Народный капитализм Мавроди

Сомневаемся, что у господина Мавроди действительно получится воплотить в жизнь свою идею о новом “МММ”. Очень вероятно, что нынешняя акция окажется лишь хорошим информационным поводом, затеянным злым гением на пенсии, чтобы о нем не забывали.

Актеру Владимиру Пермякову не повезло. Еще в 1994 году именно он (а не Ельцин, Черномырдин или Пугачева) был самым узнаваемым человеком в России. Однако после 1994 года его не хотели видеть ни в театре, ни в кино, а если и приглашали играть, то, в основном, самого себя.

Вернее свою лучшую и самую "народную" роль Лёни Голубкова, который, как известно, не халявщик, а партнер. Несмотря на то, что он был лишь приглашенным актером, "внешним" лицом, именно Леня Голубков стал символом надежд россиян на "капитализм с человеческим лицом" и последующего в нем разочарования. "Дерзайте, Лёня!", — говорила с экранов телевизоров исполнительница главной роли в некогда популярном сериале "Просто Мария".

Одно время канувшая в забытье и благополучно остававшаяся лишь в глубоком пласте народного фольклора фигура Лёни Голубкова сегодня вновь становится актуальной. Дело в том, что 10 января 2011 года основатель пирамиды МММ Сергей Мавроди в своем блоге выпустил обращение, в котором призвал граждан участвовать в его новом проекте, который по-прежнему называется МММ – Мы Можем Многое. Сам Мавроди не скрывает, что его новый проект является финансовой пирамидой, однако, полагает, что она позволит гражданам зарабатывать как минимум 20% в месяц (а пенсионерам и все 30%) и будет бесперебойно функционировать около 10 лет.

Идея Мавроди произвела эффект красной тряпки на целый ряд чиновников и бизнесменов. Представители Госдумы, министерств, региональных властей и бизнеса наперебой рассказывают будущему электорату о том, как именно они остановят Сергея Мавроди. Однако большинство соглашается с тем, что пока проект не начал функционировать, нарушений никаких быть не может. Иначе это уже оруэлловские мыслепреступления.

Экономисты же со знанием дела утверждают, что годовая доходность в 240%-360% несет 120%-180% рисков. Поверив экономистам, зададимся вопросом: почему Мавроди делает, казалось бы, все, чтобы его проект оказался под ударом органов власти и под пристальным недоверчивым вниманием общественности?

Новая пирамида демонстративно создана под тем же названием, что в 1992 году, и работает по тем же принципам, сам Мавроди выступает в привычном реноме «великого комбинатора». Правда его образ дополняется практически обязательной в наше время коммуникацией через блог, а сама пирамида будет организована в системе Webmoney.

О чем говорит «старое-новое» название? В первую очередь о том, что МММ — это бренд. Причем бренд, обладающий одновременно негативным и позитивным содержанием, который можно достать с пыльной полки и еще раз продать. Иначе Сергей Пантелеевич не взял бы из 90х название, ставшее нарицательным и символизирующее обман.

Подразумевается, что если вы хотите создать финансовую пирамиду и заработать на ней, то ни в коем случае не надо называть ее с именем МММ. Наоборот, на протяжении всего ее существования требуется постоянно отрицать любое с ней сходство. С этой точки зрения действия Мавроди кажутся парадоксальными и выглядят "пощечиной общественному вкусу".

В ответ на это в России привычно отвечают: это все пиар. Напомню, в апреле нынешнего года планируется выход фильма «Пирамммида», посвященный финансовым махинациям Сергея Мавроди в 90е годы. Причем первоначально планировалось, что фильм выйдет в ноябре 2010 года, затем его премьера была перенесена на зиму, а потом и на весну 2011. Ряд экспертов, в первую очередь в сфере рекламы, утверждают, что действия Мавроди – это вариант вирусного маркетинга, ход, направленный на привлечение внимания аудитории к фильму.

Если принять эту версию, то действительно ход удался: новость растиражировали ведущие печатные и электронные СМИ, показано много телесюжетов, выступали известные политики. Тем более подобные технологии уже активно применяются в раскрутке фильмов (например, фильм Тимура Бекмамбетова «Особо опасен» 2008 года).

Против «рекламного» подхода говорит в первую очередь то, что такая акция может задеть многих сильных мира сего, которые сегодня суетятся перед объективами, зарабатывая себе политические очки на кампании «Остановим Мавроди!», а завтра окажется, что они были актерами в спектакле. Зрители хлопают, но очки идут в кассу фильма, а не политикам и другим государственным деятелям. А они могут и обидеться, что вряд ли не учли создатели фильма.

Если отойти от рекламно-конспирологических идей, то важно понять, в чем причина популярности Мавроди и его финансовых пирамид. Конечно, можно просто сказать: народ же не глупый, кто на это во второй раз пойдет? Однако уже сейчас по интернету начинают распространяться «утки» с предложениями устройства на работу в руководящий состав МММ. В блоге самого Мавроди сотни комментариев с поддержкой.

На мой взгляд, понимание феномена Мавроди невозможно в отрыве от идеи «народного капитализма». В конце 80-х годов прошлого столетия в слабеющем Советском Союзе прочно обосновались идеи капитализма и демократии, воплощенные в «одноэтажной Америке», где в магазине Wallmart на стойках есть 150 сортов одного только сыра. Здесь берет начало понимание капитализма и демократии как инструментов, позволяющих всем жить одинаково богато, а не одинаково бедно.

То есть капитализм и демократия – это путь к справедливости. И именно Мавроди был одним из первых, кто открыл россиянам и применил на практике иллюзию «капитализма с человеческим лицом», капитализма для народа, при котором ты не винтик общества, а полноправный партнер, покупающий через месяц сапоги, еще через месяц трактор, а потом и квартиру.

Иллюзия оказалась настолько сильна и притягательна, что даже в ноябре 1994 года после продолжительной негативной кампании в СМИ и крушения пирамиды, только 56% россиян, согласно опросу ФОМ, считали МММ мошенниками. Это был не капитализм Гайдара, когда за год инфляция составляет 500%, это был капитализм Мавроди, когда за год твои акции растут на 1000%.

Исходя из этого, провал «народных» IPO крупнейших российских компаний – Сбербанка, ВТБ, Роснефти, в ходе которых акционерами становились десятки и сотни тысяч простых, финансово неграмотных граждан становится понятным. Люди ждали, что будет процент как у Мавроди, но только с гарантиями, желательно от государства. А им дали снижение курса акций и сказали: таков рынок.

Основным и единственным гипотетическим фактором успеха новой пирамиды (если она все же будет создана) станет уже подзабытый дух МММ начала 90-х, действительно позволявшей получить легкие деньги. Тем, кто успел, разумеется. И с этой позиции сохранение старого названия МММ и образа Сергея Мавроди времен ваучерной приватизации играет только на руку.

Чем на деле окажется МММ-2 Сергея Мавроди? Рекламной акцией, работающей системой или простым желанием напомнить о себе — покажет время. Однако стоит отметить, что в существующих институциональных условиях российского государства, бизнес, который встречает активное противодействие со стороны государства, имеет мало шансов на выживание. Обычно, эта идея упоминается в негативном контексте по отношению к государству. Случай с новой пирамидой, возможно, покажет, что государство может быть работающим фильтром, отсекающим девиантные формы деловой активности.

Поэтому можно сомневаться в том, что у господина Мавроди действительно получится воплотить в жизнь свою идею. И очень вероятно, что нынешняя акция окажется лишь хорошим информационным поводом, затеянным злым гением на пенсии, чтобы о нем не забывали.

Автор: Даниил Воронин, Русский Журнал

Читайте также: