Тумаки со скидкой. Как не стать жертвой новогодних распродаж

…Более агрессивны в борьбе за понравившуюся вещь женщины. Нередки случаи, когда девушки тянут на себя кофточку, пока она не треснет по швам, легко переходят на прямые оскорбления, а в последнее время даже дерутся!» Об инстинкте потребления и человеческой жадности. «Хит сезона» – грабеж на распродажах!

В «часы пик», накануне праздников или выходных, «покупательский инстинкт» усиливается

Времена, когда большинство из нас понятия не имели ни о скидках, ни о распродажах, канули в Лету – сегодня от «супервыгодных предложений» рябит в глазах. Причем все вроде бы прекрасно знают, что магазины специально завышают цены, чтобы скидка выглядела повнушительнее. Однако услышав волшебные слова «скидка» и «распродажа», среднестатистический потребитель радостно вытаскивает припасенную заначку, берет «ноги в руки» и несется по магазинам!

В погоне за скидками жертвы маркетинговых ходов теряют не только свои время и деньги. Одна только «черная пятница» – начало сезона рождественских распродаж в Америке – принесла США $11 млрд. выручки и… унесла жизни трех человек. И это далеко не единственный случай гибели покупателей, ослепленных обещаниями «суперскидок».

Кризис распродажам не помеха?

Несмотря на экономическую депрессию, «черная пятница» продемонстрировала рост продаж на 3% по сравнению с соответствующим днем прошлого года. В американские магазины пришли 130 млн. покупателей, ведь в некоторых магазинах цены на товары были снижены на 75%! По словам Терри Лангрена, главы торговой сети Macy’s, в этом году продавцы делают все, чтобы реализовать товары. В федерации ритейлеров ожидают, что в начавшийся сезон распродаж американцы, невзирая на экономический кризис, потратят $470 млрд.

Но, как показывает практика, праздничная распродажа – это не только возможность порадовать себя недорогой безделушкой и отдушина после рабочих будней, но и прямая угроза для здоровья и жизни. 28 ноября в пригороде Нью-Йорка на распродаже в крупном магазине хлынувшая после открытия толпа покупателей снесла двери и затоптала одного из сотрудников. Кроме того, в давке пострадали еще четверо покупателей, рассчитывавших на большие скидки для ранних посетителей, в их числе – беременная женщина.

Еще более жутко окончилась попытка американских покупателей отовариться в магазине игрушек Toys «R» Us в городе Палм-Дезерт (Калифорния, США). Двое мужчин не поделили одну из игрушек и… выстрелили друг в друга из пистолетов. Оба погибли.

Китайское масло и подержанные ноутбуки

В прошлом году трагически закончилась распродажа растительного масла в одном из супермаркетов Пекина. Покупательский ажиотаж был вызван тем, что сеть французской торговой корпорации Carrefour SA решила отметить юбилей (10 лет своего пребывания на местном рынке) низкими ценами. С раннего утра у дверей магазина столпились люди, которые в момент открытия все разом ринулись к прилавкам. Итог ужасен: три человека погибли, еще 31 получили ранения.

Ранее печально завершилась распродажа подержанных ноутбуков в штате Вирджиния (США). Небывало низкая цена – $50 за штуку – привела к тому, что на 1 тыс. ноутбуков претендовали 12 тыс. желающих. В страшной давке пострадали около 20 человек, а, кроме того, обезумевшие покупатели буквально затоптали детскую коляску.

Во время распродаж отличились и рассудительные англичане: в 2005-м в магазине IKEA в городе Эдмонтон произошла настоящая бойня. Распродажа была приурочена к открытию магазина и, по предварительным оценкам, должна была привлечь как минимум 2 тыс. покупателей в первые часы работы. Однако организаторы акции просчитались: совершить выгодные покупки пришло втрое больше людей.

«Гвоздем» распродажи стал фирменный диван, который предлагалось купить за треть цены – $91. Именно вокруг этого дивана развернулись нешуточные военные действия. Одна женщина сообщила полиции, что диван у нее отобрал мужчина, угрожавший ей кувалдой. У другой вырвали диван трое вооруженных подростков. По словам очевидцев, посетители неслабо подготовились к распродаже: многие были вооружены бейсбольными битами, арматурой и даже ножами. Без диванов, зато с телесными повреждениями разной степени тяжести, магазин покинули 20 человек.

«В психологии существует понятие «заражение». В толпе люди «заражаются» друг от друга особым состоянием, эмоциональными посылами, идеями», – разъяснила интернет-газете «СЕЙЧАС» вице-президент НПЦ «Дианализ» Виктория Егорова. Кроме того, по словам психолога, не следует забывать и о пропаганде общества потребления: «Задолго до начала распродаж потребителям рассказывают, как это здорово. Таким образом, люди «заражаются» еще до попадания в толпу, и в итоге на них давит уже двойной прессинг. Неудивительно, что, попав в такую ситуацию, человек просто не в состоянии справиться с собственными эмоциями».

Психологи говорят, что в «часы пик», накануне праздников или выходных, «покупательский инстинкт» усиливается, ведь в торговом зале в непосредственной близости друг от друга одновременно отоваривается масса народа. Чем больше толпа, тем сильнее ее участники «подхлестывают» друг друга, накаляя всеобщий покупательский психоз.

Особенности национальной распродажи

Справедливости ради скажем, что в Украине смертельных исходов распродаж пока не зафиксировано, хотя инциденты случаются. Как рассказала интернет-газете «СЕЙЧАС» продавец-консультант одного из столичных магазинов одежды, пожелавшая остаться неназванной, «более агрессивны в борьбе за понравившуюся вещь женщины.

Нередки случаи, когда девушки тянут на себя кофточку, пока она не треснет по швам, легко переходят на прямые оскорбления, а в последнее время даже дерутся!». Продавец рассказывает, как на прошлой неделе две женщины, не поделившие костюм (кстати, скидка на него была всего 20%), так быстро надавали друг другу тумаков, что ни охранники, ни продавцы в зале отреагировать не успели. Кстати, сотрудники магазинов признаются, что не готовы разнимать разъяренных покупателей и предпочитают делать вид, что не замечают скандала, до тех пор, пока это возможно.

Объявления о предпраздничных скидках и распродажах, специфическая атмосфера магазина, музыкальное сопровождение, специальное освещение и даже запахи провоцируют интересное психологическое состояние, называемое «покупательским зудом», говорит психолог Марина Деркач. Когда человек видит большое количество товара по «бросовым ценам» на расстоянии вытянутой руки, срабатывает инстинкт потребления и… элементарная жадность. В результате покупатель начинает лихорадочно сметать с полок все подряд, и не дай Бог попасться конкуренту на пути!

Для того, чтобы обезопасить себя от ненужных покупок во время скидок и распродаж, и тем более не впасть в состояние «транса», психологи советуют соблюдать несколько простых правил:

– покупать только то, что точно необходимо;
– не покупать вещи, без которых можно обойтись (в крайнем случае эти покупки можно отложить на потом);
– брать в магазин только сумму, которую изначально планировалось потратить;
– заранее составлять список покупок и не выходить за его рамки.

Грабеж на распродаже

Новогодние распродажи привлекательны не только для покупателей, но и для барсеточников – воров, специализирующихся на хищении сумок. В нынешнем сезоне преступники ведут себя особенно дерзко – они уже не крадут, а прилюдно грабят своих жертв.

Самыми привлекательными объектами для барсеточников являются одинокие женщины, на автомобилях приезжающие за покупками в крупные сетевые магазины. Несмотря на наличие видеокамер и охранников на стоянках перед супермаркетами, на помощь жертве, как правило, никто не приходит.

Дизайнер Ольга Н. стала одной из жертв грабителей на общей парковке магазинов «Ашан» и «Леруа Мерлен» (Осташковское шоссе Москвы). «10 декабря я возвращалась с покупками из магазина к машине. Села в салон и вдруг заметила, как тонированный автомобиль, напоминающий по очертаниям Daewoo Espero, перегородил мне дорогу. Из машины вышел мужчина, наклонился ко мне, облокотившись на лобовое стекло, и со словами «Ты отъезжаешь?» в следующую секунду ударил рукой (видимо, используя кастет) по боковому стеклу, — рассказала потерпевшая корреспонденту «Росбалта». — Стекло — вдребезги. Мужчина вытащил мою сумку и убежал. Я даже не успела опомниться!

От злости и чувства беспомощности хотелось плакать. Врезался в память этот направленный на меня насмешливый и наглый взгляд. Вокруг было столько людей, и все как вымерли, и это рядом с администрацией магазина! Потом подошел старичок с продуктовыми пакетами и спросил, что произошло. Ответить ему я толком не смогла. Был бы у меня пистолет, не колеблясь, вышла и расстреляла бы бандитскую машину.

Я сразу позвонила в милицию. Полчаса спустя приехали из страховой компании. Милиция доехала до меня позже аварийного комиссара — аж на три часа! Меня усадили в милицейскую машину, начали снимать показания. В УВД Мытищинского района МО женщина-дознаватель прямо сказала, что никого искать они не собираются, что такое происходит почти каждый день. Более того — это «висяк».

На следующий день была в паспортном столе. Инспектор сказал, что за 11 месяцев 2008 года зафиксировано более 500 обращений по поводу хищений документов на прилегающей к этим супермаркетам территории. Дежурный 4-го отделения милиции Мытищинского района посоветовал сказать в паспортном столе, будто я сама потеряла паспорт – тогда новый бы сделали быстрее».

Женщина не пошла на поводу у бездеятельных милиционеров. Напротив, она потребовала возбуждения уголовного дела и сейчас сама пытается организовать поиск преступников. Кроме того, Ольга Н. рассчитывает, что на проблему безнаказанных нападений обратят внимание СМИ и заставят милицию и частных охранников супермаркетов навести порядок на подведомственных территориях.

В Петербурге массовые кражи и грабежи сумок стали поводом для создания офицерами уголовного розыска специального сайта barsetochnik.narod.ru. Помимо советов потерпевшим, там вывешена картотека воров, попадавших в поле зрения милиции. Впрочем, из 500 активно действующих в городе барсеточников там опубликованы фотографии лишь 120-ти – как объясняют создатели сайта, в отношении остальных лиц имеются лишь подозрения, не подкрепленные судебным приговором.

Как сообщил корреспонденту «Росбалта» руководитель одной из частных охранных структур, имеющей круглосуточные посты в крупных супермаркетах, администрация магазинов не несет ответственности за сохранность имущества покупателей на автостоянках. Кроме того, частные охранники не могут покидать свои посты для преследования грабителей и тем более применять оружие при задержании. Хотя грабители, как правило, вооружены, и в минувшем году было зафиксировано несколько нападений барсеточников на милиционеров. При этом милиция на местах неохотно реагирует на вызовы потерпевших, приезжает на место происшествия поздно и не занимается системным преследованием воров.

Впрочем, бывают у милиции и удачи: в октябре 2008 года городской суд Санкт-Петербурга вынес приговор по делу восьми выходцев из Грузии во главе с Амирамом Чкадуа. Они были признаны виновными в участии в организованном преступном сообществе (ОПС), многочисленных разбоях и грабежах. Суд приговорил преступников к срокам от 8 до 11 лет лишения свободы в колонии строгого режима.

Как было установлено в ходе судебного процесса, девять участников банды (один из них скончался в ходе суда) в 2005-2006 годах совершили не менее 21 эпизода преступлений с имитацией мелких ДТП, во время которых у жертв из салона автомобиля похищались сумки с деньгами и документами. По оперативным данным, подсудимые причастны к гораздо большему числу преступлений, однако далеко не всегда потерпевшие заявляли в милицию. В основном, группа Чкадуа, связанная с «вором в законе» Пацой, действовала в районе Биржи на Васильевском острове.

Советы

Специалисты советуют гражданам не оставлять в салоне машины никаких вещей, способных привлечь внимание преступников, не передвигаться по магазинным парковкам в одиночку, не выходить из машины, если к ней подходят подозрительные лица. Впрочем, все советы оказываются бессмысленными, если грабеж совершается средь бела дня, а милиция и обыватели не помогают жертве.

Если вы подверглись ограблению, не старайтесь преследовать лиц, совершивших в отношении вас преступление. Позвоните по телефону «02» и сообщите о происшествии (время, место, обстоятельства преступления, приметы преступников и автотранспорта, на котором они скрылись). По возможности, постарайтесь выявить очевидцев преступления. Запишите их данные и контактные телефоны. Не прикасайтесь к двери, через которую в ваш автомобиль проник преступник — там остались отпечатки его пальцев. По приезду в территориальный отдел милиции требуйте принятия от вас заявления о преступлении. Запишите данные следователя, который будет вести ваше дело, его контактный телефон и телефоны руководства. Напомните следователю о необходимости снятия отпечатков пальцев с вашей автомашины.

You may also like...