Восемь часов в «шкуре» инспектора ГАИ на трассе М-01

Отказаться от предложения руководства областного ГАИ провести восемь часов вместе с нарядом Госавтоинспекции, было довольно сложно. Уж слишком велик был соблазн посмотреть воочию, что творится на наших дорогах. Ведь, одно дело, когда инспектор останавливает тебя, и совсем другое, когда наблюдаешь за всем этим процессом «с другой стороны». Право выбора места несения службы оставалось за мной.

 Естественно, я выбрал самую оживленную автодорогу области – М-01 (Киев-Чернигов-Новые Яриловичи). День заступления в наряд – среда, 19 августа…

Четыре по двенадцать… И так из месяца в месяц

Так проходит служба инспектора ДПС в Черниговском взводе ГАИ области. Два дня (с 8 часов утра до 8 вечера) и две ночи (с 8 вечера до 8 часов утра) должен отдежурить инспектор, для того, чтобы заработать два «законных» выходных. Честно говоря – график напряженный, учитывая, что практически все время приходится проводить на ногах (в прямом смысле этого слова).

Для получения оружия инспектору ГАИ нужно прибыть на службу к 7 утра. В 7.30 — на инструктаж. В этот день наряды инструктировал замкомвзвода ст. лейтенант милиции Григорий ГОРОБЕЙ. Он сразу начал с ориентировок: «УМВД в Черкасской области разыскивает автомобиль марки «Мицубиси» гос. номер…, кузов… С его использованием был совершен ряд преступлений в Черкасской области… пассажиры могут быть вооружены…». Ручки инспекторов «забегали» в блокнотах. Как правило, запоминается марка и цвет автомобиля, и уже после остановки на трассе «похожего», начинается изучение номеров, кузова и т.д. После ориентировок напомнили, как должен вести себя на дороге инспектор, и — «по коням»…

Перед посадкой в автомобиль побеседовали с заместителем начальника ГАИ области майора Виталием ГОРБАТКО. Он рассказал о том, что Департамент ГАИ особое внимание уделяет работе с иностранцами, и что сейчас для дорог области – это проблема. «Какие могут быть проблемы с интуристами?..», — подумал я, но позже понял, что сильно ошибся…

На трассе

Наш патрульный автомобиль – Skoda Octavia, 2005 года выпуска. В составе патруля два аттестованных сотрудника ГАИ: инженер по организации дорожного движения, капитан милиции Александр ПИНЧУК, и инспектор ДПС мл. сержант милиции Игорь Драный. В дополнение к обычным обязанностям инспектора ГАИ, капитан Пинчук еще следит за состоянием дорожного покрытия, обочиной, дорожной разметкой, знаками. По киевской трассе зона ответственности Черниговского взвода ДПС – от знака «Чернигов» за автомобильным мостом, и до знака «Киевская область» за селом Сыраи. Так что работы хватает…

Кстати, о знаках. Обратил внимание на то, что знаки ограничения скорости с автодороги исчезли, а названия отдельных населенных пунктов, например, «Прогресс» теперь пишутся на синем фоне. С месяц назад на дорогах Украины появился новый знак – треугольник с красной каймой, на желтом фоте рисунок фотокамеры. Под ним подпись – «Фотофіксація порушень ПДР». Эти знаки облюбовали торгующие бабушки.

Наверное – очень хотят «сфотографироваться». Одна из них, около села Ягодное, долго расспрашивала меня, где же камера, которая все фиксирует. Она была очень разочарована тем, что камеры нет, а значит, нет возможности покрасоваться. Торгующие под знаками — для инспекторов проблема. Их нужно постоянно «отодвигать» от знаков, чтобы они не отвлекали внимание водителей…

— На трассе повысился скоростной режим, — констатирует капитан Пинчук. – На четырех полосной дороге разрешенная скорость 110 км/ч. Если прибавить допуск +20 км/ч за который не штрафуют, то понятно, почему практически все машины выжимают 130 км/ч. Новые штрафы улучшили показатели безопасности. Если раньше на трассе в месяц было по 15-20 ДТП, и некоторые, с тяжелыми последствиями, то теперь всего 3-5 в месяц.

В целом, дорога не плохая. Мы осмотрели ее всю – до знака «Киевская область», и пошли на «боевой разворот»…

Дорожный беспредел

Для несения службы мы остановились неподалеку от перекрестка в селе Гарбузин. Как правило, большинство ДТП совершается в населенных пунктах. Справа и слева от нас в 40 метрах – пешеходные переходы. Здесь разрешенная скорость движения – 60 км/ч + 20 км/ч (допуск) = 80 км/ч максимум. Игорь Драный подключил «Визир», а Александру Пинчуку досталась участь общаться с нарушителями ПДД.

Я думал, что нарушителей не будет – все водители «моргали» встречным автомобилям. Но первого нарушителя пришлось ждать недолго ровно 5 минут! Со скоростью 95 км/ч на нас несся автомобиль Volvo с немецкими номерами. Остановили. За рулем молодой немец, рядом с ним шикарная блондинка-переводчица. Объясняют, что впервые в Украине, и не знают наших Правил, обещают больше не нарушать. Их отпускают, и улыбающаяся блондинка машет нам ручкой…

Через 10 минут – россиянин на KIA. Опять 95 км/ч! Тормозим. Говорит, что ни где не видел знаков ограничения скорости, и до населенного пункта ехал вообще со скоростью 150 км/ч. Как мне показалось – говорит нагло, уверен в своей полной безнаказанности. Обещает не нарушать. Проведя профилактическую беседу и вручив «памятку» о штрафах, опять отпускаем!..

Проблема!

Наши законы действуют по принципу: «Бей своих, чтобы чужие боялись!» Фактически оштрафовать иностранца нельзя. Даже если инспектор составит протокол, иностранец смело может выбросить его в урну! По нашим законам на обжалование протокола дается 10 дней +15 дней на оплату.

Где будет иностранец через это время? И как может инспектор ГАИ проверить, сколько протоколов на этого иностранца уже составлено. Согласно Венской Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года лишить водителя национального или международного водительского удостоверения могут лишь в случае нарушения им правил, за которое согласно законодательству предусматривается лишение права пользоваться водительским удостоверением.

То есть сегодня реально наказать иностранца можно только, если он превысил скорость свыше допустимой на 50 км/ч, не остановился по требованию ГАИ, был пьян за рулем или совершил ДТП. Этой дырой в нашем Законе они и пользуются.

Кстати: В Латвии, для наказания иностранных водителей, планируют ввести «гарантированный взнос» — сумму, которая эквивалентна штрафу за нарушение ПДД, которую платит иностранец-нарушитель прямо на месте, если не может оплатить штраф в банке. Гарантийный взнос в качестве принудительного средства применяется в Польше, Германии, Нидерландах, Испании, Австрии.

Третьим был наш, черниговский нарушитель на «Хонде». В 11.03 он превысил скорость на 37 км/ч, был остановлен и был полностью согласен с нарушением. Он заявлял, что и дальше будет нарушать – сильно торопится. На составление протокола и постановления «по-быстрому» ушло 13 минут. Большая скорость – не всегда быстрее.

О «Визире», форме и опасностях…

О приборе «Визир» говорят много. Естественно, что мне захотелось попробовать поработать с ним. Ничего особенного – тот же радар «Сокол», только с фото- и видеокамерой. Не знаю, как он может работать на штативе – по-моему, проходящие машины будут его просто сдувать.

К недостаткам можно отнести маленький тусклый экран – в солнечную погоду на нем трудно что-либо разглядеть. А так – классная штука не обманешь! За все дежурство ни один водитель не жаловался, что его остановили безосновательно. Кстати, на посту в Коптях работают радаром «Сокол», и довольно успешно. Но для этого у инспекторов ГАИ, как правило, есть свидетели – общественники из местных жителей…

Завидя наряд ГАИ водители даже останавливались, чтобы пропустить пешеходов…

Новая форма хороша только днем! На ней нет светоотражающих элементов, и в вечернее время суток инспектора одевают «старую» синюю форму – и безопаснее, и теплее. Для летней формы предусмотрен специальный жилет-сеточка со светоотражающими элементами и надписью «ДПС». Он хранится в сумке у каждого инспектора…

Опасности на дороге подстерегают постоянно. Это и несущиеся автомобили, и нетрезвые водители и пешеходы, реакция которых на замечания порой бывает неадекватной. Случаются и погони. О них нам рассказал мл. лейтенант милиции, ст. инспектор ДПС Александр РЫЖИЙ, с которым я познакомился на стационарном посту ГАИ в Коптях.

Он рассказал мне об особенностях несения службы на этом посту (кстати, он круглосуточный, и наряд там есть постоянно), и вспомнил о погоне. Я попросил – поподробнее. Оказалось, что 15 августа Александр Рыжий заступил в наряд на стационарный пост в Коптях вместе с Игорем Драным. Около 9 вечера поступила информация о том, что в Киенке был угнан автомобиль такси «Опель-Вектра» белого цвета.

Преступник ударил таксиста по голове и уехал в неизвестном направлении. Около 8 утра видим, едет белый «Опель» с «шашечками». Останавливаем – машина наутек! Закрываем пост – и в погоню… Гнались не долго. Преступник не справился с управлением, и машина съехала в кювет, а сам он скрылся в придорожных зарослях…

Обед

Обычно, инспектора ГАИ обедают в кафе, которое расположено прямо на заправке, неподалеку от поста в Коптях. Цены — доступные, а для них, как постоянных клиентов здесь еще и скидка. В кафе можно и покушать, и при желании выпить – запас спиртного тут достаточный.

Только вот днем никто, как правило, не пьет, не смотря на то, что посетителей не так уж и мало. Просто в основном – это водители, которые останавливаются здесь, чтобы пообедать и немного отдохнуть. В «крутые» 90-е водители, как правило, останавливались на отдых около поста ГАИ – безопаснее. Наверное, для многих это стало привычкой. При заказе обеда мы понадеялись на выбор официантки, и не ошиблись. А после обеда – снова дорога…

Несостоявшееся задержание

Когда обедали, мне позвонил капитан милиции Сергей Борздий, из пресс-службы ГАИ области. Интересовался, как дела. Шутя, пообещал «подкинуть» пятерых нарушителей. Через минут пять после того, как мы вновь сели в патрульный автомобиль, поступила информация о том, что в сторону Киева движется красный грузовик марки «ДАФ», номер…, который нужно было остановить. И это была не шутка…

Движемся в сторону Чернигова, отслеживая все встречные грузовики. «ДАФа» нет. Останавливаемся в селе Красном и ждем грузовик, параллельно наблюдая за дорогой. Несколько автомобилей белорусов едут в сторону Чернигова с превышением скорости. Проверили документы, предупредили, отпустили…

Было несколько красных грузовиков, двигавшихся со стороны Чернигова. Издалека номер не рассмотреть – поэтому останавливаем всех подряд, и отпускаем – не те. Причина для задержания грузовика нам неизвестна. Александр говорит, что может быть, например, водитель не заплатил на заправке, а может быть… Этих может – слишком много, поэтому нужно быть готовым ко всему.

Пока капитан Пинчук вел профилактическую беседу с очередным белорусом, на спуске со стороны Чернигова замечаю красный «ДАФ». Но, как по мне – он больше похож на оранжевый. Но ведь все люди воспринимают цвета по-разному…

Капитан Пинчук жезлом останавливает грузовик, но мы уже видим – номер не тот…

Итоги

У нас за смену – без происшествий. Шесть протоколов (на украинских водителей) за превышение скорости – по три на инспектора. Это почти стандартная ситуация. Обычно – до десяти штрафов за смену. Грузовик задержали без нас. Принять участие в погоне и задержании мне не удалось, а жаль. Не заметил я и «тонких моментов службы ГАИ» — никто из остановленных водителей денег инспекторам не предлагал.

Может быть повлияло присутствие «человека в штатском». В половине восьмого вечера дежурство заканчивается. Инспекторам нужно подготовить автомобиль к передаче следующему наряду. Правда, дождя не было, так что автомобиль почти чистый. Завтра этим инспекторам опять к 7 утра – за оружием и в наряд. Ну а я – за компьютер. Писать о том, что видел и что слышал за восемь часов несения службы на трассе М-01.

Торгующие под знаками

Торгующие под знаками — для инспекторов проблема

Знак камеры

Нарушителей на Volvo отпустили

Нарушителей на Volvo отпустили

Визирсты

 С Визирем

 Профилактическая беседа с  белорусом

Профилактическая беседа с водителем из Белорусии

Игорь Грищенко, портал Чернигова

Читайте также: