За мобильным мошенничеством стоят партнеры сотовых операторов

В последние месяцы в интернете начали массово появляться объявления со ссылками на ресурсы, на которых якобы можно найти досье на любого жителя Украины. Однако, вместо обещанной информации, сервис подписывает абонентов сотовых операторов на платные услуги, которые они не заказывали. Мы провели собственное расследование и выяснили, кто стоит за мобильными мошенниками.

Ссылки, опубликованные анонимными авторами с луцким IP-адресом, вели на сайт http://restme.net/nationukr/. Портал «Украинский национальный поиск», по словам его создателей, содержал полную базу данных украинских граждан.

Для того, чтобы найти информацию об интересующем человеке нужно ответить на несколько несложных вопросов, в том числе, указать его имя, фамилию, родной город и предполагаемую дату рождения.

 

После чего система усиленно задумывалась и делала вид, как будто что-то ищет. Спустя какое-то время, нам сообщили что информация найдена и предложили ввести номер мобильного телефона и код, полученный в СМС. Ни о какой оплате речь в этот момент не шла. Код нужно ввести якобы для проверки на «человечность».

 

Пользователи, вписавшие полученный код, вместо «секретной информации» получали автоматическую подписку на неизвестную услугу стоимостью 10 грн. в день. Подписка оформлялась на 30 дней для абонентов «Киевстар» и на 90 – для клиентов «МТС». При этом, отказаться от навязчивого сервиса оказалось непросто. Ни отправка текста «STOP» на короткий номер 5760, ни жалобы в техподдержку мобильных операторов успехом не увенчались.

Саппорт «Киевстара» ответил, что абонент сам дал согласие на пользование услугой, и она автоматически отключится только через 30 дней. В «МТС» оказались лояльнее и пообещали рассмотреть заявку в течение недели. Пояснения, что каждый день в течение этой недели со счета снимается по 10 грн., сочувствия у оператора не вызвали – «надо было быть внимательнее».

По короткому номеру 5760 в интернете находится много интересной информации. Интернет-пользователи связывают его с разными видами мошеннических услуг. Например, аналогичная подписка оформлялась пользователям файлообменника UniBytes при попытке загрузить файл. Также юзеры связывают этот номер с клонами еще одного файлообменника DepositFiles и псевдо-блокировкой страницы «ВКонтакте» с последующей просьбой отправить СМС.

В списке партнеров «МТС» и «Киевстара» номер 5760 закреплен за ООО «ВЕС Медиа». Более того, «ВЕС Медиа» находится на пятом месте по доходам среди всех контент-провайдеров «МТС».

 

Компания «ВЕС Медиа» предоставляет контент-услуги с 2010 года. На сайте компании значится, что основной профиль фирмы – разработка и интеграция медиаинтерактивных проектов, разработка различных сервисов на базе технологий IVR, SMS, WEB. Среди сервисов – голосовые порталы «Супер», «Ночные фантазии», «Отдел кадров» и «Путь успеха». Про «Национальный поиск» и остальные проекты, которые упоминаются в статье, – ни слова.

Домены http://restme.com и http://ves-media.com зарегистрированы через сервисы, которые скрывают информацию о регистранте, поэтому никакой дополнительной информации оттуда извлечь не удалось. По телефону, указанному на сайте компании, нам ответил приятный женский голос, с сожалением сообщивший, что директора компании сейчас нет на месте и когда появится неизвестно. Мы оставили свои координаты и попросили передать ему нашу просьбу перезвонить.

В течение понедельника на связь никто не вышел, но, странное совпадение, – веб-странички с вышеописанными сервисами, таинственным образом, исчезли из Сети. Тем не менее, в кеше гугла сайт «Национального поиска», по-прежнему, доступен, хоть и с обрезанным функционалом.

Также, мы направили запросы в пресс-службы «Киевстара» и «МТС» с просьбой пояснить, насколько законны подобные действия, и могут ли абоненты требовать возврата средств.

В «МТС» в телефонном разговоре нам сообщили, что такие действия – это явное нарушение со стороны провайдера (или субпровайдера, который имеет договорные отношения с провайдером). Если факт мошенничества подтвердится, то ООО «ВЕС Медиа» обяжут вернуть абонентам все незаконно полученные деньги. Также, «МТС» начал собственное расследование по факту недобросовестного оказания услуг, о результатах которого нас пообещали проинформировать в ближайшие дни. Мы продолжаем следить за событиями – ждите обновлений.

Update: В Киевстар нам сообщили, что по требованию оператора доступ к контенту по коротким номерам 5760 и 2855 (рунетовский вариант «секретной базы фамилий») был оперативно закрыт контент-провайдерами. Также нам сообщили, что сотрудничество «Киевстар» с контент провайдерами определяется договорными отношениями.

Так, каждый контент-провайдер обязан согласовывать с оператором предоставляемые контент-сервисы и информационные материалы. Такие материалы должны содержать информацию о контенте, его стоимости, телефоны контент-провайдера. «Киевстар» со своей стороны регулярно отслеживает и пресекает неприемлемую практику отдельных провайдеров контента по навязыванию абонентам услуг, которые они не заказывали.

В случае, если контент-провайдер не соблюдает условий договора и запускает контент-услуги без предварительного согласования с оператором, «Киевстар» имеет право применить к такому нарушителю штрафные санкции, а также другие меры, вплоть до досрочного расторжения договора.

На вопрос, что же делать обманутым абонентам специалисты «Киевстар» отметили, что контент-провайдер, допустивший нарушения, обязан самостоятельно урегулировать обращения от абонентов. Абоненты могут обращаться непосредственно к контент-провайдеру, по номеру, указанному для связи с клиентами. Номера контент-провайдеров также можно уточнить по ссылке.

Автор: Тимур Ворона, internetua

You may also like...