Окольные пути смерти. Как разойтись… с локомотивом

В Украине на железных дорогах в результате несчастных случаев ежесуточно гибнет от 1 до 5 человек (вместе с самоубийцами). Ежегодно по разным причинам травмируется около тысячи людей, более двух третей из них умирают. Именно линейные отделы Департамента транспортной милиции МВД Украины расследуют эти трагические инциденты. Правоохранители не только обязаны разобраться в первопричинах драмы, но и должны найти родственников или близких погибших и деликатно известить их о горе.  

Удивительно, но, как говорят опытные сыщики и следователи, не один год разгадывающие зашифрованные послания самоубийц и графики фатальных встреч человека с локомотивом, во многих случаях четкого мотива, причин ЧП так и не находится…

Тяжело найти украинца, не сделавшего ЭТО хотя бы раз в жизни

В один из ноябрьских дней 71-летняя бабушка на станции Вишневое в киевском предместье бежала на электричку, стоявшую «под парами» на платформе. Семь утра. Как раз опустился шлагбаум переезда – по другой колее мчался скорый. Старушка, наверно, вспомнила молодость и даже смогла с сумками в руках пробраться под полосатым шестом, но силы-то уж не те… Спурт перед ревущим сиреной локомотивом и…. «голова» поезда таки зацепила женщину. Мощный удар откинул несчастную на бетонный забор – ее тело буквально сокрушило секцию ограды! Без шансов…

Неосмотрительная поспешность, нерассудительность, игнорирование простых поведенческих правил, злоупотребление спиртным и иными «стимуляторами смелости» во взаимоотношениях человека и железной дороги превращаются из теоретических опасностей в карающую гильотину, встреча с коей почти гарантирует смерть или увечье. Упомянутые факторы становятся причиной почти 80% несчастных случаев на железной дороге. Часто смерть случается после попадания человека в пространство между едущими поездами. Другой фактор пополнения скорбного списка жертв железнодорожных опасностей – катание на товарняках (нередко тем занимаются расхитители грузов) и поражение электротоком.

О том, сколько велико число «несознательных» украинцев, красноречиво свидетельствуют данные по Юго-Западной железной дороге. С начала года наряды патрульной службы из объектов упомянутой дороги изъяли почти 47 тысяч нарушителей правил поведения (подвыпивших – две трети), к ответственности привлекли около 10,7 тысяч. Большинство отделалось штрафом. Заметим: это верхушка айсберга перешедших железнодорожные пути в неположенном месте (наверное, тяжело найти украинца, не сделавшего это хотя бы раз в жизни), да и средний размер штрафа (от 1 до 3 необлагаемых «минимумов») не ломает ситуацию.

Хотя Юго-Западная дорога рапортует о 18% уменьшения травматизма, трагедий кое-где становиться больше. За 10 месяцев 2009-го на Донецкой железной дороге травмировался 121 гражданин, смертельно – 72 (в 2008-м – на пять меньше).

Нужны «крутые» штрафы, рациональные проекты и большие деньги

Проблема комплексная. Ее существование поддерживают не только недостаток средств на сооружение надлежащего количества наземных, подземных и надземных переходов, установление защитных ограждений и организацию лучшей системы военизированной охраны (в идеале она должна быть даже на перегонах), но и в большей мере аспекты культуры.

То есть сограждане игнорируют всевозможные страхи и смехотворные штрафы, не пользуясь даже существующими переходами, таким образом сокращая путь к перрону (соответственно – и к могиле). Конечно, можно дискутировать, что иногда упомянутые переходы расположены в неудобных местах, далеко от вокзала, остановок автобусов, что ими тяжело пользоваться старикам, инвалидам. Но выбора нет: о каких-то дискуссиях непросто говорить с теми, чьи родные погибли под локомотивами (людей практически разрывает на куски), а кто выжил, очень жалеет по утраченному здоровью…

Однозначно безопасность железных дорог необходимо кардинально улучшать. Нужны рациональные проекты и большие деньги. Прежде всего, надо упредить несанкционированное попадание людей в опасные зоны «железки». Это могут быть своеобразные буферные зоны, ограды, создание в самых проблемных участках постов вооруженной стражи (как в туннелях и мостах), словом, применить мировую практику. Главное – политическая воля и финансирование.

Еще желательно радикально усилить ответственность нарушителей правил поведения на железной дороге (МВД предлагает изменения дополнения к ст. 109 КУоАП по увеличению штрафов за переход путей в неустановленных местах), внедрить систему профилактических мероприятий – на манер практикуемых ГАИ. Определенные элементы желаемого уже прорисовываются. В частности, Приднепровская железная дорога совместно с консорциумом «Менеджмент Консалтинг Групп» разрабатывает отвечающую европейским стандартам программу внедрения новых железнодорожных знаков, позволяющих актуализировать проблематику основных нарушений правил безопасности.

Наглядным может стать анализ травматизма на примере одной дороги. Например, за месяц на Одесской железной дороге произошло 15 случаев травматизма, из них восемь – летальных. За это время здесь произошло практически все, что может случиться плохого с людьми на рельсах – и суициды, и поражение током, и выпадение тела из тамбура. В 2\3 случаев жертвой был мужчина со средним возрастом 40 лет, каждый третий – под хмельком, пытающийся пересечь колеи в неположенном месте. В девяти инцидентах фигурировал товарняк, причем большинство машинистов применили экстренное торможение (почти никогда не помогает!), ибо видели нарушителей – не смотря на то, что немало историй случились в поздний вечер или ночью. Чаще всего регистрируют несчастные случаи и смертельные травмы на Юго-Западной и Приднепровской дорогах.

Заметьте: несмотря на мощные осветительные приборы локомотивов, в неблагоприятных погодных условиях, когда идет ливень, в снегопад, сильный туман, если это случается еще и ночью, машинист имеет ограниченный обзор. То есть, возможностей предотвратить нежелательные последствия остается немного.

Итак, рассмотрим несколько иллюстраций того, насколько бессмысленными иногда бывают поступки взрослых (и не очень) людей.

История первая. Наверное, «сумерки любви» вскружили головы парочке влюбленных – 26-летнему Андрею и 17-летней Кристине, прогуливающихся по мосту над железной дорогой в Одессе. Ни с того, ни с сего они… сиганули на вагон. Как потом выяснила милиция, новоявленным «экстремалам» захотелось эксклюзивных снимков – прямо на крыше вагона-зерновоза. Сперва они фотографировались, стоя на коленях, но кавалер решил изменить ракурс и встал.

Парня ударило током (напряжение в сети питания железной дороги – 27 тысяч вольт!). Участников неудачной фотосессии отправили в городской ожоговый центр. Андрей на момент подготовки этого материала находился в крайне тяжком состоянии – у него диагностировали ожог вольтовой дугой и поражение дыхательных путей 1-2 степеней. Девушка, к счастью, серьезно не пострадала. Хотя так не скажешь, приняв во внимание психологический шок и самовольное бегство из больницы, где ей собирались помочь. Это уже не первый случай подобного «мужественного фотографирования». В Киеве 21-летний парень устроил художественный пленэр прямо на электровозе. Вместо «картины маслом» тот получил ожоги двух третей тела; хоть бы выжил…

«По разным причинам кое-кто оказывается на вагоне. Если расстояние до контактной сети меньше 1,5-2 метров (особенно во влажную погоду), его поражает ток, – отмечает начальник отдела раскрытия общекриминальных преступлений Управления угрозыска Департамента транспортной милиции МВД Украины майор милиции Александр Радченко, семь лет занимающийся проблемой несчастных случаев на железной дороге.

начальник отдела раскрытия общекриминальных преступлений Управления угрозыска Департамента транспортной милиции МВД Украины майор милиции Александр Радченко
Начальник отдела раскрытия общекриминальных преступлений Управления угрозыска Департамента транспортной милиции МВД Украины майор милиции Александр Радченко

– К сожалению, среди тех, кого «поджарила» электрика, много молодежи. Помню первое трагическое происшествие, в котором пришлось разбираться. Это был 1995 год, я только пришел служить в милицию. На станции «Дарница» погиб молодой, красивый парень, практически мой ровесник.

У него жена была на девятом месяце беременности. Ко всему мне выпало звонить ей, запинаясь от недостатка нужных слов, извещать, что отца ее будущего ребенка уже нет в живых. Таких ситуаций за эти годы было много – поверьте, нормальному человеку к этому привыкнуть непросто. Бывало, приходишь домой, где жил самоубийца, говоришь родне, что тело дедушки (отца, тетки, сына…) нашли в такой-то ситуации. Кое-кто сразу теряет сознание, а кое-кто совсем не обнаруживает эмоций или даже отказывается хоронить родича».

История вторая. Оказывается, люди не только лазят на вагоны, а и выпадают из них. Причем диво сие часто объясняется тривиальной страстью – алкогольной. Представьте картину: замечательное утро золотой осени, на фоне прекрасного пейзажа мчит поезд «Николаев-Кривой Рог». Вдруг в одном из вагонов отворяется дверь и оттуда «выныривает» человек, падая на щебенистую насыпь… 33-летний пассажир, поддав вечером лишнего, на рассвете подался «к ветру»: чтобы освежиться, в рабочем тамбуре открыл дверь. И… выпал наружу. «Летуну» удалось выжить, хотя переломы и продолжительное лечение наверняка еще долго будут о себе напоминать.

…На одной из станций Юго-Западной железной дороги провожали друг друга два мертвецки пьяных товарища. Церемониал был бы бесконечен, но вот один из знакомых таки ушел домой, а другой остался подремать на лавке. 28-летний дружек, проснувшись (в селе о нем неплохо отзываются) решил глотнуть пива, затем почапал в родное село «железкой»: до него было несколько километров. Но тут его «догнал» поезд. Путешествующий успел сойти на насыпь, но его тело подхватил поток воздуха, двигающийся перед тысячетонным поездом. Каким-то чудом его не затянуло под вагоны. Но сильно выкрутило ногу – мужчине грозит пожизненная хромота.

Хождение перед мучением

«У нас люди, к сожалению, ходят не там, где надо, а где удобно, – говорит замначальника Департамента транспортной милиции МВД Украины Игорь Недогарко. – Иногда отличить в конкретной смерти суицид от бессмысленной, трагической случайности непросто. Ведь не всегда люди оставляют предсмертные записки. Относительно камуфляжа убийств под несчастные случаи (когда лиходеи лишили кого-то жизни и положили тело на рельсы или живьем швырнули под поезд – Авт.), то это происходит редко. Опытный эксперт наверняка различит увечья на характерные для железнодорожной травмы, и на не относящиеся к инциденту на путях».

Замначальника Департамента транспортной милиции МВД Украины Игорь Недогарко
 Замначальника Департамента транспортной милиции МВД Украины Игорь Недогарко

Конечно, иногда находят тела жертв конфликтов в вагонах: бывает, их выбросили, чтобы сыщики восприняли ужасную находку именно как случайность или самоубийство. Правда в том, что смертность в результате столкновений человека и локомотива, если сравнить с риском погибнуть в ДТП, ошеломляющая: почти стопроцентная. Тормозной путь пассажирского экспресса – до километра, а «товарняка» – более двух…

Именно этот фактор – решающий для слабых духом, тех, кто опустил руки, не в силах противостоять ударам судьбы… Как упредить самоубийство?.. Люди, вынашивающие идею суицида, нередко внешне никак не выказывают намерений. Влиять на это тяжело, ибо самоубийцы обычно ищут малолюдное место, где можно не боятся того, что какой-то доброхот их спасет, лишь продолжив терзания души…

К «суицидным» участкам относятся перегоны (а это 90% дорог), где особы с неустойчивой психикой могут прятаться в кустах неподалеку колеи, а с приближением локомотива бросаться под него, практически всегда достигая прогнозируемого результата. Иногда самоубийца, ложась на рельсы, ждет жуткой смерти, до последней секунды ощущая скрежет тормозов и вибрацию тысяч тонн железа, почти глохнет от мощного гудка локомотива, извещающего о неизбежном.

«Из тех случаев, на которые я выезжал, могу сказать, что средний возраст травмированных более 50 лет. Суициды обычно не мотивированы, ведь нередко родня не могла объяснить причин поведения близких, – отмечает Александр Радченко. – Конечно, это могут быть конфликты в семье, долги, болезни или депрессия. Интересно, что зимой на железной дороге происходит меньше трагедий. Пик подобных ЧП приходится на лето».

Во время расследования смертельной травмы транспортной милиции надо найти очевидцев, опросить локомотивную бригаду. Тогда уж обрисовывается: это случайность или сознательная акция. Например, человек спешит на электричку и просто «не видит» скорый поезд, бежит через колею, спотыкается, его сбивает ударная волна локомотива. И все…

Иногда наша беспечность глушит инстинкты самосохранения, вынуждая игнорировать писаные кровью правила…

Окольные пути смерти

После любого столкновенья с поездом машинист по инструкции обязан его остановить. Из кабины должен выйти помощник машиниста, найти место инцидента, удостовериться: травмирован человек или жертвой стало животное. Если подтверждается самый плохой сценарий, бригада извещает о ситуации ближайшую станцию, по надобности вызывая медиков, чтобы оказать квалифицированную помощь.

Если раненный транспортабелен, его забирают в кабину. На место ЧП выезжает следственно-оперативная группа. Машиниста на станции, где происходит замена бригад, опрашивает транспортная милиция, там же эксперты осматривают локомотив, чтобы отобрать необходимые образцы следов, повреждений. Продолжительность таких задержек движения поездов обычно не превышает одного часа. Впрочем, график движения на железной дороге ныне настолько интенсивен, что на некоторых участках остановка просто невозможна. Но обязательность остановки никто не отменял, вот и приходится машинистам все делать в «темпе вальса». Иногда трагические столкновенья остаются незамеченными (особенно ночью), или же, что редкость, железнодорожники не выполняют служебных инструкций (это тяжело доказать).

Иной аспект темы – массовая гибель, нередко происходящая ночью, когда люди путают железную дорогу с пешеходным бульваром, идя из дискотеки или вечеринки (конечно, под хмельком). Например, в мае средь бела дня на перегоне станции Авдеевка на Донбассе грузовой поезд сбил двух юношей, «гуляющих» по колее – один из ребят погиб. Особую актуальность своеобразные «окольные пути смерти» приобретают в горных районах, заболоченных местах, где граждане пользуются «железкой» для обычного передвижения, ибо шоссе или нет, или оно настолько «убито», что иногда проще сократить путь прогулкой по рельсам. Подобное соседство пешеходов и поездов неизбежно приводит к травмам.

«В Киеве был случай, когда мои коллеги задержали 12-летнего паренька, играющего со смертью на мосту через железную дорогу, под которым протянулась контактная сеть. Во время шалостей он был неподалеку проводов, – рассказывает Александр Радченко. – Мальца отвели домой, составили относительно родителей протокол о невыполнении ими своих обязанностей, объяснили, что за чадом нужно следить, иначе произойдет несчастье. Прошло несколько месяцев, и мальчуган падает с того же моста и погибает…

Перестук колес вагонов привлекает детей, особенно там, где ощущается недостаток спортплощадок, зон отдыха, городков для игр. А если малышня уже попала под это магическое влияние, появляется причина тривиального моветона: или бросать камни в купейные окна, или класть их на рельсы и смотреть, «что получится».

Одной из самых шокирующих стала гибель в прошлогоднем январе пятерых 15-20-летних ребят и девушки, возвращающихся из клуба села Ивачковое домой в Здовбицу Здолбуновского района Ровенщины – тогда в области даже объявляли траур. Возле платформы Семилетка компания (среди погибших – брат и сестра) пыталась перебежать колеи перед пассажирским поездом «Киев-Ивано-Франковск». Все закончилось так, как закончилось…

Другое ужасное место на украинской карте – путь от райцентра Турка к селу Нижняя Яблонька на Львовщине. Летом его преодолевают полем, а зимой – по железной дороге. Местные аборигены утверждают: на ее колеях погибла добрая сотня людей. Самое страшное, что этим путем в школу ходят дети. На полноценную дорогу все время не хватает денег! Что там дети…

Наши советы

Напомним элементарные правила безопасности, которым надо следовать, чтобы не столкнуться с неприятностями, пребывая на железной дороге.

Специалисты советуют:

– не перебегать колеи в неустановленных местах, особенно если приближается поезд (критической считается расстояние менее 400 м);

– если вы уже оказались близ едущего поезда, надо, удостоверившись, что никакой иной угрозы нет (например, другой поезд), по возможности дальше отскочить и припасть к земле, чтобы воздушной волной не затянуло под колеса;

– нельзя залезать на крыши вагонов;

– при приближении поезда нельзя выходить за ограничительную полосу на платформе до полной его остановки;

– посадку в вагоны (высадку) осуществляйте только после полной остановки поезда, со стороны перрона или посадочной платформы;

– при приближении поезда держите детей за руки или на руках. Не оставляйте их без надзора на посадочных платформах и в вагонах;

– не оставляйте без внимания случаи нарушения правил поведения на железной дороге несовершеннолетними;

– переходите железнодорожные пути только в установленных местах, убедившись в отсутствии поезда, локомотива или вагонов;

– не подлезайте под вагонами.

Правила безопасности на железнодорожном транспорте указывают: на станциях, где мостов и туннелей нет, пешеходы должны переходить пути по специальным настилам, близ которых установленные указатели «Переход через колеи». Также Правила рекомендуют следить за звуковыми сигналами, подающимися из локомотива, внимательно слушать объявления на станциях. Практики отмечают: колеями ходить не следует, как и приближаться к ним ближе, чем на пять метров. И главный совет – ведите себя адекватно, не злоупотребляйте спиртным.

Справка

В Киеве больше всего несчастных случаев происходит на больших узловых станциях Киев-Пассажирский, Дарница и Фастов.

Геннадий Карпюк, фото: Мирослава Галак; специально для «УК»

You may also like...