«Башмакам» плетут лапти. За убийства и… подрыв государства

Если суд согласится с обвинениями Генпрокуратуры, и нынешние подследственные окажутся осужденными, то это станет самым сокрушительным ударом по некогда могущественной преступной группировке полуострова.

Артем Аверичев, Первая Крымская

На прошлой неделе Генпрокуратура направила в Верховный суд Украины уголовное дело против 17 членов ОПГ «Башмаки», которым предъявлены обвинения в совершении 13 умышленных убийств и других тяжких и особо тяжких преступлений. В ближайшее время Верховный суд определит подсудность этого дела, и оно не обязательно будет рассматриваться в Крыму. Слишком опасно, учитывая, какое давление будет оказываться на служителей Фемиды. Ведь на скамью подсудимых сядут люди со слишком известными в криминальном мире именами и имеющие весьма тесные связи за его пределами. Как бы то ни было, если суд согласится с обвинениями Генпрокуратуры и нынешние подследственные окажутся осужденными, то это можно будет назвать самым сокрушительным ударом по некогда могущественной группировке полуострова.

Поход на криминалитет

Напомним, что активное наступление на «Башмаков» началось летом 2006-го, когда Юрий Луценко объявил новый этап борьбы с крымским криминалитетом. В июне 2006 года был задержан депутат Белогорского райсовета Карасев по подозрению в организации и совершении поджогов рынков и других коммерческих объектов (в 2007-м он был приговорен за это судом к 7 годам лишения свободы). В августе того же года в розыск были объявлены депутат ВР Крыма Рувим Аронов (его задержали только в марте 2008-го), президент Федерации бокса Крыма Александр Данильченко и президент Федерации вольной борьбы Николай Кожухарь. Тогда замминистра внутренних дел Украины Владимир Евдокимов назвал их «лидерами организованной преступной группировки «Башмаки», действовавшей на территории АРК, Запорожской, Харьковской областей и Киева» и имеющей на счету около 50 убийств и 8 похищений людей. А в сентябре в Севастополе были арестованы 4 активных члена городского «филиала» «Башмаков», в том числе глава ОПГ Михаил Плис (бывший работник милиции, один из бывших руководителей ЦУМа) и Игорь Чесноков по кличке Чича. Четверо севастопольских братков подозревались в причастности к покушению на мэра Севастополя Виктора Семенова, в организации серии резонансных заказных убийств, покушений и взрывов в Севастополе. Среди них покушение на убийство врага Плиса — Игоря Руляка (сейчас отбывает наказание за организацию ОПГ из 15 членов, которой инкриминировались бандитизм и более 100 тяжких преступлений, 13 убийств).

Все вышеперечисленные «герои» (кроме Аронова — его уголовное дело выведено в отдельное производство), а также те, кого арестовали следом, фигурируют в списке тех 17-ти «башмаков», дела которых нынче переданы в суд.

Генпрокуратура в своем официальном сообщении об этом не назвала не только ни одной фамилии, но и ни одного конкретного уголовного дела. В сухом сообщении лишь сказано, что им предъявлены обвинения в совершении 13 умышленных убийств и других тяжких и особо тяжких преступлений. «1К» располагает полным списком и обвиняемых, и инкриминируемых им преступлений. Но в интересах следствия и суда мы остановимся только на тех, о ком уже ранее сообщалось в прессе, добавив к этому лишь некоторые — самые интересные — подробности.

Война за место под солнцем

В материалах, переданных Генпрокуратурой в суд, сказано о возбуждении уголовного дела по признакам ст. 255 УК (создание преступной организации) и ст. 257 (бандитизм) УК Украины «в отношении лидеров и участников преступной организации — банды «Башмаки», ранее действовавшей на территории АР Крым, участниками которой в период времени с 1991 по 2002 год совершен ряд тяжких преступлений: убийства с применением огнестрельного оружия, взрывы, разбойные нападения, причинение тяжких телесных повреждений, умышленное уничтожение индивидуального имущества граждан, незаконное лишение свободы, на вооружении банды имелось многочисленное огнестрельное оружие и боеприпасы».

Перечислять все эпизоды мы не будем, остановимся лишь на некоторых. Большая часть дел, которые будет рассматривать Фемида, — убийства, совершенные «башмаками» с целью физического уничтожения конкурентов. Совершались они в самый разгар войны с «Сейлемом», с которым «Башмаки» воевали не один год, сочетая полезное (прибирая к своим рукам осиротевший бизнес) с приятным (ведя отстрел давних противников, чтобы другим неповадно было). Жертвы с обеих сторон в этой войне исчисляются десятками — группировки несли практически равнозначные потери.

К таким убийствам относится расстрел Сергея Оразмурадова по кличке Сакура — бывшего боксера и одного из основателей кооператива «Сейлем». Сакура был убит 5 ноября 1991 года у ворот своего дома в Симферополе, в пер. Краснодарском, через день после его ссоры с Виктором Башмаковым. Тогда следствие по делу Оразмурадова было приостановлено, говоря милицейским языком, в связи с неустановлением лиц, совершивших преступление, хотя были подозрения, что совершил его «башмаковский» киллер Хабибуллин. Теперь картина окончательно прояснилась. На это убийство выезжали семеро «башмаков», в том числе их главарь. Четверо подозреваемых в этом преступлении — члены списка

17-ти (в интересах следствия мы не называем их фамилии): Виктор К. (по кличке Карась), Михаил Ф. (Фрол), Александр Ж. (Лобатый) и Владимир М. По некоторым данным, на разборку выезжали также Данила и Молдаван (носители этих двух кличек сейчас находятся в розыске).

С целью криминального передела сфер влияния бандой Башмака было совершено убийство и двух «сейлемовцев» калибром покрупнее. 24 января 1996 г. на ул. Киевской были расстреляны из двух автоматов Александр Вишняков (Вишня) и Сергей Мишак (Кривоножка), являвшиеся к тому же депутатами Симферопольского горсовета. Самый заметный из убитых — Вишняков, который стоял практически во главе ОПГ после убийства Евгения Хавича и «курировал» Керчь. Возможно, поэтому в покушениях на его жизнь (а их было четыре) долгое время подозревались два брата-керчанина, пропавшие без вести. Следователи Генпрокуратуры сегодня называют других подозреваемых, и они также фигурируют в списке 17-ти: Андрей Б. (Таракан), Евгений Г. (Горгуль). Еще двоих — Майды и Пасунько, стрелявших в Вишню, уже нет в живых.

Бандитская вендетта

В числе преступлений, инкриминируемых фигурантам из «башмаковского» списка 17-ти, — убийства из мести. Больше всего крови братки пролили в процессе вендетты за смерть своего пахана Александра Ткачева по кличке Сахан. Напомним, что Сахан — один из отцов-основателей крымской мафии. Впервые он появился на криминальном небосклоне полуострова еще в 80-х годах прошлого века в составе бригады наперсточников Владимира Гужева — знаменитого Гуни. Но потом сам решил стать «хозяином» и даже вместе с небезызвестным Олегом Дзюбой покушался на жизнь бывшего шефа. После того как Гуня после серии покушений сбежал из Крыма, Сахан возглавил банду, взяв, кстати, себе в водители Виктора Башмакова. В начале 90-х Сахан уже маститый авторитет и лидер ОПГ, которую потом станут называть «Башмаки». Царствовать бы Ткачеву долгие годы, постепенно подминая под себя рынки, предприятия, банки, целые регионы с помощью биты и автомата, но вот беда, появились соперники — «сейлемовцы», которые хотели столько же и даже больше. Скоро началась такая стрельба с обеих сторон, что даже тогдашней милиции пришлось зашевелиться. Сахан вынужден был бежать, но правоохранители все-таки задержали его в Сочи. На следствии он стал… косить под психа и два года в этом позорном для вора образе провел в различных лечебницах. Последним приютом Сахана стала симферопольская психбольница на ул. Розы Люксембург, где на него были совершены два покушения. Второе он не пережил — Ткачева убили прямо на крыльце больницы, когда он вышел проводить сестру. Похоронили Сахана на кладбище в с. Богдановка. Братва не поскупилась на дорогой памятник, а потом начала мстить.

Судя по сегодняшним материалам Генпрокуратуры, по указанию Виктора Башмакова трое нынешних фигурантов списка 17-ти отправили на тот свет некоего И. Ковалева, которого, считая, что именно он убил "пахана", застрелили неподалеку от с. Пионерского из пистолета ТТ. Вслед за этим был убит А.Федин как нежелательный свидетель предыдущего преступления. Еще одно убийство из мести, в котором подозреваются готовящиеся к суду «башмаки», — членов ОПГ Олега Дзюбы, которого они винили в организации расстрела самого Виктора Башмакова в июне 1994 года. В качестве жертв были выбраны трое дзюбовцев: Б. Лясковский, А.Щетина и А. Дудко, убитые в ноябре 1994-го.

Неудачники с базукой

Самое интересное из материалов обвинения против банды, как «башмаки»… прокуратуру взрывали. По замыслу братков, это должна была быть настоящая диверсия. Следователь Генпрокуратуры так и написал: задумал ее один из лидеров ОПГ (находящийся в розыске) «с целью демонстрации силы своего преступного формирования, а как следствие, ослабления государства путем подрыва его авторитета в глазах населения, вызывая у него страх перед мощью его преступной организации». Объектом акции устрашения было избрано здание прокуратуры Киевского района Симферополя, которое намеревались разрушить либо повредить, а также «причинить смерть или телесные повреждения любой степени тяжести либо иного вреда здоровью лиц, которые могли находиться в указанном здании». С этим замыслом 19 мая 1999 года на улицу Сергеева-Ценского, 26, и прибыли четверо боевиков, вооруженных гранатометом РПГ-7 и двумя гранатами к нему.

Диверсанты самым решительным образом устроились напротив здания прокуратуры, прицелились, но тут вспомнили, что не умеют стрелять из базуки. Ликвидировать террористическую безграмотность взялся Карась и стал показывать, как пользоваться гранатометом. Он зарядил его гранатой, взвел спусковой механизм и… передал оружие коллеге. В момент передачи тот случайно нажал на спусковой крючок. Со страшным грохотом граната вылетела и угодила… в стену дома №40 на улице Таврической, выбив стекла в нескольких квартирах. Горе-диверсанты, доведя свой преступный адрес до незапланированного адресата, бросили гранатомет в мусорный бак и сбежали. В результате ослабление государства путем подрыва его авторитета не случилось.

Когда-то братки написали на надгробном камне отца «башмаков» Ткачева: «Давно уже нет тебя меж нами, и над разбитыми сердцами еще ты властвуешь досель, и, падших духом ободряя, горит звезда в ночи благая — тобой указанная цель». Что ж, сегодня они пришли к цели, указанной Саханом. 17 «башмаков» очень скоро сядут на скамью подсудимых, и на этот раз, возможно, им не удастся уйти от возмездия. Тем более что следствие продолжается и Генпрокуратура обещает в скором времени передать Фемиде вторую часть расследованных дел банды.

фото: Хайри Усеинов

You may also like...