«Почему все попы на мерседесах ездят?»

В центре Москвы похищен джип архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла (Михаил Наконечный), сообщили российские СМИ. В ночь с понедельника на вторник неизвестные от дома № 22/4 по Овчинниковской набережной похитили внедорожник Toyota Land Cruiser Prado, принадлежащий Ярославской и Ростовской епархии. Машина обслуживала владыку Кирилла, который приехал в Москву на Поместный Собор. Автомобиль объявлен в розыск… Прекрасный повод ответить на вопрос, так волнующий наших читателей, и который вынесен в заголовок.

Начиная разговор с большинством неверующих людей о Церкви, всегда надо быть готовым к тому, что рано или поздно всплывёт простой, конкретный вопрос: «А почему все попы на «Мерседесах» ездят»? Вопрос, конечно, сам по себе глупый, но скрывающий за жалкой формой глубокий смысл. Действительно, многих людей, скажем так, смущает излишняя, на их взгляд, даже немного кричащая состоятельность отдельных священнослужителей.

Но всё дело в том, что люди, конечно же, не разграничивают каждого отдельного клирика от всех остальных и от самой Церкви как таковой. Видя одного представителя какой-либо организации, мы обычно ассоциируем его со всей организацией, в целом — таково свойство человеческого разума, и с этим уже ничего не поделаешь.

Так вот, когда люди смотрят на то благосостояние, которым пользуются многие представители Церкви, у них начинают закрадываться нехорошие мысли. Дело не в том, что люди плохие или завистливые — порою, они просто недоумевают — в Евангелии сказано одно, с амвона они слышат слова о нестяжании, милосердии, простоте и при этом на практике сталкиваются с жестокой и беспощадной реальностью — те, кто учат смирению, садятся в машину, стоимостью 30 000 долларов, не забыв перед этим принять у бабушки записочку с одной гривной, и с Божьей помощью едут в аэропорт, чтобы посетить Святые места. В принципе, в этом нет ничего плохого, но у простого человека в голове складывается образ некой «несостыковочки» с тем, что предписано, и тем, что есть.

Открывая Священное писание, читаем такие слова: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому, предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1). Читая святых отцов, находим: ‘Кто предаётся любостяжанию, тот оскверняется идолослужением, и достоин считаться в ряду язычников» (2). Слова, сами по себе, довольно исчерпывающие. Один из самых распространённых аргументов в защиту «Мерседесов» — это то, что обладание богатством ещё не делает человека сребролюбивым, но в Евангелии и в святоотеческих творениях находим исчерпывающие ответы: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться, впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (3). «Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили своё утешение» (4). «Богатые в нынешнем веке, если не будут обсечены их богатства, не могут быть угодными Господу» (5).

Но не каждого удовлетворяют данные объяснения, часто приходится слышать: «А что, батюшка не человек’»? Да никто же это не отрицает, но вновь находится ответ из Евангелия: «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (6).

Вопрос, по сути, не о ком-то конкретном, а о тенденции как таковой. Когда простые люди, живущие от зарплаты до зарплаты, которые ходят на рынок, чтобы сэкономить на бутылке подсолнечного масла, берут субсидию на коммунальные услуги и ездят каждые выходные на огород, чтобы как-то выжить, и видят в это время довольно упитанных, холёных, можно даже сказать, откормленных пастырей, у них возникают естественные вопросы: «А есть ли правда в этом мире»? «Почему те, кто призваны быть для каждого слугою, те, кто призваны отдавать последнее, живут не хуже первых»? И, конечно же, это очень негативно влияет на отношение к Церкви как таковой.

Люди забывают или не обращают внимания на многих нищих священников, особенно сельских, которые давно уже живут за чертою бедности. Они не смотрят на тех, кто служит людям, не только деньгами, но и всей своей жизнью, они не обращают внимания на огромную социальную работу, которая ведется Церковью. Но, увы, они видят лишь этот неблаговидный «фасад» нашего общественного служения. Виноваты ли эти люди, сложно сказать, ведь если бы не было повода к соблазну, вряд ли бы они соблазнялись. Да и чем соблазнятся?

Христа осудили и казнили, не имея против него ни одного реального обвинения, и поэтому ему не было что предъявить. В этой же ситуации, к сожалению, основываясь на увиденном, многие могут обвинить не только конкретного человека, но и саму Церковь в том, что она не исполняет слов Христа. Естественно, что это не так, и каждый человек несёт ответственность сам за себя.

Но просто хотелось бы спросить у тех, кто учат смирению и милосердию, играет с мобильником за 1000 $, носит золотые часы и ездит на дорогом автомобиле: — Как же быть со словами Христа, который Сам о Себе говорил — «лисицы имеют норы и птицы небесные — гнёзда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (7)? «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище, не оскудевающее на небесах… Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лук.12.33-34).
1. 1 Тим. 6,10.
2. Святого Поликарпа Смирнского послание к Филиппийцам 11гл.
3. Тим.6.8-9
4. Лук.6.24
5. ‘Пастырь’ Ерма, Виденье 3,6
6. Матф.18.6
7. Матф.8.20

Дмитрий Сергеевич Папета, Журнал Самиздат

Читайте также: