Рынок медикаментов: в сетях рекламы и мошенников

Российские эксперты подсчитали: от неправильного употребления лекарств и их побочных эффектов в год умирает около 100 тысяч человек – больше, чем в результате несчастных случаев и автокатастроф вместе взятых. Большую роль тут играет реклама непроверенных медикаментов, всевозможных клиник и целителей, мозолящая глаза на каждом шагу. К каким уловкам прибегают распространители лекарств и работники сомнительных медцентров, чтобы завлечь клиентов?

О чудо-препарате, спасающем от гипертонии и аритмии, одинокий 76-летний пенсионер Евгений Дмитриевич Нефедов узнал по радио. Озвученный номер телефона набирал с опаской: о происках мошенников, торгующих сомнительными смесями, он был наслышан. Но собеседница, представившаяся врачом-кардиологом с 20-летним стажем, клялась: их препарат – настоящее лекарство, прошедшее аж 5 клинических испытаний.

Пилюля для пенсионера

– Наш разговор по телефону длился около часа, врач выспрашивала, что у меня болит, на что жалуюсь, как долго я с этим мучаюсь, какие недуги еще перенес, – вспоминает Евгений Дмитриевич.

Вердикт был категоричен: лечиться дедушке нужно немедленно. Пилюли стоили прилично – 3 тысячи рублей, зато и эффект, по словам «медработницы», от них потрясающий. После двух месяцев их употребления здоровье пациента настолько улучшится, что он сможет вовсе забыть о таблетках. Пенсионер обещал подумать. Такой возможности ему не дали.

– Во время разговора я сдуру оставил этой барышне свой телефон – она и давай мне названивать, – жалуется Евгений Дмитриевич.

Звонила настырно – по два раза в день. Стращала поставленным по телефону диагнозом и тем, что пенсионер одной ногой в могиле, дескать, если не принять срочных мер, болезнь скоро перейдет в необратимую стадию. Через неделю нервы старика сдали, и он отправился в сберкассу – снимать отложенные на черный день накопления. Их хватило на 10 пачек препарата, которые закончились меньше чем через месяц.

– По телефону этого не сказали, но когда курьер привез мне лекарство домой и я прочитал инструкцию – выяснилось, что нужно пить по три таблетки пять раз в день. Не успели они закончиться, мне снова позвонили и сказали, что, если я прерву лечение на полпути, результата не будет.

Евгению Дмитриевичу было жалко тратить деньги впустую – и он решил «идти до конца». Заняв у соседки 20 тысяч, заказал очередную партию чудо-пилюль. Чтобы рассчитаться с долгами, старику пришлось экономить на всем, и он отказался от привычных, прописанных в городской поликлинике таблеток. Через неделю Евгений Дмитриевич попал в больницу с гипертоническим кризом.

– Увидев таблетки, тамошний врач жутко ругался, сказал, что меня обманули и зарегистрированного лекарства с таким названием нет. Хорошо еще, что после подобных экспериментов я оказался у них, а не в морге.

Телефонный скандал с мошенницей эффекта не дал.

– Барышня обложила меня бранью, велела им больше не звонить. Я и сам не стану, но жить-то теперь мне на что? – жалуется старик.

Лавры Дюймовочки

Полгода назад 32-летняя Елена Дергачева наткнулась в газете на объявление, сулящее стремительное похудение под руководством опытного целителя. В элитных московских клиниках подобное удовольствие обходится недешево – больше тысячи долларов. Знахарка же Мария Семенова бралась излечить страдающих ожирением людей за символическую сумму – 10 тысяч рублей. И Елена отправилась к ней. Главной фишкой «безопасной диеты» целительница объявила напиток из целебных трав Индии, который нужно принимать трижды в день. Разжиться микстурой можно лишь в одном месте – у самой знахарки. Стоит это еще 7 тысяч рублей.

– За оптовую покупку мне предложили скидку. Вот я и клюнула: взяла сразу 15 пачек, – от этих воспоминаний Елена морщится.

В подарок толстушка получила блокнот, в который целительница велела записывать количество сброшенных килограммов. На этом обещанный присмотр за процессом похудания (напомним, он стоил 10 тысяч!) закончился. Результат оказался неблестящим: за два месяца Елене удалось сбросить лишь 2 килограмма. Знахарка от претензий пациентки отмахнулась: дальше, мол, дело пойдет быстрее, главное, не прерывать процесс.

Настолько доверчивой Елена не была и на общении с целительницей поставила крест. Как в воду глядела.

– Неделю назад я встретила подругу по несчастью, которая тоже худела у Семеновой. Так вот – она не вылезает из больниц. Отвар этот был токсичный, и у нее теперь проблемы с печенью. Написала на знахарку заявление в милицию, но оказалось, та уже куда-то исчезла.

Букет недугов

К решению родить ребенка 27-летняя Екатерина Гришева подошла серьезно и стала загодя присматривать доктора, который будет ее беременность «вести». С врачами в женской консультации городской поликлиники решила не связываться: подруги стращали безумными очередями. Альтернативу искала недолго: уличными плакатами с рекламой частного гинекологического центра «с новейшим оборудованием и самыми опытными врачами» был увешан весь ее подмосковный город.

– Перед тем как забеременеть, врач посоветовала пройти полное медицинское обследование, – вспоминает она. – Удовольствие стоило недешево – около 5 тысяч рублей. Но ради здоровья будущего ребенка мы с мужем раскошелились.

Результаты анализов Екатерину ошеломили. Хоть ни у нее, ни у супруга проблем с половыми инфекциями сроду не было, тут выявились сразу пять недугов, которые нужно было срочно лечить. Стремительно стартовавшая борьба с выявленными болезнями обошлась Гришевым в 65 тысяч рублей.

После ударных доз антибиотиков у них начались проблемы с почками. Но вылечить обнаруженные недуги им не удалось даже через год. Каждый следующий анализ, который стоил не меньше тысячи целковых, показывал: инфекция все еще присутствует. В конце концов нервы Екатерины сдали, и она отправилась в государственную поликлинику. Там предложили сдать анализы заново – в лаборатории городской больницы. И (о чудо!) никаких инфекций ни у Екатерины, ни у мужа не обнаружилось.

– Врач сказала, что доктора, к которой я попала в той частной клинике, хорошо знает: когда-то та работала у них. Мало того что пациенты несколько раз жаловались на нее главврачу за открытое вымогательство, так и специалистом она была «аховым»: ни знаний, ни опыта работы. Из городской поликлиники ее в итоге уволили – а в частной клинике приняли с распростертыми объятиями.

В сетях мошенников

Подобные истории в нашей стране перестали быть редкостью. Рекламой пилюль, медцентров и целителей пестрят газетные полосы, переполнен телевизионный и радиоэфир. По подсчетам экспертов, в год фармкомпании тратят на раскрутку собственной продукции около 10 миллиардов рублей, и далеко не все сообщения являются достоверными.

– К нам поступает огромное количество жалоб на обман в этой отрасли, – рассказывает председатель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. – И это неудивительно: во всем цивилизованном мире за недостоверную рекламу на компанию налагаются огромные штрафы, у нас – чисто символические. Чаще всего больные страдают от происков продавцов биологически активных добавок.

Те без зазрения совести рекламируют и распространяют созданные в антисанитарных условиях, не прошедшие испытаний пилюли под видом настоящих лекарств, и при этом запрашивают за них бешеные суммы. На втором месте – частные клиники, раскручивающие пациентов на деньги за весьма сомнительное лечение. На третьем – изобретатели всевозможных методик похудения, в действительности не дающих эффекта. Государство же не предпринимает мер, чтобы призвать подобных деятелей к ответу. Припоминаю не больше двух заведенных уголовных дел – и то непонятно, дошли ли они до суда.

Увязший закон

Присматривать за достоверностью подобной рекламы в области медицины должны два государственных органа – Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) и Роспотребнадзор. Но, как показывает практика, справиться с поставленной задачей им не под силу.

– По сути, реклама лекарств в нашей стране ничем не отличается от рекламы прочей продукции – она направлена не на объективное информирование людей, а на создание неких идеальных образов: намажь свои суставы мазью – и будешь снова молодым, скушай таблетку для пищеварения – и станешь красивой и стройной. На ФАС же наложено слишком много функций, и проверять на достоверность каждый рекламный ролик им не с руки – обычно эксперты ведомства этим занимаются только после того, как к ним поступит соответствующая жалоба, – объясняет президент общества специалистов доказательной медицины Кирилл Данишевский.

– Что касается Роспотребнадзора, то там не хватает ни специалистов, ни соответствующего оборудования для того, чтобы проверить – насколько заявленное в рекламе качество препарата соответствует действительности, – добавляет врач и депутат Государственной думы Антон Беляков.

Около двух лет назад депутат Беляков предложил радикальный выход из ситуации – ввести запрет на рекламу лекарств и биологических добавок в СМИ (кроме специализированных). По логике парламентария, повсеместная и бесконтрольная реклама пилюль чревата не только обманом пациентов, но и навязыванием им обманчивого впечатления, что они могут запросто лечить себя сами, не обращаясь к врачу.

– А это не так, – объясняет он. – В отдельных медицинских областях насчитывается до 10 тысяч разновидностей заболеваний. И ставить диагноз «на глаз» – опасно для жизни пациента: у болезней нередко бывают схожие симптомы, а лечение требуется радикально противоположное. Есть тут и другой аспект. Лучше всего продаются рекламируемые товары. При этом они не всегда являются наиболее дешевыми и эффективными. Простой пример: в разгар эпидемии свиного гриппа вторым по продаваемости препаратом был широко разрекламированный оциллококцинум. 3/4 населения страны пытались спастись им от этой болезни. А после в медицинском журнале РАМН появилась информация: 7 раз проводились его клинические испытания – и все они показали, что этот препарат не обладает выраженным действием – ни профилактическим, ни терапевтическим. Получается, наше население лечилось препаратом, который неэффективен.

В конце 2010 года внести поправки в закон «О рекламе» и запретить раскрутку пилюль и медицинских клиник через СМИ предложили и депутаты-единороссы. Однако подготовленные законопроекты увязли в недрах Государственной думы. Не принимают близко к сердцу проблемы обманутых пациентов и чиновники из профильных ведомств правительства. А тысячи россиян тем временем продолжают травиться сомнительными таблетками и страдать от знахарских методов лечения докторов-самоучек.

ДОСЬЕ

Только цифры

5-е место, по данным Всемирной организации здравоохранения, занимает смертность от побочного действия лекарств и их неправильного применения.

83,09% от общего количества спама (рассылки рекламных писем) в русскоязычном Интернете составляет реклама фармпрепаратов, в том числе поддельных.

До 70% россиян предпочитают лечиться самостоятельно, а не обращаться к врачу. В результате около 5% больных, поступающих в медицинские заведения, являются жертвами самолечения. От бесконтрольного употребления таблеток больных умирает в 10 раз больше, чем от ошибок хирургов.

СОВЕТ

Как уберечься от происков мошенников

Не стоит принимать новые лекарства без консультации с лечащим врачом. Особенно это правило нужно соблюдать людям пожилым, детям, беременным, кормящим матерям.

Приобретайте лекарства только в проверенных местах – здоровье важнее сэкономленной копейки.

Остерегитесь применять пилюли и биологически активные добавки, содержащие малоизученные экзотические ингредиенты.

Не торопитесь бежать в недавно открывшуюся клинику или звонить по обнаруженному в газете телефону супердоктора. Нелишним будет собрать о них дополнительную информацию – пообщайтесь со знакомыми, поищите отзывы в Интернете.

А КАК У НИХ?

Реклама лекарств полностью запрещена в Германии, Дании, Швейцарии и Бельгии. В некоторых странах мира действуют регулирующие организации, в деятельность которых входит контроль над рекламой фармкомпаний. К примеру, в Казахстане существует «Дери Дермек» – организация, основная функция которой – контролировать производство и размещение рекламы лекарств (в Казахстане запрещена наружная реклама лекарственных средств (ЛС) и реклама в транспорте). Подобные контролирующие организации существуют и в таких странах, как Великобритания, Польша.

Рекламные ролики в большинстве стран ЕС должны содержать указание на то, что товар сертифицирован, и номер лицензии. В рекламе лекарств запрещено гарантировать 100%-ное избавление от болезни. Правилом хорошего тона считается включать в рекламу фразу: «Обязательно проконсультируйтесь по этому поводу со своим лечащим врачом».

В Канаде запрещена реклама лекарственных препаратов по ТВ и радио. В Китае с 2005 года действует запрет на рекламу средств для лечения венерических заболеваний, СПИДа, псориаза, злокачественных опухолей, эпилепсии, гепатита В и ряда других болезней. С 2006 года нельзя рекламировать препараты для снижения веса, увеличения груди и роста. С 2007 года медицинским учреждениям Китая запрещено размещать в СМИ рекламу любых медицинских процедур, поскольку они могут содержать ложные данные о «поразительной эффективности».

Автор: Ольга Шульга, Россия, ТРИБУНА

Читайте также: