ОПГ «Центр», «Уралмаш», «Синие» живы: Как выращивают «титушек» на Урале

Забыли про группировки «Центр», ОПС «Уралмаш», «Синие»? Они возвращаются. В Екатеринбурге вербуют и «выращивают» в бойцовских клубах настоящих боевиков: грубая физическая сила порой хорошо монетизируется или трансформируется в политическую. Опыт 90-х показал, что это вполне возможно.

Силовики утверждают, что времена поменялись. Но есть и другое мнение: твердые кулаки позволят хорошо заработать. Кто это делает и как — подробности в материале издания «URA.Ru».

Выражение "Винтовка рождает власть" на Урале воспринимали буквально. Фото: Владимир Жабриков © URA.Ru

Принято считать, что традиционное деление криминальных группировок на три больших уральских клана — «Уралмаш», «Центр» и «Синие» — уже устарело давно и безнадежно. Группировки разрослись, расслоились, распались, а их члены создали тактические и стратегические союзы. Их участники — персоны разных калибров и мастей.

Опрошенные «URA.Ru» эксперты объясняют исчезновение крупных группировок объективными причинами. Среди них — усиление правоохранительных органов. Если смотреть шире, то рост влияния государства пресекает политические амбиции вожаков сплоченных коллективов физически крепких людей.

Именно таким в 90-е годы был и знаменитый костяк «Уралмаша», зародившийся в спортивных секциях и вошедший в истеблишмент 2000-х. В 2010-х крепкие кулаки перестали быть политическим ресурсом, но спрос на них до сих остается устойчивым. Не отстает и предложение: молодых людей, желающих применить свои физические кондиции, было всегда достаточно.

Более того, в нынешние кризисные времена подготовленные к физическому full-контакту парни ценятся особенно. А все это целиком формирует рынок специфических силовых услуг, предоставляемых на Среднем Урале.

Анализировать рынок и его игроков было довольно непросто по ряду причин. Одна из них — понятное нежелание непосредственных участников «светиться» в СМИ. Другая причина — отсутствие объективных экспертов извне. Более-менее объективная картина получается при анализе информации сразу от трех источников — собеседников из силовой среды, бывших сотрудников правоохранительных органов и лиц из бизнес-структур, нередко сотрудничающих с околокриминальными элементами.

Клипарт. Ноябрь. Часть I, драка, бой, удар, спорт, кикбоксинг, ринг

Тренировки и здоровый образ жизни помогают получить статус и деньги. Многое зависит не только от физических возможностей, но и от готовности к рискуФото: Илья Московец

Наиболее крупным игроком на рынке силовых услуг в Екатеринбурге в последние несколько лет был и остается Герман Гардт, более известный как «Гера с ЖБИ», упоминаемый в связях с «раскоронованным вором в законе» Трофой. «URA.Ru» уже писало об этом человеке как контролирующем парковочный бизнес в столице Среднего Урала.

Согласно базам данных «Картотеки — Коммерсант», господин Гардт числится учредителем ряда коммерческих предприятий. Однако чаще всего он ассоциируется с клубами единоборств (один действительно находится на ЖБИ), а также в начале 2013 года учредил федерацию грепплинга (боевое искусство) Свердловской области.

 

«У Геры — совершенно характерный стиль воспитания бойцов — через боль, которую надо терпеть. Он сам — боец-рукопашник, видит потенциальные способности учеников. За много лет подготовки через его клубы прошли сотни молодых парней, десятки из которых создали свои клубы, где все так или иначе Гардта знают. И если грепплинг — это более-менее академичное единоборство, то многочисленные воспитанники Германа нередко преподают „бакланку“ — приемы уличной драки без правил. Объявления о приеме желающих получить боевые навыки можно встретить где угодно. И надо понимать, что это не только бизнес, но и своеобразный рекрутинг», — рассказывает собеседник из числа бывших силовиков.

По его словам, таким образом в руках Гардта сформировался мощный силовой ресурс, который можно использовать. По разным оценкам

размер этой «боёвки» (так называют армию спортсменов эксперты) может достигать 400 человек. По «созвону», то есть в течение пары часов, можно собрать до 50 желающих заработать.

Цена уличного «бойца» — отдельный вопрос. Заработать много, участвуя в акциях, достаточно трудно: хозяева платят за разовое участие фиксированную сумму «бригадиру», либо расчет ведется от времени — примерно по 1000 рублей на руки.

Прессе известен один случай, когда бойцы «Геры с ЖБИ» участвовали практически в боевых действиях весной 2012 года при «споре хозяйствующих субъектов» на Кировском оптовом рынке. Поддержка — не безвозмездная — была оказана известному в Екатеринбурге бизнесмену Александру Горбунову, выходцу из силовой среды (он выпускник Уральской юракадемии) и сохранившему все нужные связи. По данным силовиков, своей «боёвки» он не имеет, но значится в учредителях ООО «Ратиборец». Поэтому, по другим данным, количество людей «от Горбунова», способных физически поддержать в нужный момент, достигает 300 человек.

Захват областной администрации. Луганск, народное ополчение, дубина, бита

Опыт 90-х годов проверили на юго-востоке Украины: твердый кулак и дубина дали политические дивидендыФото: Карина Ванеш

«Удачное сочетание для ведения внутренних разборок автономно от властей — иметь спортклуб с бойцами и свой ЧОП. Либо нанимать людей со стороны, усиливая легально работающих чоповцев. Это общепринятая практика для ведения деликатных дел, когда сил ЧОПа не хватает или нельзя рисковать его лицензией перед полицией», — отмечает собеседник из специфической бизнес-среды.

Еще один хорошо известный игрок на «силовом поле» — екатеринбургский бизнесмен Валерий Яковлев. Авторитетный человек, имеющий ряд активов (самый известный из которых — кафе «Тарас Бульба» на улице Белореченской). Заведение во многом любопытно тем, что является излюбленным местом сбора криминальных авторитетов из числа «Синих» — как местных, так и заезжих. Кроме того, среди активов господина Яковлева — ЧОП «Ягуар», который в любой момент может быть усилен немногочисленной «синей» «боевкой». Ее численность по разным прикидкам составляет порядка 250 человек: возможно больше — возможно меньше.

Опрошенные «URA.Ru» источники перечисляли как «авторитетных» людей с кличками Эдик Малай, Петлюра, Дурень, Ваня Фауст, Цветок, так и конкретные фамилии. Среди них есть некие Антон Шишкин и Юрий Кукушкин, где первый — выходец из «уралмашевских». В качестве работодателя для обладателей крепких кулаков упоминался также и Олег Наумов, более известный как Наум. Будучи владельцем пары ЧОПов, он, считается, мог бы представлять определенную силу, но из-за связей с другим представителем охранного бизнеса, Валерием Поваровым, вынужден пока не «светиться» в Екатеринбурге.

Так или иначе, но консолидированная армия — по самым приблизительным подсчетам — может составлять 1200 хорошо подготовленных человек. Как их использовать — решат хозяева.

«В данный момент сохраняется статус-кво. Имеется негласная договоренность: во избежание репрессий со стороны силовиков группировки не конфликтуют между собой и, более того, координируются на уровне „старой гвардии“, занятой куда более важными делами, чем уличные разборки. И пока это так, войны между группировками не будет. Не знаю, кого за это больше благодарить — силовиков или авторитетов, но это так», — говорит осведомленный собеседник из числа бывших сотрудников.

Исключением могут быть лишь отбившиеся от групп бойцы, решившие заняться «собственным» бизнесом за счёт имеющихся физических ресурсов. Они представляют куда большую опасность.

Еще более конкретную позицию занимает действующий высокопоставленный сотрудник. По его мнению, сейчас нет питательной среды для появления супервлиятельных группировок, поскольку полиция так или иначе, но контролирует ситуацию. «Грубо говоря, все они измельчали и занимаются разводками. Приходят к коммерсанту, обещают решить проблемы, обеспечить охрану и — выставляют ценник. После отказа платить — снижают стоимость услуг. Ну, а все потенциальные участники возможных междусобойчиков друг друга знают. Бывало так, что одна группировка выбивает другую с объекта, сознательно повышают „градус“ накала, набивая себе цену», — резюмирует собеседник.

Автор: Виктор Дорофеев,  URA.Ru

 

You may also like...