Спецназ — готов, корабли — ждут, Президент… молчит. Чего боится?

Более двух недель прошло с момента захвата украинцев на судне «Фаина» возле берегов Сомали. За это время американцы успели окружить «Фаину» шестью военными кораблями, Россия направила к берегам Сомали свое судно. И только Украина, как растерянный первоклассник, не может сообразить, что же делать. Европейские страны в такой ситуации сразу же начинают вести переговоры с пиратами, не надеясь на судовладельцев. А некоторые даже проводят вооруженные операции для освобождения своих граждан. «Новая» выяснила, что захвата корабля можно было и не допустить, если бы верхушку страны заботила судьба своих граждан. А украинский спецназ в любой момент готов без потерь освободить наших соотечественников, попавших в беду, только вот приказа нет.

Пиратство в Сомали «расцвело» еще в 90-е годы. После развала государства между местными группировками развернулась беспрерывная борьба за власть. ООН уже давно пытается решить эту проблему, но, как видно, безрезультатно. Пираты ежегодно захватывают десятки суден, а многие из них только и живут от выкупов за заложников. Это — бизнес! Причем вооружение пиратов в большинстве случаев неприхотливое — старые автоматы Калашникова, несколько пистолетов да пара раций. Никаких спутниковых систем, ракет и другой тяжелой техники. За последние годы украинцы попадали в руки пиратов неоднократно. Но во всех случаях государство или судовладелец платили выкупы за наших моряков. Так может случиться и в этот раз. Но есть одно «но».

Заложники иностранных компаний

При подписании контракта моряков не предупреждают об опасностях, подстерегающих их у берегов Сомали или в других опасных регионах. «У моряков в контракте не указано, что у них могут быть какие-то проблемы с пиратами. Это все называется форс-мажор. Поэтому компания, которой принадлежит судно, может отказаться платить выкуп за моряков и корабль, — подчеркнул Анатолий Лапин, президент Ассоциации морских капитанов Одессы. — Моряки в большинстве случаев не берут на борт оружия. Дело в том, что если команда корабля начнет отстреливаться, пираты, захватив судно, убьют всю команду. Их всегда будет больше, и они будут лучше вооружены».

На борту «Фаины» везли ценный груз — оружие, боеприпасы и 33 танка (по последней информации техника предназначалась для Южного Судана — продавать оружие этой стране запрещено). Судном заинтересовались американцы. Ведь такая крупная партия вооружения в неспокойной Африке может привести к смене власти в любой стране. Поэтому «Фаину» буквально держат на прицеле, чтобы не допустить отгрузки военной техники в проблемном регионе.

Дикость, но такой стратегически опасный груз, который предназначался для Кении, шел без какого-либо вооруженного сопровождения. Но оказалось, что наша страна вроде как к этому вообще не причастна. Партию вооружения продал «Укрспецэкспорт», а за транспортировку отвечает судовладелец, который перевозил груз. Он же должен переживать за наших граждан, которых удерживают в заложниках сомалийские пираты. Наши чиновники воспользовались случаем и переложили всю ответственность на плечи компании, которая нанимала моряков. С одной стороны, это полностью отвечает международным правилам. Но с другой, государство обязано защищать своих граждан, где бы они ни были!

— Вряд ли эта транспортировка оружия была санкционирована. Если бы государство отправляло такой груз, то и охрана была бы соответствующая, — объясняет Валентин Зубов, заместитель главы комитета ВР по вопросам национальной безопасности и обороны. — Судя по объективной информации, это была теневая сделка высших государственных чинов. Кроме того, силой освобождать своих сограждан Украина, скорее всего, не будет. Да и как платить будут — тайна. В государстве хаос. Если Президента не интересует судьба 46 миллионов украинцев, то судьба 20 моряков для него вообще не проблема.

Спрашивается, зачем нам каждый день толмачат про единство нации, про то, что мы великий и дружный народ… Если руководство страны не может спасти даже

17 наших граждан? Вот французы, как по мне, могут гордиться своим президентом — Николя Саркози. В прошлом месяце французский спецназ провел успешную операцию возле берегов Сомали и освободил двоих своих подданных. Во время операции один пират был застрелен, а шестеро взяты в плен. Это уже не первое столкновение французов с флибустьерами. В апреле ими была проведена аналогичная операция по освобождению заложников, среди которых были и украинцы.

Наш спецназ протирает штаны?

Получается, нашим властям абсолютно наплевать на безопасность своих моряков, которые вынуждены наниматься на чужие суда и ходить возле берегов Сомали, рискуя своей головой. А ведь идут они на это не от сладкой жизни. В то же время, в Украине есть спецподразделения, которые готовы в любой момент освободить заложников. И на них регулярно выделяются средства из госбюджета, проводятся показательные учения, на которые — иногда — приезжает полюбоваться глава государства. Получается, что спецназ в нашей стране как игрушечные солдатики — радуют глаз владельца и, увы, не больше.

— Наши руководители могут только стучать деревянной булавой по трибуне, а на решительные действия не способны. Бойцы спецподразделения СБУ «Альфа» могут проводить операции по освобождению заложников в разных странах. Мы много раз отрабатывали подобные ситуации в условиях, близких к реальным. И сомалийские пираты не те люди, которые способны на серьезный отпор спецназу. Там просто не с кем воевать. Руководство страны, тем не менее, даже не думает о том, чтобы направить туда спецназ для спасения наших граждан. Подразделение, фактически, существует, но не действует, — сетует Валерий Козярский, вице-президент ассоциации антитеррора «Альфа». — А сейчас наши ребята даже не долетели бы до Сомали, ведь у них нет для этого необходимой техники. Почему? Потому что некомпетентные люди на важных должностях довели спецназ до жалкого состояния.

Китайцев обходят стороной

Власти КНР решили, что выплачивать большущие суммы за захваченных моряков намного дороже, чем обеспечить их безопасность. Поэтому китайские корабли с важным грузом обеспечивают охраной спецназа, который открывает огонь при малейшем подозрении на угрозу захвата. После нескольких таких стычек пираты боятся подплывать к кораблям, идущим под флагом Китая.

Кроме того, Минобороны держит отряд быстрого реагирования «Морские котики». Они специально обучены проводить операции на вражеской территории в экстремальных условиях. Но и это подразделение, по воле чиновников, протирает штаны в казармах. У руководства страны есть дела поважнее — распустить парламент и передраться за портфели… На фоне этого потуги вступить в НАТО просто смешны.

Мнения экспертов, с которыми пообщалась «Новая», расходятся — платить или спасать? Обычно пираты требуют за освобождение людей миллионы долларов. И в некоторых случаях компании идут на эти затраты. Но, по мнению военного эксперта, пожелавшего остаться неназванным, спасательная операция спецслужб обошлась бы стране во много раз дешевле. Конечно, существует определенный риск, что террористы успеют убить нескольких человек. Но тот же риск остается, когда переговоры затягиваются или деньги не перечисляются вовремя.

— В ситуации, когда судно уже захвачено, очень тяжело прогнозировать другой сценарий, кроме как выплатить пиратам деньги, — считает Михаил Самусь, эксперт Центра исследований армии, конверсии и разоружения. — Дело в том, что действия по захвату корабля могут привести к смерти всей команды судна. А такую ответственность на себя никто не захочет взять. Да и финансирование подобных спецподразделений очень мизерное. Кроме того, отсутствуют и средства доставки их к захваченному кораблю. Такой вариант развития событий возможен только при содействии других, более развитых стран.

Конечно, сама спасательная операция подразумевает плотное сотрудничество с другими государствами. На это нужно получить специальные разрешения, ведь не каждая страна захочет пускать в свое воздушное пространство самолет с вооруженными до зубов спецназовцами.

— Нужно принимать во внимание множество факторов: мировое общественное мнение, осуждение факта захвата судна, международные соглашения о борьбе с пиратством. Только после этого могут приниматься меры силового характера. Но еще до операции нужно учитывать возможный процент погибших заложников, а это очень большая ответственность. Считаю, нужно до конца вести переговоры, вынуждать судовладельца в этом участвовать и идти на уступки пиратам, чтобы спасти жизни людей, — поделился с «Новой» Анатолий Зленко, экс-министр иностранных дел Украины.

Флот есть — толку нет

Согласно конвенции ООН, воды Сомали легально патрулируют суда стран-членов Организации Объединенных Наций. А с недавних пор там будет присутствовать еще и российский крейсер «Неустрашимый». Оказывается, Украина тоже распологает техническими возможностями для отправки в проблемный регион своих военных кораблей, чтобы обеспечить безопасность нашим судам.

— В Украине есть военные корабли, например, фрегат «Гетман Сагайдачный», корветы «Луцк» и «Тернополь», которые могут в любое время выйти на боевое дежурство. Для этого наш флот и создавался, чтобы защищать интересы страны на воде. И они вполне могут приступить к патрулированию нейтральных вод, чтобы не допустить нападения пиратов и охранять отечественные торговые суда. Конечно же, они укомплектованы профессиональной командой, которая готова к выполнению боевых задач. Дело лишь за Президентом. Если он отдаст приказ, то наши корабли могут обеспечить полноценное военное присутствие в любом проблемном регионе, не хуже, чем флот США или России, — заявил «Новой» Борис Кожин, первый командующий Военно-Морскими силами Украины.

Так что же мешает нашей стране позаботиться о своих людях? Скорей всего, это не отсутствие денег, а отсутствие совести и желания у верхушки власти. Хотя это не только уверенность людей в своем государстве, а и международный рейтинг, о котором так любит поговорить Президент.

Когда верстался номер, «Новая» выяснила, что в Центре сообщения пиратства, в Коала-Лумпур, со дня на день ждут решения проблемы с «Фаиной». Во вторник сотрудники центра обещали пролить свет на ситуацию уже в среду. Но вчера в Коала-Лумпур лишь сообщили, что им запретили давать какую- либо информацию для СМИ. Украинское посольство в Кении тоже отказалось комментировать переговоры с пиратами.

А во вторник террористы снизили сумму выкупа за наших моряков до $8 млн. Сначала они требовали $20 млн и часть вооружения, которое перевозит «Фаина».

Роман Чабак, Андрей Литвиненко . Новая

Читайте также: