Воля больше, чем свобода: украинские заключенные-добровольцы просятся на фронт
5 сентября состоялась пресс-конференция на тему: «Воля больше, чем свобода: украинские заключенные-добровольцы просятся на фронт», на которой обсуждались возможность создания из добровольцев, которые отбывают наказание в местах лишения свободы, добровольческого батальона «ВОЛЯ», и общая ситуация в украинских тюрьмах: произвол администрации и многочисленные нарушения прав заключенных.
Как сообщил руководитель пресс-центра центра защиты прав и ресоциализации Константин Лисюченко, более 1 тыс. заключенных изъявили желание защищать Украину в составе вооруженных формирований на Востоке – они, несмотря на прегрешения, все равно остаются патриотами Украины и готовы помогать стране на добровольной основе, не требуя каких-то поблажек взамен.
О данной инициативе центр защиты прав и ресоциализации сообщил в своем письме Президенту Украины. По словам К. Лисюченко, в случае одобрения их просьбы лица из числа заключенных после прохождения соответствующей подготовки могли бы быть более дисциплинированными и более готовыми к решительным военным действиям, чем другие военные.
Адвокат, старший советник юстиции Ибрагим Татиев указал на существование правовых основ для отправки таких добровольцев на фронт, ссылаясь, в частности, на ст. 536 УПК Украины об отсрочке выполнения приговора (см. Инфосправку). Более того, в таких случаях он считает возможным применение условно-досрочного освобождения от уголовной ответственности с испытательным сроком. «Если считать таковым срок участия в боевых действиях, у человека была бы мотивация, он был бы человеком, освобожденным от отбывания наказания, – подчеркнул юрист. – Однако в случае совершения повторного преступления, даже в составе воинского формирования, такие добровольцы в статусе освобожденных условно-досрочно должны отбывать новый срок наказания».
В тюрьмах сейчас находится немало заключенных, которые лишены возможности защитить своих родных, проживающих в зоне АТО. «Мы получили более тысячи писем от людей, которые желают защищать свою родину, – сообщил в ходе пресс-конференции адвокат. – Их главной мотивацией является то, что за пределами тюрьмы находятся их матери, сестры, братья, дети, которых они не могут защитить от того, что происходит на Востоке».
С точки зрения экспертов, осужденных вполне можно привлечь к борьбе за свою родину. «В первую очередь, людей от 30 до 40, которые прошли Афганистан, Чечню, Осетию и пр. Это профессионалы, специалисты. И когда мы говорим о 300 тыс. заключенных, 1% от этого количества – это уже 3 тыс. бойцов, считайте, 5 батальонов. Хотя главное – не количество. Важнее, что это люди, которые могут быть полезны Украине. Там ведь есть не только бойцы, но и множество женщин-врачей, санитаров, которые хотят бороться за свою родину и принести ей пользу», – заявил заместитель председателя центра защиты прав и ресоциализации Вадим Рябкин.
Данную инициативу передадут руководству страны. «Сейчас нам очень нужны люди, которые способны бороться с врагом. Начинается очередная мобилизация, но многие люди не хотят идти на фронт из-за семей, работы и пр. А наш резерв может обеспечить несколько тысяч добровольцев, что позволит уменьшить количество призыва неопытных мальчишек и стариков. Хотя при этом мы хорошо понимаем, что батальон, сформированный из такой специфической категории граждан, будет иметь как свои преимущества, так и недостатки», – отметил В. Рябкин.
Согласно инициативе центра защиты прав и ресоциализации, в состав комиссий по отбору заключенных для участие в АТО должны быть включены:
1) врач, который будет проверять состояние здоровья осужденного;
2) психолог, который изучит моральное состояние осужденного и спрогнозирует, направит ли осужденный оружие в нужную стране сторону;
3) военный специалист, который определит специальность бойца для более полезного распределения в составе Вооруженных Сил Украины.
После этих комиссий заключенные будут направлены на быструю переподготовку или же вернутся в зону. А поскольку среди заключенных существует некоторая взаимоответственность, от того, как поведут себя первые призывники из мест лишения свободы, во многом будет завесить судьба остальных добровольцев.
Отметим, что данная инициатива не является новшеством – примеры создания батальонов из заключенных в мировой истории уже были, и часто они оказывались успешными. Так, знаменитый батальон «Бастилия», сформированный во время франко-прусской войны из французских заключенных, проявлял чудеса героизма в армии и достигал важных побед. Однако тот факт, что привлечение осужденных к военным действиям в сегодняшних условиях может вызвать протесты граждан, также нельзя сбрасывать со счетов.
Комментарии
Семен Семенченко, командир батальона «Донбас»
– Я думаю, что у нас достаточное количество добровольцев и без тюрем. Нормальные, адекватные ребята, которые хотят, чтобы их взяли в армию. Поэтому я не понимаю логику этого шага. Это как антиреклама для страны. Но все же к этому нужно индивидуально подходить, нельзя сказать, что человек, который сидит в тюрьме, не имеет права сражаться за родину.
Степан Гавриш, народный депутат Украины III–IV созывов
– Не вижу причин для создания каких-то особенных подразделений из людей, которые отбывают наказание. Сейчас политика должна быть такой, чтобы призвать в армию максимальное количество квалифицированных специалистов, которые закалены в боевых операциях. По моим подсчетам, таких военных у нас около 35 тыс. Они должны быть психологически адаптированы к этому и готовы адекватно повести себя в очень сложных ситуациях.
Если же мы решим создавать батальон из заключенных, им придется выдать оружие, подготовить, провести физические тренировки. К примеру, бронежилет с разгрузкой, в который складываются боеприпасы и различное снаряжение, весит от 22 до 28 кг, и не каждый может справиться с такими нагрузками. Но главное – можно ли быть уверенным, что эти люди будут защищать родину, если вчера они совершали преступления против других людей, игнорируя закон. Это непростой вопрос.
Если все же будет принят закон об амнистии, он будет принят конкретно, только по некоторым категориям заключенных. Но к такому шагу стоит прибегнуть разве что в самой критической ситуации, когда враг уничтожает твое государство, и победить его становится крайне сложно. А привлечение в армию заключенных сегодня может вызвать недовольство украинских граждан и подрыв доверия к власти, которое и так хромает.
ИНФОСПРАВКА
По действующему законодательству, заключенный может быть освобожден в трех случаях (ст. 536 УПК Украины):
1) при тяжелой болезни, препятствующей отбыванию наказания – до выздоровления;
2) при беременности или наличии у женщины малолетнего ребенка – на время беременности или до достижения ребенком 3 лет, если лицо осуждено за преступление, которое не является особо тяжким;
3) если немедленное отбывание наказания может повлечь за собой исключительно тяжкие последствия для осужденного или его семьи в силу особых обстоятельств (пожар, стихийное бедствие, тяжелая болезнь или смерть единственного трудоспособного члена семьи и т. д.) – на срок, установленный судом, но не более года со дня вступления приговора в законную силу.
Автор: Николай Белинский, «Судебно-юридическая газета»