Провинция «воюет» с «Визирем»: ГАИ проигрывает суды

Внедрение радиолокационных видеозаписывающих измерителей скорости «Визир» не оставило равнодушным даже пешеходов. Кто-то считает, что на дорогах давно пора наводить порядок, а «Визир» — шаг к жизни «по-европейски». Иные утверждают, что данным прибора полностью доверять нельзя. За почти полгода эксплуатации приборов украинские ГАИшники не вполне «освоились» с новыми техсредствами, и, как результат, — жалобы автовладельцев в суд и прокуратуру. Бердянск исключением не стал. А большинство из оспариваемых в суде дел решаются в пользу бердянцев, а не ГАИ. Почему ГАИ проигрывает суды?

В этом месяце харьковчанин получил постановление ГАИ вместе с двумя фотографиями, сделанными «Визиром». На одной из них был зафиксирован электростолб, который «двигался» со скоростью 67 км в час. Тем же самым прибором, тем же сотрудником ГАИ и в том же месте было зафиксировано ещё одно нарушение — превышение скорости заправкой. В Бердянске таких курьёзных случаев, связанных с использованием «Визира», не было. Тем не менее, и прокуратура, и суд рассматривают жалобы бердянцев на работу этих приборов.

Судья Бердянского горрайонного суда Ольга Панченко рассмотрела около 10 исков граждан по поводу привлечения к ответственности за превышение скорости, зафиксированное «Визиром». Бердянцы, в основном, были не согласны с данными приборов, размещённых за пределами Бердянска. Чаще всего это Донецкая область или трасса в Запорожской области. В большинстве случаев ГАИ осталась проигравшей стороной.

— Рассматривая иски, мы исходим из доказательств, предъявленных сотрудниками ГАИ, поскольку именно на них законом возложена обязанность доказать вину человека, — говорит Ольга Михайловна. — Если на фото виден только сам автомобиль и его номер, то я считаю, что это — недостаточное основание, чтобы утверждать, что человек совершил правонарушение и превысил скорость. В этом случае неизвестно, где именно человек ехал — может, по автобану. Фото должно «содержать» в себе указатель ограничения скорости и привязку к местности.

По словам Ольги Панченко, в Бердянском суде рассматривается довольно забавный иск: на фото, полученном собственником автомобиля, указано: «Патруль. Скорость 40 км/час» — там по непонятной причине отобразилась скорость патрульной машины ГАИ, двигавшейся навстречу. Но опять-таки — случай этот произошёл не на территории Бердянска.

Судье Бердянского суда Алексею Парию поступило на рассмотрение около 10 исков от граждан с жалобами на постановления инспекторов ГАИ, вынесенных на основании данных прибора «Визир». Шесть исков он уже рассмотрел, и по всем ним вынес решения в пользу граждан. В двух из этих шести случаев копии постановления, направленные привлекаемым, не были подписаны сотрудниками ГАИ, а сами оригиналы ГАИ суду не предоставила. Также в некоторых случаях при фотофиксации нарушения не было никакой привязки к местности — так что невозможно было с уверенностью утверждать, что само нарушение имело место. А в случае, когда на фото, сделанном «Визиром», отсутствует номер этого самого «Визира», суд тоже принял сторону граждан.

— Все решения я принял в пользу тех, кто обжаловал постановления инспекторов ГАИ, потому что ответчики (ГАИ) не предоставили достаточно доказательств правомерности принятого решения о взыскании штрафа: на основании одной фотографии суд не может считать человека виновным, — говорит Алексей Викторович.

Практически все поступившие Алексею Парию жалобы были от жителей Бердянска и Бердянского района на работу «иногородних» «Визирей».

 

Что с сертификатом?

Не всё так просто и с обработкой информации о правонарушениях. В Интернет-изданиях — масса информации о том, что «Визир» не сертифицирован в Украине. Так ли это и насколько это значимо для автовладельцев? Правилами обеспечения защиты информации в информационных, телекоммуникационных и информационно-коммуникационных системах предусмотрено, что информация во время обработки в автоматизированной системе должна сохранять целостность. Это должно быть обеспечено путём защиты от несанкционированных действий, которые могут привести к случайному или умышленному изменению или уничтожению данных. То есть информационные системы, в которых обрабатывается информация «Визира», должны быть обеспечены сертифицированной защитой.

А согласно письму Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины от 25 марта 2009 года, устройство фиксации нарушений ПДД «Визир» органами ГАИ Украины для проведения государственной экспертизы или сертификации в Госспецсвязь не предоставлялось. Процедур государственной экспертизы или сертификации «Визир» не проходил. Экспертного заключения или Сертификата соответствия в сфере защиты информации он не имеет.

Это следует понимать так, что нельзя утверждать, что данные о времени, дате и скорости, полученные при помощи прибора «Визир», «вручную» изменить невозможно.

Алексей Парий при рассмотрении этих шести случаев учитывал то, что сотрудники ГАИ не предоставили информацию о наличии сертификатов Госспецсвязи на приборы «Визир». А Ольга Панченко при рассмотрении исков в отношении прибора «Визир» наличием или отсутствием сертификата не руководствовалась, так как для вынесения судебных решений недостатка в доказательствах и без того не ощущалось.

В Бердянском отделе ГАИ нам предоставили имеющиеся в наличии документы на прибор: Свидетельство о поверке рабочего средства измерительной техники, выданное Укрметтестстандартом, и Свидетельство о признании утверждения типа средств измерительной техники, выданное Государственным комитетом Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики.
Пара километров имеет значение

Жалуются бердянцы и в прокуратуру. По словам помощника Бердянского межрайонного прокурора Оксаны Скуйбеды, особенно много заявлений поступало от граждан в начале июня. Она рассмотрела восемь заявлений, касающихся работы прибора «Визир». Люди жаловались, в частности, на то, что им был выписан штраф за превышение скорости на 2—4 км. То есть там, где был установлен знак, ограничивающий скорость до 40 км в час, «Визир» фиксировал скорость автомобиля 62—64 км в час — превышение скорости на 20 км в час включительно ГАИ не фиксирует.

— Заявители считают это нарушение незначительным, а ведь минимальный штраф за превышение скорости — 255 гривен, и если его не оплатить, то нельзя будет пройти техосмотр, — говорит Оксана Леонидовна. — Но прокуратура не считает это малозначительным нарушением. Если по нормам закона положено превышать скорость не более, чем на 20 км, — извольте соблюдать закон.

Обращались в прокуратуру бердянцы — собственники автомобилей, имеющие подтверждение, что в момент превышения скорости они не могли находиться за рулём, так как были, например, за границей. В таких случаях взыскание штрафа с собственника приостанавливается, пока не найдут нарушителя.
А как же точность?

В эксплуатации «Визиров» есть немало нюансов. Согласно Руководству по эксплуатации, в технических характеристиках этих измерительных средств указаны допустимые погрешности. При стационарном режиме использования — это плюс-минус 1 км/час, а при режиме патрулирования — плюс-минус 2 км/час. Впрочем, при допустимых 20-ти км/час «сверх нормы» эта погрешность особого значения не имеет.

— Кроме того, данные технические средства можно использовать только при определённых климатических условиях: температуре, влажности воздуха. Потому что это влияет на точность работы прибора. «Визир» может работать от 0 до 60 градусов тепла, а в термочехле — от минус 30 до плюс 10 градусов. Работники ГАИ должны учитывать это в постановлении, — поясняет Алексей Парий.

Копия постановления должна быть отправлена работниками ГАИ собственнику автомобиля заказным письмом с уведомлением о дате вручения. Если за рулём в момент фотофиксации «Визиром» был не автовладелец, а водитель по доверенности или угонщик, то в течение 10 дней собственник автомобиля может прийти с копией постановления к начальнику ГАИ, после чего будет назначена служебная проверка.

Начальник межрайонного отдела ГАИ Александр Облонский утверждает, что владелец автотранспорта ответственен за нарушение, вне зависимости от того, кто был за рулём. Ольга Панченко поясняет, что штраф должен платить нарушитель, а не собственник, но не исключено, что для разбирательства гражданам придётся обращаться в суд. Жители Бердянска обращаются и в ГАИ с жалобами на «Визир». По словам Александра Петровича, граждане утверждают, что в момент фотофиксации их автомобилем управлял по доверенности другой человек.

Александр Петрович уверен в достоверности показаний «Визиря». Как он пояснил, прибор делает несколько фотоснимков движущегося автомобиля с интервалом в несколько секунд, так что факт превышения скорости опровергнуть не удастся.

— «Визир» нам помогает. В Бердянске с его помощью мы нашли три машины-«двойника», кроме того, эти приборы дисциплинируют водителей, они стали реже нарушать правила дорожного движения, — Александр Облонский работой приборов доволен. — После введения новых, высоких штрафов существенно уменьшилось количество ДТП и пострадавших на дорогах — в этом есть и заслуга «Визира».

В 2009 году в Бердянске произошло 55 ДТП с четырьмя погибшими и 67-ю пострадавшими. А за аналогичный период 2008 года, до введения новых штрафов и «Визиров», было зафиксировано 75 ДТП с одним погибшим и 86 пострадавшими.

Если инспектор ГАИ составляет протокол, несмотря на ваши уверения, что прибор «присвоил» вам скорость другого автомобиля.

1. При составлении протокола требуйте копию протокола и постановления, иначе вам попросту нечего будет обжаловать в суде. В графе «пояснение протокола» напишите: «Свою вину не признаю, свидетелей, подтверждающих то, что написано в протоколе, нет, мои объяснения и ходатайство приложены на отдельном листе, приобщенном к протоколу». Если есть свидетели, которые могут подтвердить невиновность, обязательно укажите их. Проследите, чтобы в незаполненных графах протокола стояли прочерки (можно в виде буквы Z) — во избежание дописок.

2. Напишите на имя инспектора, который вас остановил, ходатайство, в котором просите отложить рассмотрение дела и вынесение постановления на несколько дней в связи с тем, что у вас недостаточно юридических знаний по данному вопросу и необходима консультация юриста, а также о перенесении рассмотрения дела по месту жительства. Написать необходимо два экземпляра, на каждом из них попросите инспектора расписаться. Затем один оставьте себе, второй отдайте инспектору.

Екатерина Смирнова, Ведомости Бердянска

You may also like...