Как в Украине изменились тюремные негласные порядки: почему зэки колют вместо куполов тризубцы

В Украине за последние годы изменились тюремные негласные порядки, существующие между заключенными или касающиеся их уклада жизни. В одних случаях появились совершенно новые "нормы", в других — практика показала, что менять старые порядки опасно. Какими были неписаные правила поведения, или "понятия", 50 лет назад (см. ниже) и что с тех пор изменилось.

Влияние тюремного уклада жизни так велико, что с ним вынуждены считаться и сотрудники пенитенциарной системы, отмечает  газета «Сегодня». "Не понимая тонкостей субкультуры заключенных, можно нарваться на плохие последствия. Например, есть такое "правило", когда на личные дела заключенных наклеиваются стикеры, служащие пометками того, к какой касте относится тот или иной человек. Делается это для того, чтобы избежать ошибок. Например, если заключенный относится к касте "блатных", переведен в другую колонию и на его деле нет пометки, то его могут поместить не в тот отсек. Последствия могут оказаться трагическими", — рассказал "Сегодня" замглавы Минюста Денис Чернышов. 

Деньги. Сейчас заплатив, можно получить в камере что угодно — от телевизора до вентилятора

Деньги. Сейчас заплатив, можно получить в камере что угодно — от телевизора до вентилятора. Автор фото: Григорий Салай, "Сегодня"

ПЕРЕМЕНЫ. Глава Пенитенциарной службы Украины в 2014 году Сергей Старенький рассказал нам, что классические воровские порядки времен СССР в наших тюрьмах ушли в прошлое, причем давно. Перемены начались в 1990-х, когда тюрьмы и зоны стали массово заполняться мускулистыми, но не отличавшимися интеллектом бандитами, так называемыми быками. Их преступления были примитивными, но жестокими.

Главенствовала грубая сила: вломиться в дом скоробогатея-коммерсанта, связать хозяев и отобрать все ценное, применив жестокие, но несложные пытки (раскаленным утюгом, который есть в каждом доме). "Точно так же "быки" вели себя в тюрьмах, — говорит Старенький. — Подавили "блатных" физической силой: кто здоровее, тот и прав. Кровь в камерах тогда лилась рекой, но победила молодость. "Блатная" власть сильно пошатнулась, но устояла, старики начали договариваться с новым поколением".

ТЮРЕМНЫЕ ШТРАФЫ. Новый этап — конец 1990-х — начало 2000-х. Тогда сажали много бизнесменов, у которых на свободе уцелели крупные суммы. Деньгами эти люди покупали себе привилегии у "блатных" (хорошее место в камере, питание, защиту от притеснений). И почти сразу тюремные "понятия" подогнали под новоявленных спонсоров общака (нелегальной тюремной кассы) — мол, дал денег — уважаемый человек. За 5—7 лет в общаках появились миллионны долларов. Те, кто "сел" на большой бюджет, начали не только обогащаться (деньги — в банк, проценты — себе), но и приумножать суммы за счет зэков. Если ранее любое нарушение "понятий" наказывалось физически, то теперь можно было откупиться штрафом. Виновных не избивали, не "опускали" (насиловали), а разводили на деньги. Мол, ты "упорол косяк" (ошибся) — плати.

ОБЩАК. "Общаковая" наличка, зарытая в тайных местах, ушла в прошлое, сейчас деньги хранятся на счетах в банках, на карточках мобильных операторов и при необходимости обналичиваются. В камерах есть лишь небольшие суммы, которые не жалко потерять при обыске.

"Мой сын, увы, рецидивист, поэтому я хорошо знаю тюремные порядки. Постоянно вожу ему передачи, но все чаще деньги. Сейчас за деньги на зоне можно все — хорошее место, благосклонность начальства. В колонии, где он сидит, работает станция техобслуживания, а сын — бывший маляр, красит автомобили, причем почти бесплатно", — рассказала нам Наталья Х.

В Минюсте опровергают, что в тюрьмах массово нарушаются законы. "Мы проводим регулярные проверки пенитенциарных заведений, принимая соответствующие меры", — сказали нам в ведомстве.

new_image7_134

Почта. С помощью обычных веревок заключенные поддерживают связь

ТЮРЬМА В СССР: РУЛИЛИ "БЛАТНЫЕ", ПАХАЛИ "МУЖИКИ"

При СССР обитатели "жилья с небом в клеточку" жестко делились на две основные касты (на тюремном языке "масти"), назовем их "профессионалы" и "любители". К первым относились те, кто имел несколько судимостей и жил по принципам, о которых с иронией говорил персонаж советского фильма "Джентльмены удачи" Доцент: "Вышел, украл, выпил, в тюрьму… Романтика". Вторые оказывались в тюрьме волею случая. Отсидев срок, такие чаще всего возвращались к нормальной жизни и закон старались больше не нарушать.

Первые назывались "блатные", вторые — "мужики". "Блатные" (себя они именовали босяки, путевые, бродяги) — более высокая каста, зачастую им принадлежала реальная власть в тюрьмах или на зонах. Так было на так называемых "черных" зонах, где в отличие от "красных", контролируемых тюремщиками и активистами из "мужиков", администрация зоны незаконно позволяла бандитам поддерживать дисциплину в бараках.

"Блатным" не мог стать зэк, служивший в армии, работавший "халдеем" (в сфере сервиса) и сотрудничающий с администрацией — таких они презрительно называли "козлы" или "актив". "Блатные" в зоне не работали, хотя для зэков в СССР это являлось обязательным, либо занимали должность "придурка" (с не тяжелой работой) — банщика, библиотекаря, учетчика.

У "блатных" имелся "общак" — черная касса, в которую собирали деньги с сидельцев и потом выделяли на взятки или нуждающимся "грев" — еду, чай, сигареты, спиртное. Именно "блатной", а не администрация был третейским судьей в спорах между зэками — так называемые разборки "по понятиям". Но за несправедливо вынесенное решение с него могли спросить воры в законе — высшие чины в иерархии "блатных".

К распаду СССР в 1991 г. воров в законе было немного, около 500 человек на миллионы ээков. Вором в законе мог стать человек, имеющий судимость, авторитет в преступной среде и "коронованный" (принятый в члены воров в законе) на их собрании-"сходняке". Он не должен был работать, жениться, иметь деньги и имущество, кроме личных вещей, не сотрудничал с администрацией, зато обладал неограниченной властью на подконтрольных ему зонах.

Низшая ступень "блатных" — "шныри" или "шестерки", которые им прислуживали. "Мужики" ("серые") — самая многочисленная каста. Но так как они, в отличие от "блатных", разобщены и не столь агрессивны, то постоять за себя им сложно. "Мужики" работают, не претендуют на власть и не сотрудничают с начальством. На разборках "блатных" "мужики" права голоса не имеют, хотя "блатные" могут прислушаться к мнению уважаемых "мужиков", особенно тех, у кого есть деньги.

Самая малочисленная каста — "опущенные" или "петухи", куда мог навечно попасть любой нарушитель воровских законов. В нее попадали самые забитые зэки, которых насильно делали пассивными гомосексуалистами. Автоматически ими становились педофилы и геи. Опущенные жили в углу у туалета, ели за отдельным столом, выполняли самую черную работу: чистили отхожие места, убирали, работали истопниками.

Для большего унижения этим людям "блатные" дырявили посуду, ложки, и несчастный был вынужден питаться, затыкая дыру пальцем. Тот, кто даже случайно имел любой контакт (кроме гомосексуального) с опущенным или его вещами, его местом за столом, автоматически становился "зашкваренным", терял уважение. Нередко для развлечения "блатные" "опускали" новичков-"мужиков". Администрацию тюрем и зон эти вопросы не интересовали.

ТАТУ: ВМЕСТО ЗВЕЗД И КУПОЛОВ — ТРЕЗУБЦЫ

Не секрет, что одним из признаков пребывания человека в местах лишения свободы раньше служили татуировки. Для сведущих людей они способны многое рассказать об их обладателе, все равно как погоны у военного. И так же, как ношение чужих погон и незаслуженных наград, так и накалывание себе татуировок не по "масти" (тюремному статусу) жестко наказуемо "блатными".

new_image3_292

Любимые темы — женщины и риск

СССР. Среди множества тюремных сюжетов тату: кораблей, кинжалов, роз, женщин, икон и пр. специалисты выделяют несколько хрестоматийных татуировок, которые раньше встречались у каждого серьезного зэка. Первый — это перстни на пальцах рук, их может быть до десяти, по одному на каждом. Например, вытатуированный "камень" в виде белого андреевского креста на темном фоне означает, что его обладатель сидел за грабеж, трефовый туз — вор, ромб с вертикальной чертой — мужик, соблюдающий нейтралитет, круг с точкой в середине — круглый сирота.

new_image11_60

Кисти рук — визитка вора

Следующий сюжет — звезды на ключицах и эполеты на плечах. Это тату самых авторитетных уголовников: воров, "смотрящих", "отрицал" (то есть противопоставивших себя лагерному режиму и администрации). Просто так их наколоть нельзя, сперва надо отсидеть приличный срок в БУРах (бараках усиленного режима) и ШИЗО (штрафных изоляторах).

new_image8_107

Эполеты "носили" воры в законе

Самозванцев блатные жестоко наказывали. При этом незаконно набитое тату порой сдиралось вместе с кожей. То же касалось и других классических сюжетов, например, церковных куполов на спине, показывающих количество ходок на зону: каждый купол — одна ходка. И наконец, забавный зоосюжет — это кот, иногда сопровождаемый аббревиатурой КОТ (коренной обитатель тюрьмы). Кот — также символ карманных воров, удачи и осторожности.

new_image9_80

Кот — символ карманников

new_image2_344

МИР — Меня исправит расстрел

new_image5_194

СЭР — Свобода это рай

new_image4_240

Лев — для уважаемых людей

new_image10_73

Купола — количество ходок

УКРАИНА. Как утверждает Сергей Старенький, на татуировки, носящие блатной характер, сейчас спроса в тюрьмах почти нет. Одна из главных причин — ослабление "блатных" понятий, требовавших, чтобы каждый зэк носил метку, показывающую его "масть", то есть статус в тюремном мире. Другая — повышение культуры сидельцев, многие из которых не рискуют делать "наколку" в антисанитарных условиях тюремной камеры или барака, опасаясь подхватить заражение крови или инфекцию. Да и качество тату, сделанного тюремными мастерами, мало соответствует современным стандартам. К тому же, как рассказал нам бывший заключенный Юрий К., многим не хочется, выйдя на свободу, "светить" тюремное прошлое.

"Самые ходовые — это все же перстни на пальцах, но их символический смысл почти исчез: делают красивые узоры, и то в основном парни, попавшие на зону впервые, — говорит Юрий. — А звезд на плечах почти никто не колет. Как и надписей на ногах типа "они устали" или восьмиконечных звезд на коленях, говорящих о том, что их носитель никогда не станет на колени перед тюремщиками. Более популярны эполеты, но исчезли строгие правила их нанесения, любой рисунок теперь можно объяснить художественностью, а не тюремным смыслом".

Учитывая, что сейчас культура цивилизованного тату намного более распространена, чем тюремного, многие попадают за решетку уже татуированными, но, как правило, это не тюремные сюжеты, а рисунки, афоризмы, иероглифы. После событий Евромайдана сидельцы, умеющие делать наколки, чтобы не потерять квалификацию и заработок, предлагают сделать патриотический рисунок, например, трезубец, казацкую тематику, многие соглашаются.

"Сейчас, когда приходят по этапу осужденные, то обязательно спрашиваем, какие есть у них татуировки. Это обязательный вопрос, чтобы знать, что из себя представляет человек. Например, у тех, кто первый раз попадает в тюрьму, на теле в основном наколоты иероглифы. Объясняем это тем, что это все-таки молодежь, любит какой-то креатив. Матерые, у кого очередной срок, приходят с теми тату, которые делали в советские времена", — рассказали нам тюремщики.

ДЕТИ И ЖЕНЩИНЫ: ОБЛОМЫ И ЭМОЦИИ

Особые порядки, отличающиеся от негласных уставов большинства колоний, — в детских и женских.

"Труднее всего приходится с некоторыми из тех, кто только что приехал по этапу из СИЗО, — рассказал нам сотрудник одной из колоний для несовершеннолетних. — Кроме того, что этот человек совершил преступление на свободе, его еще изрядно испортило и нахождение в изоляторе.

Приведу пример: приехал юноша с явно завышенной самооценкой, считает, что он будет здесь лидером. Как и все остальные новички, он направляется на двухнедельный "карантин". За эти 14 дней он проходит адаптацию — его знакомят с правилами колонии, с парнем работают психологи. После этого направляют в отряд. Обычно в отрядах от 7 до 10 человек. Так вот, придя в отряд, один из вновь прибывших попытался, так сказать, захватить власть. Но сами же воспитанники задают такой вопрос: "Ты крутой, хочешь быть главным здесь? Но почему именно ты? У нас другие порядки, и тебе с нами отбывать срок, так что взвесь все…" Другими словами, делают все, чтобы он не нашел поддержки ни у кого.

Для нас все воспитанники равны, даже если в его характере ярко выражены лидерские качества или статья, по которой он осужден, тяжелее, чем у остальных. Но есть Совет актива воспитанников. Это юноши, которые себя позитивно зарекомендовали. Им ставятся задачи по поддержанию порядка внутри отряда, они сглаживают конфликты, контролируют работы по уборке территории. Они не лидеры, лидер в колонии один — это начальник учреждения. Кроме того, за каждым сотрудником закреплены по одному-два воспитанника".

О негласных порядках в женских колониях в одном из своих интервью нам рассказывала украинская великанша, ныне покойная Любовь Шило. Напомним, при росте 2 м
13 см она официально считалась самой высокой украинкой, около двух лет отсидела в Качановской колонии за нападение на медсестру. Шило нам рассказывала, что в женской колонии преобладали эмоции: если поведение заключенной возмущало, то ей давали обидное прозвище, с ней мало кто общался, и делалось все, чтобы ей было некомфортно в тюрьме.

new_image_362

С неугодными дамами не общаются

ТЮРЕМНАЯ "ФЕНЯ" ПОШЛА В НАРОД

По словам сотрудников пенитенциарных органов, классический сленг блатных, так называемая феня, в украинских тюрьмах остался, однако употребляется все реже, так как уходит старое поколение "урок" (воров со стажем), а у молодых преступников сейчас свой язык. Но отдельные слова, которые многие люди, никогда не имевшие конфликтов с правоохранителями, сейчас, не задумываясь, употребляют в повседневной жизни, происходят из воровского жаргона.

Например, "бабки, лавэ" (деньги), "бычок" (окурок), "канитель" (тягомотина) и даже "лох" (простофиля, неудачник). Предлагаем небольшую подборку вроде бы обычных слов, но это тюремные выражения, ушедшие в народ. Филолог Алексей Кульчицкий говорит: люди не сидевшие используют эти слова из-за их образности, "смачности" и краткости. Так, "амба" означает конец, "атас", "шухер" — опасность, "беспредел" — немотивированная жестокость, "нычка" — укромное место, "ништяк" — замечательно, "барыга" — торговец краденым, правда, сейчас так чаще называют непорядочных и жадных бизнесменов.

А вот понятие "мент" (милиционер) уходит после переименования милиции в полицию. Словечко "жмурик" — покойник — тоже происхождением из зоны, как и "лабух" — музыкант, от "лабать" — играть на гитаре. Понятие "ксива" — удостоверение, паспорт употребляется даже в СМИ, как и "малява" — записка, письмо, "понт" — желание пустить пыль в глаза, "взять на понт" — обмануть, "наезд" — грубое предъявление необоснованных претензий с применением силы, "фуфло" — ерунда, неправда. Даже слова "мурло" — неприятный человек, "сявка" — ничтожество, "шкет, шибздик" — недоросток, "фарт" — удача, "шмон" — обыск, "шаромыга" — любитель дармовщины — тоже родились в местах не столь отдаленных.

А если к существительным добавить в лексикон глаголов, например, "забуреть" — вести себя заносчиво, "лезть на рога" — провоцировать скандал, "нарисоваться" — появиться, "раздерибанить" — поделить, "расколоть" — заставить признаться, "рвать когти" — убегать, "филонить" — бездельничать, то вполне можно сойти за "фраера". Сейчас так называют людей, близких к криминальному миру, хотя 30—50 лет назад у этого слова было противоположное значение.

Авторы: Игорь Серов, Александр Панченко, «Сегодня».

You may also like...