 17). Документы на перевозку предоставил Ш…ий И. И. от ООО «Эко-Сервис». Согласно документам, нефтепродукты передавались на ответственное хранение. Но в действительности они были реализованы. В частности, дизельное топливо С…ов П. Д. сбывал через фермера К…ва В. И. (Одесская обл. Болградский р-н, с. Канчево). А добытая нефть была отправлена на частный нефтеперерабатывающий завод в АРК, г. Феодосия.
«15.11.07 г. нам поступила информация о том, что группа из четырех человек готовится совершить врезку в Винницкой области. С…н Р. Н. — сварщик, В…ко А. М. — подсобник, Б…к В. Ф. — подсобник, Г…ко В. П. — водитель). Проживают в гостинице «Скифский вал» Винницкой обл. Немировского р-на, с. Озеро. Также обнаружили автомобиль «Вольво» ВН 28-32 АХ, прицеп ВН 3374 ХТ. Прикрытие по совершению врезки и вывозу краденого осуществляет Б…ий С. А. и подразделение СБ по охране нефтепровода.
По этому поводу было сообщено заместителю начальника милиции Винницкой области Зубарю Н. Г.»
Как значится в оперативном донесении, полковник милиции Николай Зубарь получил от коллег-оперативников сигнал о совершении преступления на трубопроводе в 7 утра 16 ноября. В его руках оказался полный расклад: фамилии, личные данные и места проживания врезчиков, марка, госномер и приметы машины, на которой предположительно будут вывозиться краденые нефтепродукты, предполагаемый маршрут следования и пр. Но только в 16 часов того же дня милиционеры под руководством полковника Зубаря задержали указанный «Вольво» с прицепом с ворованной нефтью.
При этом в донесении говорится, что из-за непонятной медлительности г-на Зубаря бензовоз с краденой нефтью чуть было не упустили, поскольку у оперативных работников не было полномочий самостоятельно задерживать злоумышленников. Правдами-неправдами они задержали бензовоз на 9 часов, ожидая бойцов Зубаря с соответствующим ресурсом и полномочиями.
Однако уже утром следующего дня водителя автомобиля в винницкой милиции отпустили, мотивировав это тем, что «он ничего не знает». А спустя два дня автомобиль и нефть передали на ответственное хранение в предприятие «Агротеп», к которому также имеет отношение г-н Ш…ий И. И. Разгрузка была произведена на базе в с. Шабо.
Примечательно, что именно Ш…ий является хозяином упомянутого «Вольво». И, повторимся, именно Ш…ий подписал товарно-транспортные накладные (они были изъяты у водителя при задержании) от имени своей фирмы «Агротеп».
Также у водителя изъяли фрагменты специальной топографической карты, на которой в мельчайших подробностях показана траса нефтепровода и обозначены запорные устройства (с соответствующими паспортными номерами, по которым можно определить тип и состояние устройства) на этом трубопроводе. Надо ли говорить, что такие карты являются секретными и, что называется, составляют государственную тайну!?
Как и в случае с задержанием «Мерседеса» на 318-м километре трассы Одесса—Киев 3.04.2008 г., автомобиль «Вольво» также перевозил сырую нефть, о чем свидетельствует запись в товарно-транспортной накладной. Выходит, что бензовоз с незаконной нефтью (а она, повторюсь, по определению не может законно находиться в отдельно взятой автоцистерне), который принадлежит г-ну Ш…ому, передан на ответственное хранение (до расследования ситуации) саму г-ну Ш…ому!
После этого, как утверждается в донесении, г-н Зубарь в течение пяти дней не отвечал ни по одному из телефонов. За это время следователь Винницкого областного УБОП ст. лейтенант Я…кий окончательно отпускает и водителя, и машину. То есть улики и один из основных соучастников полностью уводятся от правоохранительных органов. Во время странной недосягаемости полковника Зубаря ст. л-т Я…ий, похоже, «правильно поступил» с машиной и водителем…
Также в донесении значится: кроме водителя Г…ко, задержаны и остальные участники группы — В…ко, Б…к, С…н. А через два дня (18.11.2007 г.) также по этому делу были задержаны и С…ов (при попытке дачи взятки) с Б…им: «В настоящее время проходит еще 14 человек как подозреваемые. С…ова и С…ин сознались в осуществлении трех врезок на трубопроводе, принадлежащем ДП «ПрикарпатЗападТранс», — говорится в донесении.
Командовать «парадом» можно из СИЗО?
При этом в пакете оперативных сведений в редакцию также попали копии имеющихся в уголовном деле двух явок с повинной — Б…ого (зарегистрирована 25.11. 07 г.) и С…на (регистрационный номер 349 от 23.11.07 г., принял оперативный дежурный УМВД Украины в Винницкой области Ч…ка). В этих собственноручно составленных бумагах оба задержанных признались в осуществлении нескольких десятков врезок. Также значилось, что «С…ов П. Д., против которого уже было заведено 4 уголовных дела по факту воровства из нефтепровода «Одесса—Броды» по статье 185, часть 5, и он находился в розыске по Украине. Следователем Н…им В. В., который вел дело С…ова П. Д. , все дела были закрыты, а С…ов снят с розыска.
Н…ий В. В. познакомил С…ова П. Д. с Т…ом В. А. (СБ нефтепровода «Одесса — Броды»), который имеет тесные контакты с М…ым (руководство «Прикарпатнефтепродукт»), Г…ей Г. П. (СБ «Прикарпатнефтепродукт»), Я…им И. В. (терминал), Н…им Н. Н. (площадка в Новоград-Волынском)».
Также в донесении значится, что следователь УБОП Я…кий за 20 тыс. долл. передал в следственный изолятор, где содержался задержанный С…ов, мобильный телефон, что позволило последнему продолжать руководить оставшимися на воле подельниками (в частности, передавать указания Г…бу О.), которые продолжали прокручивать теневые операции с нефтепродуктами.
В этой истории, повторимся, очень много белых пятен. И вопросов больше, чем ответов. Почему отпустили водителя, почему не вызвало подозрения наличие у него секретных карт с расположением трубопровода? Имеется ли какая-либо связь между следователем УБОП Я…ким и Ш…ким И. И.? Действительно ли Т…юк В. А. накануне истории с задержанием бензовоза «Вольво» встречался в Новоград-Волынске с Я…ким И. В., Н…ким Н. Н. и Г…ей Г. П.? Действительно ли предметом их переговоров был вопрос о закупке ворованной солярки в Новоград-Волынске и доставки железнодорожными цистернами на нефтебазу в село Шабо Одесской области? Действительно ли вторым вопросом переговоров этих людей стала организация серии врезок в продуктопровод «Прикарпатнефтепродукта» для отвода внимания правоохранительных органов от нефтепровода «Одесса—Броды»? Действительно ли ворованную солярку из Одесской в Ровенскую область перевозили под сопровождением полковников милиции из ГАИ ГУВД МВД в Одесской области Л…ка П. и О…ка В.?
Позволим себе процитировать еще одно оперативное донесение. Оно не имеет отношения ни к нефти в «Одесса — Броды», ни к дизельному топливу, подающемуся в сторону венгерской границы. Оно даже географически «взято» совершенно в другом регионе. Но тем не менее может послужить информацией к размышлению о том, что происходит в украинских подземных трубопроводах и в наших властных коридорах:
Дело было под Полтавой
«Отримані дані свідчать про здійснення крадіжок газоконденсатної сировини за вказівкою начальника УМВС в Гадяцькому та Котелевському районі. Зокрема відомо, що безпосередньо керує та дає відповідні вказівки, за погодженням з генералом В…ом, начальник ВВБ підполковник міліції П…як С. П. Вказана особа, ще перебуваючи на посаді начальника Гадяцького РВ УМВСУ, створила групу, що здійснювала розкрадання, а кошти передавав генералу, за що отримав позачергове звання та посаду… Розкрадання здійснювалось та здійснюється в районі с. Веприк Гадяцького району з продуктопроводу ГПУ «Полтавагазвидобування». Для забезпечення безпечних умов «праці» за особистою вказівкою полковника міліції Ш…пи О. І. (в подальшому він відмовився «кришувати» розкрадання нафти, відчувши, що справа може набути розголосу. — Авт.) залучаються працівники ДАI з м. Полтави, які блокують трасу з двох сторін під час виїзду на неї бензовозу. Обсяг викраденої за один раз сировини становить 28 метрів кубічних. В окремих випадках П…як С. П. особисто виїжджає на місце крадіжки…
В липні поточного року до посадовця Зіньківського ВР УМВСУ звернувся посадовець Котелевського ВР УМВСУ з пропозицією спільно проводити крадіжки газоконденсату. При цьому він зазначив, що говорить з ним від імені генерала В…ка М. та П…ка, і останні, в разі надання посадовцем Зіньківського РВ УМВСУ своєї згоди, обіцяють йому свою підтримку та 7 копійок з літру викраденої сировини. При цьому котелевський посадовець зазначив, що він вже неодноразово здійснював розкрадання за вказівкою вищевказаних осіб.
Крім того, в серпні 2007 року на місці скоєння крадіжки працівниками Зіньківського РВ затримано автомобіль ДАФ ( державний номер СВ 0364 ХХ) ємністю 32 кубічних метри (осіб на місці скоєння злочину не затримано). За фактом скоєння крадіжки Зіньківським РВ УМВСУ 23.08.2007 року порушено кримінальну справу № 07060137 за ознаками злочину, передбаченого ч. 4 ст. 185 КК України. Відразу ж після порушення кримінальну справу до свого провадження, за вказівкою начальника УМВСУ, забрали слідчі обласного управління. І автомобіль був забраний до м. Полтава… за отриманими даними, автомобіль повернутий власнику за винагороду в 15 тис. дол. США. А справа призупинена в зв’язку з не встановленням осіб, причетних до скоєння крадіжки».
Ухищрения, к которым прибегают расхитители нефтепродуктов, просто поражают. Скажем, упомянут эпизод, когда над трубопроводом злоумышленники соорудили ангар, где и устроили незаконную врезку. В ангар загоняют бензовоз, наполняют, и он как ни в чем не бывало выезжает и следует «по назначению». Врезки проводят опытнейшие мастера, которые десятки лет проработали на строительстве и эксплуатации трубопроводов высокого давления, умеют работать как в условиях Крайнего Севера и Сибири, так и в условиях Украины, знают «повадки» нефтепродуктов и особенности тех или иных труб и запорной арматуры.
Злоумышленники перевозили нефтепродукты не только автомобильным транспортом, но и железнодорожными цистернами. Для этого они использовали целые дублирующие составы. То есть цистерны, которые нигде официально не числились, но их бортовые номера были точь-в-точь такими, как и у аналогичных цистерн государственной железной дороги. Это запутывало следы и позволяло нелегально перевозить большие партии незаконного груза из одного региона в другой.
В одном из донесений источник сообщает: «В отношении ДП «ПрикарпатЗападТранс» удалось выяснить следующее:
В 2003 г. «УкрРостранснефтепродукт» подписал договор с ДП «ПрикарпатЗападТранс». В лице М…на подписан договор, по которому «УкрРостранснефтепродукт» была передана эстакада по наливу нефтепродуктов из продуктопровода в ж/д цистерны. А также «УкрРоснефтепродукт» стал монополистом по перевозке нефтепродуктов. Стоимость услуг по наливу для «УкрРостранснефтепродукт» составляет $1,5 за тонну. Для клиентов «УкрРостранснефтепродукт» необоснованно установил $6 за тонну и $4 за тонну к тарифу за перевозку ж/д цистернами.
Нами установлено, что за период с 01.01.2007 г по 18.12. 2007 г. через компании Эм. Би. Ай сервис ООО МФО 321983, АКБ Демарк, г. Чернигов, р/с 2600700740080 и «Бизнес-консалтинг компания современных технологий» ООО МФО 300164, АКБ Таскомерц-банк, р/с 26001000490101 было обналичено 21 075 071 грн. (в эквиваленте $4 млн. 200 тыс.).
Наименования платежей: «За услуги по слежению, планированию, предоставление информации согласно договора 3 09/пр от 29.01.2007 г.».
Действительно ли на терминале «УкрРоснефтепродукт» можно было за наличные деньги без оформления соответствующих документов купить большую партию нефтепродуктов? Действительно ли здесь торговали как легальными, так и нелегальными нефтепродуктами?
Как видим, клубок неблаговидных деяний с нефтяным душком очень запутан. Но истинные правоохранители уже ухватились за кончики информационных «ниточек», и нам вскоре удастся узнать больше о том, что происходит с нефтяными трубами под землей.
В этой теме весьма интересна причастность к нелегальному бизнесу людей в погонах — милиционеров и работников других правоохранительных служб, в задачу которых как раз входит борьба с разворовыванием нефтепродуктов из транзитных магистралей.
Действительно ли мы можем говорить о существовании милицейской мафии на нефтяной трубе? Действительно ли почти все криминальные врезчики в трубы действуют под «крышей» отдельных высокопоставленных милицейских чинов?
Как и предыдущая публикация, данная подборка основана на документах и оперативных донесениях правоохранителей, которыми располагает редакция.
Обратимся к статистике: В 2000 году работниками правоохранительных органов на территории Львовской обл. выявлено (это отражено в соответствующих протоколах) 120 незаконных врезок в нефте- и продуктопроводы. Но раскрыто лишь одно преступление, то есть — один эпизод из 120. В 2001 г. выявлено около 80 таких врезок, раскрыты дела по двум из них и т. д. В 2007 г. — 80 врезок, и также лишь по двум преступления раскрыты.
За 2008 г. у нас есть развернутая статистика, которую подаем языком и в стилистике оригинала:
«Список виявлених кримінальних врізок на об’єктах МНПП ДП «ПрикарпатЗахідТранс» за період 2008 р.
1. 16.01.08 р. на 133 км траси № 1 виявлено відвід чорною трубкою довжиною 3,8 км. Село Дмитровичі, Пустомитівського р-ну. Зареєстровано в Пустомитівському РВ УМВС України.
2. 19.01. 2008 р. виявлено відвід на 257 км траси № 1 чорною трубкою довжиною 800 м. Село Ясениця-Замкова, Старосамбірського р-ну. Зареєстровано в Старосамбірському РВ УМВС України.
3. 21.02.2008 р. виявлено врізку з відводом на 279 км траси № 1 довжиною 800 м з діаметром 0,50 см. Село Мельничне, Турківського р-ну. Затриманий КамАЗ зеленого кольору без номерних знаків та реєстрації МРЕВ з ємкістю 20 тонн, та особи К…ла І. В., Ш…ць Д. І., М…ців М. В. Зареєстровано в Старосамбірському РВ УМВС України.
4. 24.03.2008 р. виявлено відвід на 242 км траси № 1 25-мм. Шланг чорного кольору довжиною 1 км. Село Спас, Старосамбірського р-ну. Зареєстровано в Старосамбірському РВ УМВС.
5. 07.04.2008 р. виявлено врізку в МНПП на 155 км траси № 1, кран 32-мм, довжина відводу 1800 м. Село Поршна, Пустомитівського р-ну. Зареєстровано Пустомитівським РВ УМВС України.
6. 04.04.2008 р. виявлено відвід на 111 км траси № 1 довжиною 4 км. Два резервуари по 20 м/куб., в яких знаходилось 8 тонн ДП. Село Підгайчики Золочівського р-ну. Підозрюються у скоєнні даного злочину Ф…няк Р. М., (1971 р. н., проживає м. Дрогобич, вул. Трускавецька), М…т Р. В. (17.04.71 р. н., м. Дрогобич, вул. Нижанківського), К…як М. П. (19.02.84 р. н., проживає м. Дрогобич, вул. Шухевича).
7. 09.04.2008 р. виявлено врізку на 163 км траси № 1. Кран діаметром 16 мм. СМТ Щирець, Пустомитівського р-ну. Зареєстровано в Пустомитівському РВ УМС України.
8. 14.04.2008 р. виявлено відвід на 27 км траси № 15. 40-мм чорна пластикова труба, довжина 400 м. Село Винники Дрогобицького р-ну. Зареєстровано Дрогобицьким РВ УМВС України.
9. 25.04.2008 р. виявлено відвід на 174 км траси № 1 довжиною 3 км. Село Бучали Городоцького р-ну. Затримано автомобіль Мерседес-Бенц 18—34 помаранчевого кольору з бочкою на 29 м/куб. Затримані особи: Г…ак М. М. 21.11.69 р. н., с. Дубаневичі Городоцького р-ну; Л…куй І. М., 01.10.69 р. н., с. Вишня Городоцького р-ну; О…ів М., 1956 р. н., м. Ужгород. Зареєстровано Городоцьким РВ УМВС України».
(В дополнение к п. 9 данного списка источник сообщает, что задержанные милицией врезчики якобы дали взятку в размере 61 тыс. долл. оперативному работнику М..му, чтобы тот отпустил эту группу, а также автомобиль с украденной соляркой. По факту задержания группы возбуждено уголовное дело по ст. 185 ч 4. Но позже их действия переквалифицированы на ст. 292 ч. 1 УК Украины (несанкционированная врезка). Это существенно, поскольку ст. 185 предполагает неоднократное совершение преступлений в составе организованной группы с нанесением ущерба государству в особо крупных размерах. Ст. 185 предусматривает суровое наказание с большим сроком заключения, в то время как по ст. 292 можно отделаться штрафом).
Упомянутые врезки лишь по Львовской области. А транзитные трубопроводы проходят у нас по 7 областям: кроме Львовской по Волынской, Житомирской, Ривненской, Хмельницкой, Тернопольской, Ивано-Франковской, Закарпатской. Если предположить, что и в остальных областях врезки происходят с той же частотой, что и на Львовщине, то выходит, что в год одних лишь выявленных и учтенных в соответствующих протоколах незаконных подсоединений к подземным магистралям в Украине происходит около тысячи. Но ведь выявляются и учитываются далеко не все криминальные отводы!
Цена вопроса
Какова же цена одной врезки?
Обратимся к статистике 2007 года. В распоряжении редакции имеются 25 актов о незаконных врезках в продуктопровод ДП «ПрикарпатЗападТранс», по которому из российского города Самара в направлении Венгрии транзитом через Украину подается дизельное топливо. Самый ранний акт № 4 датирован 15 января 2007 г., последний — № 80 — 27 декабря 2007 г.
В акте № 4 говорится: «…склали даний акт про те, що у ємність № 2 ЛВДС 1К було злите дизельне пальне, зібране на 169 км, траси № 1 при кримінальному пошкодженні МНПП у кількості 1,530 м/куб — 1294 кг».
Из акта № 6 узнаем о том, что при подобных обстоятельствах слито 7,984 м/куб. дизтоплива, по акту № 19 — 7,839 м/куб., по акту № 20 — 7,951 м/куб., по акту № 21 — 3,704 м/куб., № 22 — 10,123 м/куб, № 23 — 13,166 м/куб., № 24 — 4,500 м/куб. и т. д.
То есть в среднем по каждой обнаруженной криминальной врезке списывалось 7—8 кубометров солярки, в которую якобы могла попасть вода. Согласно правилам, такое топливо подлежит отправке на переработку. Но…
Как сообщает источник, непосредственные бригады врезчиков-исполнителей работают под прикрытием оборотней в милицейских погонах. Проведя врезку и протянув нелегальный отвод (как правило, с использованием пластиковых труб или резиновых шлангов небольшого диаметра) на несколько километров в сторону от магистральной трубы, злоумышленники ждут, пока их сообщники в ДП «ПрикарпатЗападТранс» сообщат о времени перекачки продукта по трубам. (Тут уместно небольшое пояснение: нефть или любой другой продукт не бежит по трубе непрерывным потоком все 365 дней в году. Перекачки товарных партий согласовывают со страной-получателем. И тогда включается система насосов. В магистральной трубе создается давление в десятки атмосфер, чтобы продавливать тысячи тонн вязкой жидкости. Такие перекачки могут длиться от нескольких часов до нескольких дней или даже недель).
Так вот, криминальные отводы, как правило, остаются незадействованными, пока врезчики не получат от своих подельников на предприятии трубопроводного транспорта информацию о точном времени начала перекачки. Скажем, в 2 часа ночи заработали насосы, поднялось давление в трубе, и солярка потекла в сторону венгерской границы. В это же время оповещенные своими людьми врезчики начинают открывать вентили на шлангах и наполнять свои бензовозы. За несколько часов (обычно под покровом ночи и под «охраной» службы безопасности данного трубопровода и работников спецмилиции) могут «нацедить» 30—50 «кубов».
Но современная аппаратура на трубопроводах фиксирует малейшую утечку. Даже если диаметр криминального отвода будет не 1,5—2 см, а несколько миллиметров. Получив сигнал компьютерной системы об утечке, оператор сообщает об этом службе безопасности на трубопроводе. На место утечки (а компьютер определяет его с точностью до десятков метров) выезжает опергруппа и, как правило, фиксирует факт незаконной врезки. Составляется протокол. А затем и тот самый акт о списании и сливе нескольких кубометров продукта, который остался в трубе, и документ о затратах, которые предприятие понесло на ликвидации врезки. Потом должностное лицо предприятия пишет заявление, и все это является основанием для регистрации врезки в райотделе милиции по территориальности.
Действительно ли в трубопровод может попасть вода или какой-либо иной внешний загрязнитель продукта, если давление внутри трубы — десятки атмосфер? Сомнительно. И куда идут списанные кубометры нефти и солярки?
Источник сообщает, что на вторичную переработку дизельное топливо отправляют только на бумаге. В действительности — это качественный продукт, который поступает в торговую сеть, а затем в бензобаки машин украинских граждан, которые и не задумываются, что ездят на краденом топливе.
Врезки, как воздух?
Но если врезчики работают в сговоре с должностными лицами предприятий трубопроводного транспорта и под «крышей» силовиков, то какой резон всем им вообще замечать врезки? Дескать, работали бы молча, да гребли тихой сапой!
Но дело в том, что отработанная схема воровства не может обойтись без выявления нелегальных врезок. Ведь если не будут протоколироваться врезки — не будут списываться (а значит — разворовываться) якобы разлившиеся в грунт (на самом деле — украденные бензовозами) тысячи тонн продукта. Нелегальным группировкам (как правило, возглавляемых высокими должностными лицами предприятий трубопроводов) для легальных отчетов о «потерях» врезки нужны как воздух! Но поскольку врезки совершают свои люди, то ловить их особо не спешат. Работники службы безопасности лишь — повторимся — фиксируют сами факты незаконных подсоединений к транзитной трубе. Вот почему выходит, что врезок за год протоколируют 80—100 по каждой из семи областей, а случаев поимки врезчиков — единицы. Да и то дела по ним, как правило, «зависают» и не доходят до суда.
Почему они на свободе?
(На интернет-ресурсе www.ekology.lviv.ua// в материале под заголовком «Високі ставки махінаторів», в частности, говорится: «Працівники відділу спеціальної міліції при УМВС України в Рівненській області шляхом ретельних оперативних розробок та відпрацювань… затримали в Дрогобичі, що на Львівщині, організоване злочинне угрупування, котре скоїло несанкціоновану врізку в магістральний нафтопровід міжнародного значення ДП «Прикарпатзахідтранс»… Чому ж сьогодні усі підозрювані, а їх понад десятеро чоловік (серед них і високопосадовці Львівщини і Чернівеччини), перебувають на волі? Дехто давши підписку про невиїзд, взагалі перебуває за кордоном… Складається враження, що хтось навмисне пригальмовує розслідування цього резонансного злочину».
К этой информации источник добавляет, что руководивший операцией замначальника ВСМ при УМВД Украины в Ривненской области подполковник милиции Григорий Лидавец позже был уволен из органов внутренних дел по инициативе некоторых вышестоящих начальников. Истинная причина увольнения, считает источник, несговорчивость Лидавца и его нежелание работать с оборотнями в милицейских погонах.)
Действительно ли нефтепродукты воруются и вывозятся только лишь через врезки и только автомобильными цистернами? Сведения, которые мы получили от источника, проливают свет на существование иных, более масштабных схем воровства.
Источник сообщает о некоем высокопоставленном работнике в службе спецмилиции по охране нефтепровода ДП «ПрикарпатЗападТранс» П…м С. А. Возглавляемое им подразделение находится в оперативном подчинении УВД Ривненской области. Таким образом, сам С. А. является подчиненным некоего П…го С. Н. — руководителя областного уровня. Источник сообщает, что именно люди из руководства ДП «ПрикарпатЗападТранс» имеют отношение к созданию и регистрации на подставных лиц предприятия в Венгрии, которое с той стороны границы получает из продуктопровода и реализует неучтенную солярку.
Откуда же берется такая солярка? Схема проста, рассмотрим ее на абстрактном примере. Скажем, через украинскую трубу из России в Венгрию должны пройти 1000 кубометров дизтоплива (цифры условные, для понимания самого механизма), но реально проходит 1100 куб. м. Свою положенную тысячу получает ни о чем не подозревающая венгерская сторона, а 100 кубометров списываются украинской стороной на потери от несанкционированных врезок, как украденное, или вылившееся в грунт, или выбракованное топливо.
Но в действительности не так уж много украдено через пластиковые шланги и увезено ночными бензовозами. Бензовозы — это верхушка айсберга, которую иногда показывают в теленовостях в качестве картинки, демонстрирующей результативную работу правоохранителей. Куда больше нефтепродуктов просто перегоняется за рубеж и продается в Европе контрабандным путем. Этот кусок пожирнее будет!
За границу как на работу
Перейдем к еще одному интересному документу — двум выборкам из базы данных Государственной пограничной службы о пересечении границы гражданами Петром Б…ем и Владимиром М…ским. Как сообщает источник, оба они старшие лейтенанты, оперативные работники в подразделении, которым командует С. П…й. То есть они — кадровые офицеры милиции. А согласно закону о милиции, работник МВД имеет право (если речь не идет о служебных командировках) выезжать за пределы Украины лишь раз в году во время официального отпуска и только после подачи соответствующего рапорта. Однако же г-н Б…бель в период с 10.01 2003 г. по 03.08.2006 г. выезжал за границу (легально, с фиксацией в компьютере погранслужбы) и въезжал обратно 197 раз. Распечатка о пересечении границы г-ном Б…лем подготовлена на имя «Начальника УВК СБ України по Сухопутних військах Збройних Сил України у Західному регіоні полковника Коновалова А. Г.» 13.09.2006 г.
Распечатка из пограничного компьютера по этому человеку занимает 4,5 листа. Как правило, графы чередуются: «выезд — въезд». Но есть места, где подряд идут несколько отметок о выезде: «29.04.2004 10:18 — выезд; 10.05.2004 08:59 — выезд; 11.05.2004 02:07 — выезд; 13.05.2004 03:06 — выезд». А когда же работать?
Значит ли это, что в указанный период г-н Б…ль легально только лишь выезжал за рубеж, а возвращался каким-то иным способом? Каким?
Чем вызвана необходимость в этой распечатке? Каким образом данная информация использована в дальнейшем? Было ли обращено внимание руководства МВД на то, что старший лейтенант милиции около ста раз за неполные четыре года выезжал за рубеж, и подавляющее количество раз — через пункт пропуска Шегени? Какие последовали действия со стороны МВД? Может, этот офицер все разы направлялся за рубеж в служебную командировку? Есть ли соответствующие записи в служебных журналах?
Те же вопросы уместно задать и в отношении г-на М…го, который с 01.01.2004 г. по 03.08.2006 г. выезжал через тот же пункт пропуска Шегени за территорию Украины более 20 раз (45 отметок «выезд — въезд»).
Насколько правдивой может оказаться версия о том, что эти работники милиции выезжали за рубеж по делам предприятий, которые на той стороне занимаются реализацией фактически списанного в Украине дизельного топлива, идущего в Европу из России? И действительно ли они выезжали по негласным указаниям одного из руководителей спецмилиции и работника ТТО ДП «ПрикарпатЗападТранс» Х…мы Ю. Е.?
Источник сообщает, что предприятие по реализации в Европе контрабандной солярки создано по большей части стараниями одного из руководителей ТТО ДП «ПрикарпатЗападТранс» Ю. Е. Х…ы при партнерстве г-на М…на В. К., который также имеет отношение к руководству «ПрикарпатЗападТранс». Но и эти люди, по предположению источника, далеко не вершина пирамиды.
По мнению источника, в свое время одним из руководителей милиции в Одесской обл. был генерал милиции В…к, а одним из руководителей полтавской милиции — генерал милиции К…кий. Однако поднявшийся несколько лет назад коррупционный скандал имел определенные последствия для высшей иерархии МВД. В частности К… кого и В…ка поменяли местами. Один из Полтавы поехал на аналогичную должность в Одессу, другой — из Одессы на его место в Полтаву. В данном случае хочу вернуться к эпизоду, о котором мы подробно рассказали в предыдущей подаче. Речь шла о том, что генерал К…кий мог быть причастным к тому, что отпущен водитель и машина с крадеными нефтепродуктами, которые накануне задержали работники милиции. И тогда же, ссылаясь на источник, мы рассказали, что машины с ворованной соляркой постоянно сопровождали из Одесской в Ривненскую обл. (считай, охраняли) лично полковники милиции П. Л…к и В. О…к.
К слову, позже оба этих полковника уволены с занимаемых должностей: «Наказ МВС України від 29.01.2007 № 117 о/с та наказ ГУМВС України в Одеській області від 30.01.2007 № 62 о/с.» В частности, в отношении Л…ка имеется следующая информация: «02 серпня 2006 року на адресу… ГУМВС України в Одеській області полковника міліції Л…ка П. С. надійшло письмове повідомлення вих. № 1/810-Інтерпол до виявлення зазначеного автомобіля (Викрадений в Італії й розшукуваний Інтерполом. — Ред.) на території області та у відповідності до вимог наказу МВС України № 3/1/2/5/2/2/-1997 р. необхідності його збереження та повідомлення країні — ініціатору розшуку.
Разом з тим 05.09.2006 року… полковником міліції О…ком І. О. затверджено висновок, яким надано право начальнику РЕВ 2-го МРВ УДАІ ГУМВС України в Одеській області видати гр… Г. А. тимчасовий реєстраційний талон на зазначений автомобіль «БМВ Х-5» д/з ВН 9889 АТ, що перебуває у розшуку».
Как говорится в приказе № 151 по ГУ МВС Украины в Одесской области от 01.03.2007 г.: «Як пояснив начальник 9-го МВ ДАІ…О. В., вказівку на проведення перереєстрації та зняття з обліку зазначеного автомобіля він отримав від заступника начальника УДАІ О…ка І. О.»
Это лишь один эпизод, демонстрирующий, как работает система постановки на учет краденых автомобилей. За создание системы и уволены полковники одесской милиции. Но логичного в такой ситуации наказания они не понесли. Один назначен 1-м заместителем начальника УВД, начальником криминальной милиции на Волынь, где, как показывает источник, продолжил реализацию схем по обороту краденных автомобилей вместе с одним из руководителей ОРЭО УГАИ УВД МВД Украины подполковником милиции М…ко Г. В. Другой полковник также командирован милицейским начальником в одно из подразделений ГАИ, и тоже на Волыни. Их попросту спрятали от заслуженного наказания?
Однако же какое отношение эти двое имели к схемам с нефтепродуктами? Случайно ли они сопровождали из Одессы в Ровно машины с нефтепродуктами, будучи еще в подчинении К…кого? Возможно, к правильному ответу подведет информация источника о том, что на самом деле К…кий не только и не столько работает в милиции. По некоторым данным, он контролирует ряд сельхозпредприятий в Ривненской области. И им, под посевную и уборочную кампании, нужно много топлива. Проворачивая махинации с нефтепродуктами, люди в погонах и лампасах не только зарабатывают большие деньги, но и берут «натурой» — решая насущные вопросы своего бизнеса. После повторного своего назначение в руководство одесской милиции, он назначает полковника Л…ка П. А. одним из заместителей начальника железнодорожной милиции в Одесской обл.
Кокаин и человек из Иордании
Позже, как утверждает источник, врезки в нефтепровод «Одесса — Броды» стали для этих людей не настолько привлекательными. Куда более выгодным стало «присасываться» к трубе с готовой соляркой, идущей в сторону Венгрии. Так крышеватели в лампасах подобрались к продуктопроводу ДП «ПрикарпатЗападТранc». И тогда же возникла новая схема «извлечения денег» из трубы — с использованием зарегистрированного в Европе предприятия и реализации «взятого» из трубы дизельного топлива на территории Украины в первую очередь.
Однако источник показывает еще двух человек, также являющихся важными звеньями в связке К…кого и В…яка. Это офицер, имеющий отношение к службе внутренней безопасности в ГУВД в Одесской обл. В…б и его заместитель С…к. Действительно ли эти двое вместе с К…ким причастны к исчезновению 14 кг кокаина, которые полтора года назад изъяли у преступников при задержании, но не отразили этот факт в протоколе? Насколько справедлива версия того, что этот кокаин остался у К…кого?
Насколько соответствует действительности информация о том, что г-н С…к Р. В., который находится в розыске по подозрению в совершении преступления (соответствующая ориентировка подписана «начальником ОМУ ГУМВС України в Одеській області полковником міліції Е. В. Добриніним»), был последним, кто видел гражданина Иордании Мохамеда Насира Ахмеда, который проживал в Украине, выполняя миссию своей страны по закупке большой партии вооружения?
Действительно ли г-н Мохамед Насир Ахмед располагал суммой в 9 млрд. долл. США, предназначенных для сделки по оружию? Действительно ли его могли похитить (и устранить физически) ради того, чтобы завладеть этими деньгами?
Действительно ли все это знал и каким-то образом мог быть причастным к исчезновению гражданина Иордании работник милиции С…к?
Действительно ли после того, как С…к был задержан на взятке в 700 тыс. долл., его уволили задним числом?
Действительно ли день увольнения совпадает с днем, когда в служебной тетради С…к сделал запись о том, что он идет на «встречу с агентом» в служебных целях?
Действительно ли в служебной документации нет положенного в таком случае его рапорта об увольнении из органов и заключения медицинской комиссии?
Действительно ли С…ку теперь грозит смертельная опасность со стороны его вчерашних начальников и покровителей за то, что «слишком много знает»?
Действительно ли нити этого самого покровительства тянутся на самый-самый милицейский верх? И действительно ли именно оттуда могла поступить команда разыскать С…ка и принять в отношении его «волевое решение»?
(В отношении задержания С…ка источник сообщает, что 22.042008 г. в Одессе проведена операция по задержанию нескольких мошенников с недвижимостью. Возглавлял эту группу С…к. Его вместе с остальными злоумышленниками взяли в банке и доставили в управление милиции в наручниках. Но каким-то образом ему там позволили сбежать. Со двора милицейского управления он выехал на машине с номером 11-09-15 МI, в которую якобы вскочил и ворота при этом якобы были открыты. Действительно ли ему помогли сбежать? Кто? У кого в одесской милиции могло хватить для этого полномочий? Если он сбежал на машине с номером 11-09-15 МI, то почему в официальной милицейской ориентировке указано, что он может передвигаться на автомобиле с номером ВН 2900 ВО?)
Действительно ли после того, как С…к был (хоть и задним числом) освобожден от должности замначальника железнодорожной милиции, в управлении железнодорожной милиции прошло общее собрание, на котором вышестоящее начальство не поставило личный состав в известность об инциденте с С…ком.
Что делать?
Все эти предположения можно было бы в данной публикации опустить. Но мы сознательно пошли на такое «смысловое ответвление» от магистрального направления статьи — несанкционированных врезов в транзитные трубопроводы. Дело в том, что данная фоновая информация демонстрирует, насколько серьезны интересы людей, причастных к криминальным врезкам. В этих сферах обращаются не просто очень большие, а, я бы сказал, «очень огромные» деньги. Взывать к совести тех, кто ворует транзитные нефтепродукты, бесполезно. Тут надо делать что-то другое. Но что? Ответа нет. Но всем предельно ясно, что вся эта теневая машина не может работать автономно от политической системы и политического руководства.
Так или иначе, а тоненькие трубки криминальных врезок ведут наверх. Они сплетаются в канаты, которыми повязаны наши властные структуры. Это те прочные канаты, которыми украинская власть намертво связана в одно целое с криминальным миром.
Игорь Яловенко, 2000
Tweet