В скором времени мопед может стать не средством передвижения, а роскошью для простого украинца
Кто помнит советские времена, тот знает, что собственный автомобиль тогда был розовой мечтой любой семьи, но не для многих она сбывалась из-за высокой стоимости «ВАЗов» и «Москвичей» и очереди на приобретение авто, которая могла растянуться на пять и больше лет.
С открытием границ собственные четыре колеса перестали быть показателем благосостояния и статуса, ведь подержанный автомобиль можно приобрести за довольно скромные деньги, тем более сегодня.
Однако отечественных парламентариев, очевидно, привел в негодование факт, что владельцем транспорта может стать кто угодно, и они решили положить этому конец.
Благими намерениями выложена дорога к… госбюджету
В прошлом году Верховная Рада приняла изменения в закон о правилах дорожного движения и ряд других законов. Основной целью этих изменений было обязать водителей транспортных средств с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров получить удостоверение водителя и зарегистрировать это средство в подразделении ГАИ — МРЭО.
Под транспортными средствами с объемом двигателя менее 50 кубических сантиметров, подразумеваются преимущественно многочисленные мопеды и скутеры, наводнившие украинские города и села, на протяжении последних лет пяти.
Так вот, благие намерения парламентариев базировались на соображениях безопасности дорожного движения. Дескать, многие водители мопедов провоцируют ДТП, сами становятся их жертвами, кроме того, отсутствие регистрации таких транспортных средств усложняет их поиск милицией в случае похищения…
Однако дьявол кроется в деталях. Под видом заботы о безопасности и жизни участников дорожного движения власти придумали очередной способ ободрать, говоря канцелярским языком, самые незащищенные слои населения. Вопрос заключается в стоимости процедуры получения водительского удостоверения и регистрации мопеда/скутера.
Несмотря на то, что изменения в закон вступили в силу еще с первого января текущего года, руководство ГАИ не давало указаний подчиненным отлавливать на дорогах и штрафовать водителей мопедов без документов. Причина такой гуманности гаишников заключается в отсутствии подзаконных актов, которые устанавливают порядок получения таких документов. Срок наступления времени «Х» переносился несколько раз: первое июля, сентября. Окончательная дата начала репрессий против водителей «дырчиков» — первое ноября.
Но вернемся к цене вопроса. Несколько недель назад руководство департамента ГАИ торжественно сообщило, что все бюрократические процедуры завершены и каждый владелец мопеда обязан до первого сентября получить удостоверение водителя и зарегистрировать свое транспортное средство в МРЭО, если, конечно, он хочет передвигаться на нем без проблем в лице инспектора ГАИ.
Забегая немного наперед, скажем, что беспроблемное передвижение на мопеде будет стоить его водителю-владельцу более 2 тыс. грн. Далее приведем бухгалтерию, озвученную руководством ГАИ:
Стоимость первичной регистрации мопеда (сюда входит получение номерного знака и техпаспорта) — 144 грн., услуги эксперта — еще 148 грн., страховой полис ответственности перед третьими лицами (так называемая автогражданка) — от 100 до 300 грн. в год, в зависимости от места регистрации. Получается около 400 — 600 грн.
Получить удостоверение категории А1 можно, уплатив еще около 1700 грн. Сюда входит стоимость обучения в автошколе (в столице, по словам начальника экзаменационного отдела ГАИ Киева Сергея Хмельницкого, — от 1000 грн.). Правда, служащий ГАИ «забыл» добавить, что бланк водительского удостоверения стоит около 500 грн., независимо от того, водитель ты мопеда или автобуса, а медицинская справка — от 150 до 180 грн. Кроме того, в МРЭО необходимо взять справку об отсутствии водительского удостоверения и о том, что это удостоверение у соискателя на право управлять мопедом ранее не изымалось, которая тоже стоит около 40 грн. В целом получается свыше 2000 грн.
Водители на четырех колесах могут сказать, что это не дорого, поскольку такие или еще большие суммы платят начинающие автолюбители. Впрочем есть одно «но»: стоимость самого простого нового автомобиля отечественного или российского производства не превышает 40—50 тыс. грн., и на фоне этой суммы 2000 грн. вроде бы и не деньги. А стоимость нового мопеда (конечно, не известных японских или европейских брендов) — 2,5—4 тыс. грн.
Абсурдность ситуации заключается в том, что в случае с мопедами право управления транспортным средством стоит почти столько же, сколько само средство.
Очевидно, мы видим попытку залатать бюджетные дыры за счет «самых богатых». Сколько по Украине бегает китайских мопедов-скутеров — только Богу известно, но точно не одна сотня тысяч. А теперь представьте: с владельца каждого такого «конька-горбунка» государство и частные структуры относительно честно сдирают (другого слова не подберешь) минимум по 2 тысячи. Сто тысяч умножить на два… как говорил Аркадий Райкин в известном фельетоне, — «сумасшедшие деньги». В данном случае — взятые с бедных. Имею в виду сельских пенсионеров, жителей маленьких городков, где мопед — единственная доступная альтернатива автомобилю для поездки в магазин, на поле, на рынок и т.д.
Кроме того, счастливые владельцы водительских удостоверений на автомобиль пусть тоже не расслабляются, поскольку, при наличии мопеда, тоже будут обязаны как раскошелиться на его регистрацию, так и приготовиться выбросить 800 грн. за право им управлять. Арифметика проста: 500 грн. — новое удостоверение с открытой категорией А1 и около 300 грн. — справка из автошколы о прохождении курса обучения управлению мопедом.
Дешевле всего право ездить на мопеде обойдется владельцам мотоциклов: им придется только зарегистрировать свое транспортное средство и отдать эти же 500 грн. за новые водительские права.
Мопеды подорожают?
Еще одним последствием «мудрого» решения властей может стать подорожание скутеров и мопедов.
В ГАИ говорят, что сегодня основанием для регистрации такого транспортного средства может быть товарный или кассовый чек, а при его отсутствии — заявление владельца с информацией, у кого и где был приобретен мопед. Однако если мопед будет приобретен после первого ноября, его владелец обязан предоставить в МРЭО справку-счет и пакет документов о растаможивании (если транспортное средство импортное), а также сертификат соответствия.
Сегодня скутерами торгуют преимущественно частные предприниматели. Очевидно, что после вступления в силу новых требований этот бизнес в рамках частного предпринимательства по упрощенной системе налогообложения станет невозможным, что приведет к увеличению затрат торговой организации, и эти затраты лягут на плечи покупателей.
Что будет после часа «Х»?
Если «тарифная политика» МВД не изменится, то с ноября можно ожидать тотального бойкота нововведений со стороны владельцев мопедов, а со стороны инспекторов ГАИ — волну взяточничества. Представьте типичную ситуацию: едет дядя на мопеде на базар, его останавливает инспектор и на вполне законных основаниях требует удостоверение и документы на мопед. Вариантов развития событий два. Первый: дядя идет дальше пешком, а мопед — попадает на штрафплощадку. Второй: инспектор получает свои гривни, а дядя едет дальше. Какой вариант более приемлем для обоих — вопрос риторический.
Очевидно, ситуацию осмыслили и в руководстве МВД. Поскольку председатель этого ведомства Анатолий Могилев недавно признался, что решение, о котором идет речь, было неразумным: «Действительно, принятое решение о регистрации мопедов вышло не совсем разумным: при стоимости мопеда три-четыре тысячи гривен реальная его регистрация и получение прав достигает двух тысяч гривен. Мы в МВД разработали документы о резком снижении стоимости обучения для получения прав на мопед, уменьшения стоимости самого удостоверения, чтобы оно было проще, это же касается и техталона. Сумма обязательных платежей при регистрации мопеда и получении удостоверения была бы минимальной. Необходимо установить планку в 200—300 грн… На мопедах ездит самая социально незащищенная часть населения, для которой сумма две тысячи гривен — огромная, они ее просто не потянут», — сказал Анатолий Могилев.
В самом деле, министр прав: 300 гривен — более адекватняя сумма, чем две тысячи, и сопоставима со стоимостью самого транспортного средства. Однако удастся ли МВД реализовать свои намерения, покажет время.
А от себя добавим одно пожелание: почему бы МВД совместно с Министерством образования не поработать в направлении возобновления еще советской практики, когда ученики выпускных классов могли организованно в рамках производственного обучения в школе получить удостоверение водителя. Решение этого вопроса сняло бы несколько проблем: вчерашний школьник получал бы хоть какую-то профессию и, в крайнем случае, смог бы заработать на кусок хлеба водителем, а для МВД позитивом было бы уменьшение дорожных происшествий с участием молодежи.
Дмитрий ХИЛЮК, ЗН
Tweet