Идет война бандитская

Граждане разуверились в торжестве закона, а чувство незащищенности и растерянности выливается в агрессию. Другая сторона медали – появление робин гудов, которые вершат самосуд вдумчиво и хладнокровно. Акции возмездия в Интернете уже доказали свою страшную эффективность.

События последних месяцев серьезно подкосили веру в то, что криминальные разборки и беспредел остались в безбашенных 90-х. Нас слишком долго убеждали, что проблемы ушли в прошлое, и мы послушно оставались в плену у мифов. Только страшная правда, которую уже никак нельзя было скрыть – садистское убийство 12 человек в станице Кущевская, – сняла пелену благополучия с глаз обывателей. В какие мифы теперь трудно верить?

Миф 1. Суд во всем разберется

Группа молодых людей повздорила с охранником одного из московских торговых центров. Перепалка закончилась стрельбой, двое охранников госпитализированы. В тот же день на юго-востоке Москвы поссорились два водителя. Точку в конфликте поставил тот, у которого было оружие – он ранил оппонента, спокойно сел в свою машину и уехал. Травмпункты мирных городов уже даже практикантов учат, как оказывать помощь раненным из стрелкового оружия.

Разборки сегодня устраивают не только бандиты, но и вполне обычные граждане. Кривая преступлений по бытовухе обогнала организованный криминал. Косой взгляд, брошенная фраза, микроцарапина на автомобиле, обгон на дороге все чаще заканчиваются разборками на месте.

«Следствие во всем разберется» – эта популярная фраза из фильмов советских годов, похоже, там и осталась. Многие граждане разуверились в торжестве закона, а чувство незащищенности и растерянности выливается в агрессию. Другая сторона медали – появление робин гудов, которые вершат самосуд вдумчиво и хладнокровно.

Некий анонимный «независимый комитет расследований» оперативно разыскал и опубликовал в Интернете фото, адреса, паспортные данные 16-летних парня и девушки, которые сбросили автомобильное колесо на случайного прохожего. Тот погиб, а подростки весело обсуждали это в своей фривольной переписке. «Анонимные расследователи» также раскрыли все данные ближайших родственников невольных убийц. Говорят – во имя справедливости.

Акции возмездия в Интернете уже доказали свою страшную эффективность. Тиражирование фото «жемчужного» (с жемчужным браслетом на руке) прапорщика, который особенно грубо разгонял «марш несогласных» в Санкт-Петербурге, привело к тому, что его неоднократно выслеживали и избивали на улицах Питера. Именно в Интернете выносился приговор журналисту Олегу Кашину и федеральному судье Эдуарду Чувашову, осудившему банду скинхедов. Первый был жестоко избит, второй – убит во дворе собственного дома. Дворовое правосудие все чаще стало подменять государственное.

Миф 2. Закон на стороне жертв преступлений

65 процентов жертв преступлений предпочитают не заявлять о случившемся. По оценкам экспертов, у нас целая армия потерпевших от разного рода преступлений – порядка 10 млн человек. Но далеко не все они идут искать правду в правоохранительные и судебные органы. На профессиональном языке это называется «латентная (скрытая) преступность», которая рано или поздно заканчивается вопиющим преступлением наподобие резни в Краснодарском крае.

– Люди, конечно, не верят власти, но дело не только в этом, – считает адвокат Игорь Трунов. – У нас нет системы помощи пострадавшим от преступлений. Сегодня они даже менее защищены, чем подсудимые. На Западе пострадавший получает помощь от государства – материальную, моральную и психологическую.

У нас же человек мало того что запуган возможной расправой со стороны обвиняемых, так еще вынужден тратить много времени и сил на следственные и судебные процедуры, а ущерб безуспешно доказывать в другом – гражданском – судебном процессе. У многих на это нет ни смелости, ни денег на адвоката. Тем более компенсации часто назначаются мизерные, а из мест лишения свободы от виновника преступления и вовсе перечисляются копейки. Потерпевшие не видят смысла заявлять о преступлении.

Миф 3. Реформы – на пользу милиции и армии

На самом деле «реформа» – совсем не значит «лучше». Ветераны войн и спецслужб все чаще фигурируют в качестве исполнителей или «мозга» самых серьезных преступлений. Они неуловимы – прежде всего потому, что знают, как их будут ловить. 8 сентября на Ленинском проспекте столицы был застрелен председатель правления «Леспромбанка» Микаэль Даудов.

Его убили профессиональным выстрелом точно в глазное яблоко из пистолета ПСМ (пистолет самозарядный малогабаритный), которым вооружали сотрудников ФСБ и высший командный состав армии. В криминального авторитета Япончика стреляли из винтовки, которая числилась на вооружении в Чечне. Бандитов Кущевской в переоборудованном коровнике тренировал бывший спецназовец. Потеряв работу в органах и разуверившись в прежних идеалах, профессионалы легко находят работу в криминальном сообществе.

– Ликвидация УБОПа (управления по борьбе с организованной преступностью. – Ред.) в 2008 году привела к тому, что по-серьезному оргпреступностью стало некому заниматься, – считает экс-глава Российского бюро Интерпола Владимир Овчинский. – Криминал почувствовал себя по-хозяйски и ответил бурным ростом.

Миф 4. «Лихие 90-е» ушли в прошлое

Криминал не победил власть, он просто сам стал ею. Мирным жителям осталось согласиться с таким положением вещей. Гроза станицы Кущевская Сергей Цапок и его правая рука Сергей Цеповяз были депутатами, бизнесменами и меценатами.

«Аналогичные банды есть и в других районах и городах», – честно признался краснодарский губернатор Александр Ткачев. И никто ему не возразил.

Миф 5. Лучше быть тружеником, чем авантюристом

Новейшая история России показывает, что богатство проще не заработать, а отобрать. Ну, или украсть. Последние 2 года щедры на «преступления века». Криминал ставит рекорды в ограблениях банков, нападениях на инкассаторов и других перевозчиков денег. Самое крупное, самое молниеносное, самое «чистое» преступление…

Соблазну больших денег поддаются даже люди вполне уважаемых профессий: пермский инкассатор организовал ограбление банка на 250 млн рублей. Юрист Евгений Скобликов, которому пенсионеры-миллионеры из Новосибирска доверили оформление наследства своего внезапно скончавшегося сына, тоже не устоял перед соблазном и похитил 16,5 млн $ у заказчиков.

Одних только ограблений банков и взломов банкоматов с начала года произошло порядка 50. В общей сложности налетчики и грабители уже завладели несколькими сотнями миллионов долларов. Общество лояльно к остапам бендерам: удаль и авантюризм ценятся больше, чем честный труд.

– У нас «не замечают» убийства милиционеров, зато пышно хоронят криминальных авторитетов. На дачи к известным ворам в законе ездят и политики, и чиновники, и депутаты. Криминальная психология проникла практически во все слои общества, – рассказал «Собеседнику» депутат Госдумы генерал-лейтенант милиции Александр Гуров.

Криминальная романтика перевесила романтичную веру в закон. Но это до тех пор, пока общество не взрывается негодованием по поводу такого особенно дикого преступления, как резня в Кущевской. После этого обманывать и обманываться уже невозможно.

Авор: Римма Ахмирова, Собеседник

You may also like...