Как мошенники с помощью манипуляций с данными и «своих» нотариусов захватывают имущество

Рэкетиры 90-х годов, отбирающие у людей силой и угрозами деньги и материальные ценности, сегодня – уже исторические персонажи. На смену им пришли «рейдеры». Преступники XXI века используют в своей деятельности высокоинтеллектуальные схемы, понимая, что хитростью можно добиться намного больших результатов. В помощь преступникам – вопиющее несовершенство системы нотариального оформления сделок. Кто и как манипулирует правами на любую собственность. 

По данным президента Союза специалистов по недвижимости Украины Александра Рубанова, в этом году количество случаев мошенничества с оформлением сделок недвижимости выросло по сравнению с прошлым годом в два-три раза. Председатель объединения автолюбителей «Автранс» Виталий Дзюба отмечает, что участились и случаи мошенничества при оформлении авто. Причиной этого эксперты называют то, что в прошлом году до 80% всех сделок осуществлялось с привлечением кредитных средств (их проверяли службы безопасности банков), а сейчас — за наличные, что не может не вдохновлять преступные группировки.

Способствует махинациям и несовершенная система защиты информации о собственности физических лиц: на базарах и в интернете продаются базы МВД, Минюста, Гостаможслужбы и других государственных органов с конфиденциальной информацией граждан Украины, которой легко могут воспользоваться злоумышленники.

Кроме того, серьезной проблемой является функционирование системы нотариального оформления сделок. По словам известного адвоката Татьяны Монтян, лицензии и офисы для некоторых нотариусов покупают преступные группировки, после чего требуют «отрабатывать» вложенные средства (нотариусы подключены к системе единой базы данных реестров Украины и могут вносить туда различные изменения): «Через «черных нотариусов» проводятся операции незаконного захвата частной собственности, а их деятельность давно превратилась в высокоприбыльный бизнес под крышей отдельных сотрудников милиции, прокуратуры, СБУ и судей».

Каким же образом мошенники с помощью манипуляций с базами данных и «своих» нотариусов могут пытаться захватить имущество?

АВТО ЗАБИРАЮТ БЕЗ СУДА И СЛЕДСТВИЯ

Самый популярный «развод», с которым сталкиваются автомобилисты, — продажа автомобиля по доверенности. «Продавец оформил на меня гендоверенность, якобы под предлогом экономии на налогах, я заплатил нотариусу деньги, сел в автомобиль и уехал, — рассказал нам грустную историю читатель Леонид Бондарук, — но на следующий день меня остановил патруль ГАИ, а инспектор заявил, что автомобиль числится в угоне».

Оказалось, что продавец был в сговоре с нотариусом и в течение часа после оформления гендоверенности ликвидировал ее и подал заявление об угоне. Доказать что-либо через суд не удалось: деньги в размере $10 тыс. мошенники оставили себе вместе с автомобилем. Таких случаев, по данным ГАИ МВД, за год происходит несколько тысяч.

Однако даже после того как автомобиль сняли с учета и зарегистрировали в ГАИ на нового владельца, у последнего могут возникнуть проблемы. В Генпрокуратуре нам рассказали один из недавних случаев: 12 мая этого года следователь ГУВД Киева майор милиции Терпило, который вел уголовное дело о мошенничестве по заявлению кредитовавшего один из столичных автосалонов банка, под надуманным предлогом вынес постановление об аресте 5 тыс. машин, которые на тот момент были уже проданы. В течение нескольких месяцев сотрудники ГАИ изымали арестованные автомобили и отправляли их на штрафплощадки (порядка 300 автомобилей). Владельцам вернули конфискат лишь спустя несколько месяцев, заставив каждого из них заплатить за простой машины на штрафплощадке 1300 грн.

Еще больше проблем возникает у автовладельцев после выполнения обязательств по кредитным договорам. Дело в том, что нотариус, который составлял сделку, может, по желанию банка, не выводить автомобиль из реестра залогового имущества и даже больше — в случае если банк посчитал, что автовладелец не выполнил все свои обязательства перед ним, нотариус может составить предписание, согласно которому автомобиль попадает под арест.

Юрист Донецкой коллегии адвокатов Марина Гавяда объяснила нам, что банки часто шантажируют этим автовладельцев, заставляя платить выдуманные штрафные санкции после того, как кредит полностью выплачен. Татьяна Монтян говорит, что подобные аресты — один из самых популярных способов узаконенного мошенничества: «Нотариусы часто ставят авто под арест, по желанию банка, у которого сидит на зарплате».

КАК ЛЮДЕЙ КИДАЮТ НА КВАРТИРЫ

Для того чтобы провернуть незаконную сделку, бандиты выбирают людей, которым сложно за себя постоять: малообеспеченных, инвалидов, нарко- и алкозависимых, стариков. Работа с ними ведется по следующей схеме: втереться в доверие, предложить помощь и заботу, подпоить и заставить оформить генеральную доверенность или просто подписаться на бланке. «Свой» нотариус регистрирует доверенность в государственном реестре, а затем, на ее основании, любой другой нотариус оформляет сделку купли-продажи имущества.

Татьяна Монтян приводит для примера случай из собственной практики: пару лет назад к ней обратилась клиентка, 86-летнего отца которой цыгане нашли в благотворительной столовой Леонида Черновецкого, после чего хитростью свозили к нотариусу в другой конец города и оформили на одного из цыган гендоверенность, после чего деда отвезли за город. Отца удалось найти, но потрясения тот не выдержал: вскоре умер у дочери на руках. А за это время квартиру уже успели продать одному из мошенников, который ее перепродал ничего не подозревающей семье. Сейчас участники схемы находятся под следствием: по тому же сценарию жилье отняли у инвалида I группы, а также у алкоголика, которого перед сделкой напоили почти до полусмерти.

«Нотариус, который оформил доверенности во всех трех случаях, проходит по делу лишь как свидетель», — отмечает Татьяна Монтян. Оказывается, чтобы привлечь нотариуса к уголовной ответственности, необходимо одновременное совпадение и наличие огромного количества процессуальных условностей, заявлений, свидетельств, экспертиз — иначе доказать что-либо практически невозможно, ведь нотариус всегда может сказать, что по его наблюдениям человек, выдававший доверенность, был вполне адекватен.

По данным главы секции нотариусов Ассоциации юристов Украины Владимира Марченко, за период 2005—2007 гг. отмечено всего 16 случаев, когда на нотариусов заводили уголовные дела. Но, по словам Татьяны Монтян, суды в данный момент переполнены исковыми заявлениями людей, требующих признать действия нотариусов неправомерными: около 20% всех сделок купли-продажи недвижимости, оформления наследства проходило с использованием поддельных документов, подписей и прочих незаконных схем.

НОТАРИУС ПОВЕСИЛАСЬ В СИЗО

В прошлом году правоохранительные органы Украины впервые сделали попытку посадить государственного нотариуса на скамью подсудимых за произведенные махинации с оформлением недвижимости. Однако 56-летняя женщина не стала дожидаться окончания судебного разбирательства: накануне очередного заседания повесилась в камере Днепропетровского СИЗО на простыне. По словам гособвинителя Ольги Антиповой, незаконные сделки с недвижимость она покрывала на протяжении 5 лет, за что ей грозило 7 лет тюрьмы.

Есть мнение, что в этой истории не все так просто. «Ее убрали повязанные с ней сотрудники МВД, чтобы все списать на покойную. Во время похорон, когда открыли гроб, я видел на теле синяки», — сообщил нам на правах анонимности ее коллега.

КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА РЕЕСТРОВ

В Украине, как и в большинстве стран мира, существует центральная база данных, в которую собирают информацию обо всех физических и юридических лицах. Заведует информацией хозрасчетное предприятие Минюста, созданное в 1997 году, — «Информационный центр» (Госинформюст), которое и создало 16 государственных реестров: доверенностей, завещаний, актов гражданского состояния, ипотек и подобных. Однако собственного программного обеспечения для обслуживания всех этих баз данных у этого госпредприятия нет, специальные программы взяты в аренду (несмотря на то, что на создание ПО были потрачены деньги из госбюджета).

По словам частного нотариуса с 30-летним стажем Владимира Адамовича из города Красный Лиман, арендная плата за использование программного обеспечения была включена в стоимость услуг нотариусов в виде специального сбора еще в 2002 году. Например, сейчас в стоимость оформления доверенности — 250 грн. — входит оплата услуг Госинформюста за внесение информации в единый реестр — 51 грн.

«Нотариусов фактически обязали работать сборщиками нового вида налогов и обязали заходить в систему единых реестров и вносить туда изменения», — объясняет г-н Адамович. Причем стоимость услуг Госинформюста, как предприятия-монополиста, постоянно растет, что отражается на затратах физических лиц, которые осуществляют какую-либо операцию со своим имуществом. Так, в 2002 году за регистрацию доверенности брали 25 грн., в 2006-м сбор вырос до 34 грн., а начиная с 2009 года люди вынуждены платить 51 грн., что в конечном итоге взвинтило цены нотариусов за оформление доверенностей до нынешних 200—240 грн.

«Фактически нас принуждают пользоваться электронной системой, — говорит нотариус Виктор Андреев из Днепропетровска, — сделку не считают действительной, пока ее не внесли в систему Единых реестров. А чтобы подключиться к ней, мы подписываем с ДП «Информационный центр» договор, они дают нам ключи доступа, за каждый из которых нужно заплатить по 558 грн. То есть, если у нотариуса 5 помощников, то он должен заплатить за электронные ключи порядка 3 тыс. грн.. Также за подключение нужно заплатить еще 420 грн.». Интересно, что, согласно договору, ответственность за данные несет только нотариус, а не структура Минюста.

ГДЕ ПРЕСТУПНИКИ БЕРУТ ИНФОРМАЦИЮ

Злоумышленники ищут жертв через базы данных, купленные в интернете, на базарах и у нотариусов.

РЫНКИ. 14 сентября СБУ задержала 27-летнего парня, который сбывал компакт-диски с электронными базами данных о юридических и физических лицах по состоянию на июль 2009 года, но торговля продолжается — нашему корреспонденту 20 сентября предложили купить десяток различных реестров, которые, по словам продавцов, берутся у должностных лиц МВД и ДП «Информационный центр». Цена — от $100 до $1000 (в зависимости от реестра).

ИНТЕРНЕТ. В украинско-российском сегменте Сети существует более десятка сайтов, на которых можно получить информацию об имуществе, месте жительства и домашнем телефоне практически любого гражданина Украины. На некоторых из них предлагают ознакомиться с информацией в открытом доступе (http://www.nomer.org, http://kievinfo.com), правда, представленные там базы являются на год-два устаревшими. Когда мы связались с владельцами сайта через интернет-форму, нам в ответном письме предложили новейшие сведения (по состоянию на август 2009). Цена — $100—300.

ОРГАНЫ НОТАРИАТА. Любое физическое лицо абсолютно официально может заказать у нотариуса выписку из госреестра о праве собственности на квартиру или автомобиль или сведения о наличии завещания (с указанием того, на чье имя оформлено завещание). Стоимость услуги — 180—200 грн.

ИЗ ОТВЕТА СБУ НА ЗАПРОС ГАЗЕТЫ «СЕГОДНЯ»: Появление на рынке электронных баз персональных данных, как правило, является результатом несанкционированного сбыта либо распространения информации с ограниченным доступом, которая хранится в государственных базах данных. Это явление возникает по причине нарушения правил администрирования этих государственных информресурсов и правил защиты информации, которая в них обрабатывается.

КТО МАНИПУЛИРУЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ РЕЕСТРАМИ

Владимир Адамович считает, что система функционирования государственных баз данных — Единых реестров — на сегодняшний день такова, что вносить изменения в них могут несколько тысяч пользователей — нотариусов. Однако представители нотариата говорят, что, помимо них, доступ к базам данных есть у множества людей, не имеющих отношения к нотариату, которые также могут менять данные в госреестрах — речь идет о сотрудниках ГП «Информационный центр». «Сегодня», чтобы докопаться до правды, попросила обе стороны привести свои аргументы.

ВЕРСИЯ 1. ВИНОВАТЫ НОТАРИУСЫ. Татьяна Монтян считает, что на сегодняшний день в Украине действует множество преступных группировок, состоящих из маклеров и нотариусов, которые занимаются захватами чужой собственности: «Любой нотариус может за деньги переписать имущество, например, квартиру, на другого человека. Правда, чтобы доказать свое право собственности после такой операции, нужно потратить много времени и денег. Но ко мне обращались неоднократно жертвы подобных схем».

Председатель секции нотариусов Министерства юстиции Украины Владимир Марченко с этим мнением согласен, но лишь частично: «Согласно статистическим данным, в 2007 и 2006 годах против нотариусов было возбуждено 16 уголовных дел, а в 2005 — 10. На фоне общей криминогенной ситуации это очень незначительные цифры».

Частный нотариус Виктор Андреев говорит, что нередко нотариусов просто подставляют: «Приходят оформлять сделки вполне нормальные люди, а после сделки их родственники бегут с липовой справкой о недееспособности в суд с требованием признать сделку незаконной. Естественно, что во всех грехах обвиняют именно нотариуса».

Но его коллега Владимир Адамович считает, что при нынешней системе Единых реестров полностью доверять нотариату нельзя: «Любой может обратиться к нотариусу и купить выписку из реестра о том, что данное имущество зарегистрировано за конкретной организацией или физлицом. Выписки эти можно легко подделать, внести изменения в реестр также реально за деньги. На основании же выписки можно обратиться в суд и потребовать восстановления документа на право собственности. Именно так и проводят атаки на собственность».

ВЕРСИЯ 2. ВИНОВАТ ГОСИНФОРМЮСТ. Виктор Андреев обвиняет в незаконных манипуляциях с реестрами конкретно госпредприятие «Информационный центр»: «В договоре, который они мне предложили для подписи, указано, что ГП «Информационный центр» не несет никакой ответственности за сохранность и правильность хранения данных. Как я могу быть уверенным, что они не произведут никаких изменений?». Подтверждает его сомнения и экс-министр юстиции Роман Зварич: «С любого рабочего места Минюста Украины можно осуществить несанкционированный доступ в госреестры.

Система была создана в 2002 году, в этих базах данных Госинформюста находятся персональные данные граждан, а значит, предприятие обязано было сразу пройти комплексную проверку со стороны Госслужбы спецсвязи и защиты информации Украины, однако по состоянию на 2006 год ни проверка, ни аттестация не производились». Замглавы Госспецсвязи г-н Фролов в комментарии «Сегодня» объяснил, что до сих пор государственная экспертиза, например, такого важного реестра, как «прав собственности на недвижимое имущество» полностью не закончена, соответственно, аттестата соответствия тоже нет.

В пресс-службе Минюста в ответ на наш запрос посоветовали не волноваться: «С 1997 года не зафиксировано ни одного случая утечки информации из баз данных Госинформюста, что является признаком надежности защиты прав украинцев. Информация никогда не распространялась незаконным путем и не пребывает в свободном обороте и продаже, а доступ к ней надежно защищен от незаконного доступа».

РЕЕСТРЫ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ОТКРЫТЫМИ

Татьяна Монтян считает, что ситуация с госреестрами в существующем виде является катастрофической. «Учет недвижимости и других ценностей может быть только открытым. Во-первых, потому, что ни квартиру, ни машину спрятать невозможно — из чего делают большой секрет? Во-вторых, преступники в данный момент и так имеют возможность получить ту информацию, которая им нужна для захвата собственности.

А собственник в этой ситуации даже не может удостовериться в том, что с его правами на собственность ничего не происходит. Я считаю, что полная открытость уничтожит коррупцию на корню. Закрытость же необходима тем, кто при власти — это дает неограниченные возможности для дерибана, сокрытия от общества награбленного и торговли «псевдозакрытой» информацией из реестров».

С ней согласен и Владимир Марченко. «В Конституции Украины (статья 42) достаточно четко прописано, что государство не должно допускать злоупотребления монопольным положением на рынке и должно защищать права потребителей, осуществлять контроль за качеством услуг. Госпредприятие «Информационный центр» Минюста Украины — субъект хозяйствования — обладающий монопольным положением, причем с влиянием на одну из самых болезненных сфер — социальную.

Почти двадцать миллионов украинских граждан с различным социальным статусом ежегодно обращаются за осуществлением различных нотариальных действий, и каждый раз им приходится платить все больше. При этом львиную долю они платят не в карман частных нотариусов, как большинство из них считает, а государственному предприятию и связанным с ним структурам.

Нотариусы, по сути, выступают в данном случае лишь посредниками (естественно, что они добавляют к этой сумме и свои расходы, ведь это их кусок хлеба). Из чего складывается цена на услуги и продукцию вышеупомянутого госпредприятия — загадка, к разрешению которой ключик предоставлять не хотят. А соответствующие государственные контролирующие органы не блещут желанием реально проверять созданный Министерством юстиции орган обогащения».

Мы обратились за комментариями в «Информационный центр», там нам порекомендовали связаться с Минюстом. Однако в пресс-службе Министерства юстиции нам сообщили, что министр пока по данному вопросу предоставить свои комментарии не готов.

Владислав Бовсуновский, «Сегодня»

You may also like...