Предпродажное воровство: вашу машину могут разобрать еще до продажи!
К сожалению, очень распространенное явление в украинской дилерской сети: разворовывание мелких деталей и частей комплектации. Пепельницы, сетки багажного отделения, аптечки, ключи, коврики… Все эти вроде бы незначительные мелочи – в прицеле внимания менеджеров, которые работают в салонах. К еще большему сожалению, проследить за точной комплектацией продаваемого автомобиля практически невозможно. Покупая автомобиль, мы не всегда понимаем, за что платим. Точнее, 90% покупателей в 90% случаев не понимают, чем обусловлена цена на рассматриваемый ими четырехколесный выбор. Более того: разница в цене на одно и то же авто с одним и тем же двигателем за счет дополнительной комплектации может достигать 30% стоимости машины! Кто определяет эти 30%, и от чего зависит комплектация?
«Як не з’їм, то понадкушую»
К сожалению, очень распространенное явление в украинской дилерской сети: разворовывание мелких деталей и частей комплектации. Пепельницы, сетки багажного отделения, аптечки, ключи, коврики. Все эти вроде бы незначительные мелочи – в прицеле внимания менеджеров, которые работают в салонах. К еще большему сожалению проследить за точной комплектацией продаваемого автомобиля практически невозможно.
Официальные сайты производителей редко добавляют в список комплектации мелочи. Примеров «мелкого хулиганства» более, чем достаточно на любом автомобильном форуме: «Манагеры стырили сетку из багажника. На просмотре была, забрал машинку – нету…». Типичный пример украинской философии. Естественно, массовые продажи порождают массовые случаи не совсем адекватного отношения к покупателю. На самом деле существует два подхода к формированию комплектаций, и если отбросить принцип «надкушу», то Украина попросту является заложником ситуации.
Европейская корзина
Автомобильный рынок в Европе и США переживает спад продаж. Украинский рынок, наоборот, демонстрирует повышенные обороты, и для многих производителей является приоритетным. В этой ситуации уже не отделаешься так называемым пакетом «плохие дороги». Рынок требует нормальных комплектаций. Поэтому зачастую базовая версия автомобиля уже имеет как минимум ABS, подушки безопасности, стереосистему и иммобилайзер. То есть, покупая, скажем, абсолютно «голый» Renault Megane, можно надеяться, что автомобиль в такой же комплектации приобретает и француз.
Единственное, чем может похвастаться украинец, это так называемым пакетом «плохая дорога», в который входят пылевой фильтр салона, пружины с большим колчеством витков и аккумулятор увеличенной производительности. Кстати, аккумулятор большей мощности поставляется обычно и в холодные страны Скандинавии. При этом перечень опций базовой комплектации разрабатывается производителем, и этот перечень рекомендуется не менять. В противном случае дилер может лишиться права заниматься реализацией автомобилей. Претензии в данном случае можно высказать производителю, однако четкий список того, что должно быть, существует. И не поленитесь его потребовать! Лучше всего, если список будет дополнением к договору покупки.
Азиатская кормушка
Второй подход к формированию базовых версий очень прост. Автомобиль лишается всего, за что можно содрать денежку с клиента, и предстает во всей своей «голой базе». Этим путем пошли Daewoo Lanos, Chevrolet Aveo и другие бюджетные модели. Собственно, бюджет и определил для них отсутствие всех функций, кроме ремней безопасности. В этом случае мы говорим только о местном рынке, поскольку в странах Евросоюза запрещена продажа автомобилей, не оснащенных: двумя подушками безопасности, антиблокировочной системой тормозов ABS и каталитическим нейтрализатором выхлопных газов.
Притом что Daewoo Matiz продается и в Европе, но почему-то на украинском рынке он предлагается в «узбекском» усеченном варианте – то есть, без вышеперечисленных благ. Впрочем, сюда относятся не только азиатские варианты. Например, Dacia Logan, которую позиционируют как европейскую машину. Без сомнения, это чистокровный инструмент поднятия уровня продаж, но он все же сработал, и «голая база» стала привычным для нас понятием. Наверное, зря…
Сделай мне «по-украински»
Если вспомнить о нормальном подходе к локальным рынкам, то во всем мире действует практика адаптации. Это настройки ходовой части, защитные детали, анализы топлива – все, с чем может столкнуться автомобиль на рынке конкретной страны. Некоторые из продавцов имеют право самостоятельно определять, что должно входить в базовую комплектацию автомобиля. Ведь дилер лучше производителя знает, что в Украине люди больше внимания обращают на кондиционер или стереосистему, чем на количество подушек безопасности или крепления для детских сидений (И ОЧЕНЬ ЗРЯ – прим. Ред.). Отсюда и различие в базовых комплектациях, и в дополнительных опциях вроде бы одноклассных автомобилей.
С другой стороны, например такие компании, как Opel или Peugeot, предлагают так называемую модель-конфигуратор. Суть в том, что покупатель даже бюджетного класса может заказать машину под свой вкус и деньги. Однако минимальный набор все же предлагается, хотя менеджеры изо всех сил стараются «накрутить» покупателю еще несколько опций. Например, мега-необходмые (по их утверждениям, конечно) датчик дождя или датчик света. И как мы раньше жили без этого?
Подводя итоги, можно сделать вывод: внимательнейшим образом изучите базовую комплектацию, предоставленную менеджером автосалона. Не поленитесь уточнять детали, а также оговорите неуказанные, но возможные опции. Посоветуйтесь с теми, кто уже купил такой же автомобиль. И если подходить совсем уж дотошно, можно попробовать узнать, кто формирует базовую комплектацию – продавец или производитель. Гарантированного ответа вы можете и не получить, но увидев такого дотошного покупателя, у вас во всяком случае не будут пробовать «одолжить» пепельницу, домкрат или коврики.
Николай Гузенко, Друга смуга