К «разбойникам» – жесткие меры: Уголовный кодекс ужесточат

Главной  целью ужесточения УК является усиление ответственности за совершение некоторых тяжких и особо тяжких преступлений. В частности, таких, как захват заложников, бандитизм, террористический акт, разбой, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и т. д., а также преступлений, повлекших гибель двух и более лиц, либо связанных с насилием, опасным для жизни или здоровья лица, либо совершенных в составе организованной группы или преступной организации.

 За последнее время в парламенте зарегистрировано немало законопроектов, направленных на изменение положений Уголовного кодекса Украины. 

Журналисты «Судебно-юридической газеты» решили сосредоточить свое внимание на тех из них, которые проходят под лозунгом усиления уголовной ответственности, а именно: «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно усиления ответственности за некоторые тяжкие и особо тяжкие преступления)»№1219 от 03.12.2014, «О внесении изменений в статью 187 Уголовного кодекса Украины (относительно усиления ответственности за совершение разбойных нападений)» №1189 от 02.12.2014, «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно установления ответственности в виде пожизненного лишения свободы за преступления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров)» №1380 от 10.12.2014, «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно усиления ответственности за незаконные действия с платежными инструментами и другими средствами доступа к банковским счетам)» №1272 от 05.12.2014. Какие же изменения предусматриваются в указанных законопроектах?

Усиление ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления

Как вытекает из названия и положений законопроекта №1219, главной его целью является усиление ответственности за совершение некоторых тяжких и особо тяжких преступлений. В частности, таких, как захват заложников, бандитизм, террористический акт, разбой, умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах и т. д., а также преступлений, повлекших гибель двух и более лиц, либо связанных с насилием, опасным для жизни или здоровья лица, либо совершенных в составе организованной группы или преступной организации.

Главной идеей законопроекта является увеличение верхней границы срока наказания в виде лишения свободы на определенный срок с 15 до 25 лет. Для этого предлагается внести изменения в ст. 63 УК (лишение свободы на определенный срок) и санкции 63 статей Особенной части УК, усилив ответственность за совершение особо тяжких преступлений. Например, изнасилование, повлекшее особо тяжкие последствия, а также изнасилование малолетней или малолетнего (ч. 4 ст. 152 УК) будет наказываться лишением свободы на срок от 15 до 25 лет (сейчас от 10 до 15 лет).

Подлежит изменениям и ст. 69 УК – если предусмотренные законопроектом изменения примут, суд не сможет назначить наказание ниже низшего предела, указанного в санкциях статей, посвященных тяжким и особо тяжким преступлениям.

Лица, к которым суд не сможет применять гуманные нормы ст. 69 УК Украины:

  • лица, имеющие детей до 18 лет, детей-инвалидов и/или совершеннолетних сына, дочь, признанных инвалидами, которые совершили преступления, посягающие на жизнь, здоровье, честь, достоинство или другие охраняемые законом права и интересы этих детей;

  • лица, имеющие одного или обоих родителей в возрасте старше 70 лет или признанных инвалидами первой группы, которые совершили преступления, посягающие на жизнь, здоровье, честь, достоинство или другие охраняемые законом права и интересы этих родителей;

  • лица, которые ранее освобождались из мест лишения свободы условно-досрочно и вновь совершили умышленное преступление в течение неотбытой части наказания;

  • лица, освобожденные судом от отбывания наказания с испытанием и по истечении определенного судом испытательного срока вновь совершившие умышленное преступление;

  • лица, которые не возместили причиненный ими ущерб или не устранили причиненный преступлением вред.

С другой стороны, в парламенте также зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно применения наказания в виде пожизненного лишения свободы» №1218 от 3.12.2014, который, наоборот, предлагает более лояльные нормы назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы.

Напомним, в соответствии с ч. 2 ст. 64 УК, пожизненное лишение свободы не применяется к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, и к лицам в возрасте 65 лет и более, а также к женщинам, которые были в состоянии беременности во время совершения преступления или на момент вынесения приговора. Законопроект же предлагает вообще не применять наказание в виде пожизненного лишения свободы к женщинам, а также к лицам, которые обвиняются в совершении приготовления или покушения на преступление, и к пособникам, которые непосредственно не участвовали в совершении преступления (ст. 68 УК).

Но на этом авторы законопроекта не останавливаются и предлагают изменить также ст. 81 и 82 УК, закрепив возможность применения к осужденным к пожизненному заключению замены неотбытой части наказания в виде пожизненного лишения свободы на более мягкое наказание, и даже возможность их условно-досрочного освобождения.

Напомним, что пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений и применяется только в случаях, специально предусмотренных УК Украины, если суд не считает возможным применить лишение свободы на определенный срок (ст. 64 УК).

К «разбойникам» – жесткие меры

Напомним, разбой – это нападение с целью завладения чужим имуществом, соединенное с насилием, опасным для жизни или здоровья лица, подвергшегося нападению, или с угрозой применения такого насилия. 2014 г. ознаменовался увеличением количества совершенных разбойных нападений с применением огнестрельного оружия.

Как вытекает из пояснительной записки к законопроекту №1189, каждый четвертый разбой из почти 1600 совершенных с начала года был совершен с применением огнестрельного оружия. Это, кстати, еще раз подтверждает факт наличия значительного количества такого оружия в незаконном обороте, несмотря на все принятые ОВД меры.

Законопроект №1189 направлен на усиление ответственности за разбой, в т. ч. связанный с применением огнестрельного оружия или угрозой его применения, путем внесения изменений в ст. 187 УК. Рамки сроков наказания за разбой предлагается расширить с «от 3 до 7 лет» до «от 5 до 8 лет».

Кроме того, авторы законодательной инициативы предлагают дополнить санкцию статьи еще одним видом наказания – конфискацией имущества осужденного, а ч. 4 ст. 187 УК – квалифицирующим признаком: «с применением огнестрельного оружия или угрозой его применения». Т. е. за разбой с применением огнестрельного оружия или угрозой его применения преступника будет ждать наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества.

За контрабанду наркотиков – пожизненное лишение свободы

Законопроект №1380 предлагает существенно усилить ответственность за совершение преступлений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров – за некоторые из таких преступлений предлагается установить ответственность в виде пожизненного лишения свободы.

Например, контрабанда (т. е. перемещение через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля) наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров или фальсифицированных лекарственных средств (ст. 305 УК) будет караться пожизненным лишением свободы с конфискацией предметов контрабанды и конфискацией имущества. Сейчас такие деяния наказываются лишением свободы на срок от 5 до 8 лет, но тоже с конфискацией наркотических средств или фальсифицированных лекарств.

Предлагаются изменения и в другие «популярные» статьи. Так, незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка с целью сбыта, а также незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 307 УК) будет наказываться пожизненным лишением свободы с конфискацией имущества без никаких «или», т. е. альтернативных наказаний. Хотя весьма странно, что наказанием за умышленное убийство при этом останется лишение свободы на срок от 7 до 15 лет (ч. 1 ст. 115 УК).

А вот незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта (ч. 1 ст. 309 УК) будет наказываться лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с конфискацией имущества. Напомним, сейчас санкция статьи предусматривает весьма снисходительное наказание – штраф от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан, или исправительные работы на срок до 2 лет, или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок.

Зато в ч. 4 уже упомянутой ст. 309 УК предлагается поменять слова «частью первой настоящей статьи» на «за действия, предусмотренные настоящей статьей». Это значит, что неважно, что написано в предыдущих частях статьи, и если лицо добровольно обратится в лечебное учреждение и начнет лечение от наркомании, оно будет успешно освобождено от уголовной ответственности.

Главной идей законопроекта №1272 является усиление ответственности за незаконные действия с документами на перевод, платежными карточками и другими средствами доступа к банковским счетам, электронными деньгами, оборудованием для их изготовления. Путем воплощения этой идеи авторы избрали внесение изменений в ст. 200 УК.

Напомним, что в 2012 г. все было наоборот – Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности» «гуманизировал» наказание за преступления, предусмотренные ст. 200 УК, исключительно до штрафа. Например, за подделку документов на перевод, платежных карточек или других средств доступа к банковским счетам, электронных денег, а также за приобретение, хранение, перевозку, пересылку с целью сбыта поддельных документов на перевод, платежных карточек или их использование или сбыт, а также за неправомерный выпуск или использование электронных денег с тех пор полагается штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан (ч. 1 ст. 200 УК).

Авторы законопроекта №1272 предлагают ужесточить это наказание. Так, за подделку документов на перевод, платежных карточек и других электронных платежных средств, их использование, сбыт или приобретение, хранение, перевозку или пересылку с целью использования или сбыта предлагается ввести санкции в виде штрафа от 10 тыс. до 20 тыс. НМДГ или лишения свободы на срок от 1 до 3 лет.

За те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, или служебным лицом, или работником, которому сведения о платежных инструментах стали известны по службе или работе, предлагается предусмотреть лишение свободы на срок от 2 до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 до 3 лет или без такового. За перечисленные действия, совершенные организованной группой, наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 до 3 лет или без такового.

К тому же, законопроект предлагает ввести уголовную ответственность за несанкционированное влияние на системы дистанционного обслуживания с целью осуществления несанкционированных переводов или любое несанкционированное изменение, искажение, удаление, дополнение или получение информации о платежных инструментах и банковских счетах.

Кроме того, УК предлагается дополнить новыми составами преступлений и новыми ст. 200-1 и 200-2. Согласно им, будут наказываться незаконные действия с оборудованием для подделки платежных инструментов, системами дистанционного обслуживания и другими средствами доступа к банковским счетам, а также фишинг. Напомним, фишинг – это вид интернет-мошенничества с целью завладения конфиденциальными данными интернет-пользователей, реквизитами их платежных инструментов, информацией, необходимой для входа в системы дистанционного обслуживания, идентифицирующей информацией, необходимой для доступа к банковским счетам, и т. д.

Положений Уголовного кодекса Украины касаются и другие законопроекты:

  • «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно установления ответственности за безосновательный отказ или незаконное предоставление статуса участника боевых действий) №1268 от 04.12.2014;

  • «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно установления уголовной ответственности за нарушение порядка голосования на пленарных заседаниях Верховной Рады Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым и местных советов)» №1231 от 04.12.2014;

  • «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины (относительно конфискации имущества у лиц, виновных в террористической деятельности)» №1215 от 02.12.2014;

  • «О внесении изменений в статью 255 Уголовного кодекса Украины (относительно установления ответственности для «воров в законе») №1188 от 02.12.2014;

  • «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно установления ответственности за преступления против военнослужащих Государственной пограничной службы Украины, Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Службы внешней разведки Украины» №1174 от 02.12.2014.

***

Законопроекты, рассмотренные в статье, очень «разношерстные» и противоречащие друг другу: одни направлены на ужесточение, другие – на послабление положений УК Украины. Принятие этих проектов скопом может привести к тому, что за наркотики будут сажать пожизненно, а за жестокое убийство – отпускать досрочно, что, очевидно, является юридическим абсурдом. К сожалению, каждая политическая сила «тянет одеяло на себя», а единого и системного подхода к реформированию уголовного законодательства в государстве все еще нет.


Международная практика максимальных сроков лишения свободы

В Болгарии установлен срок наказания в виде лишения свободы от 3 месяцев до 20 лет, а в исключительных случаях – до 30 лет (в случае замены пожизненного заключения и совокупности преступлений и за некоторые особо тяжкие преступления).

В Польше максимально возможный срок наказания в виде лишения свободы, не учитывая пожизненный – до 25 лет.

В США лишение свободы может быть назначено на различные сроки, причем через систему абсолютного составления наказания по совокупности преступлений эти сроки иногда намного превышают среднюю продолжительность жизни – могут составлять, например, 120 лет. Более того, судебная практика США «пестрит» случаями назначения наказания в виде двух пожизненных сроков для одного лица. При этом у судей США есть возможность вынесения «неопределенных» приговоров, в которых длительность наказания определяется вместе со сроком возможного решения вопроса об условно-досрочном освобождении осужденного, особыми комиссиями или даже администрациями места лишения свободы.

Во Франции максимальный определенный срок заключения – до 30 лет. При этом Уголовный кодекс предусматривает так называемый «период надежности». По сути, это квота для освобождения от наказания, условного освобождения и т. д. При пожизненном заключении эта квота равняется 15 годам, при осуждении на срок более 5 лет лишения свободы – 2/3 срока. По делам об умышленном убийстве срок надежности может быть продлен до 30 лет.

Автор: Мария Дунай, «Судебно-юридическая газета»

 

You may also like...