Оккупированные территории в новых схемах с крадеными автомобилями
С началом необъявленной войны на Востоке на рынке нелегальных автомобилей появился новый игрок – транспортные средства с неподконтрольных территорий. Стоят они значительно меньше, однако каким образом владельцы получили эти машины – можно только догадываться.
О том, по каким схемам происходит переоформление сомнительных машин и какие риски стоят за таким приобретением – выясняли журналисты ESPRESO.TV.
Председатель гражданской инициативы «Права справа» Дмитрий Снегирев считает, что большинство машин, которые фигурируют в дешевых объявлениях о продаже – это «отжатые» и угнаные автомобили.
"2014-2015 годы, именно в этот период зафиксировано наибольшее количество “отжимов” личного транспорта как индивидуального, так и коллективного. Речь шла и о престижных иномарках, стоимостью от 30 тысяч условных единиц, и соответственно, большие грузовых машинах", – говорит он.
Так на рынке подержанных авто появился целый ряд дешевых, но сомнительных машин. Элитное авто стоимостью от 40 и выше тысяч долларов вам предложат по цене чуть ли не в десять раз дешевле, но есть один нюанс.
"Вас сразу предупреждают, что вы можете передвигаться исключительно в пределах непризнанных республик, так как на территории Украины, контролируемой ВСУ, эти авто находятся в розыске. Их владельцы или физически уничтожены, или эта техника находится в базе розыска как конфискованная", – уточняет Дмитрий Снегирев.
Так называемые авто для внутреннего передвижения на сайтах объявлений можно встретить с характерными номерами "ЛНР" и "ДНР". Все продавцы сразу уверяют: автомобиль беспроблемный и на постоянной регистрации. Для связи обычно используют популярные интернет-месседжеры. Мы пообщались с десятками продавцов, большинство из которых уверяли, что проблем с оформлением нет, автомобиль полностью "чистый". Некоторые предлагали авто в обмен, а кто-то даже был не против вывезти автомобиль из зоны АТО.
Прежде всего, мы решили выяснить, возможно ли доставить такие машины на подконтрольную территорию.
Юристы объясняют: вывезти такую машину просто невозможно.
Денис Писаный, юрист: "Ни в Украине, ни в России указанные номера не признаются. Если указанная машина будет проходить блокпост, ее обязательно, скорее всего, поставят на штрафплощадку".
"Если говорить о террористических псевдореспубликах, не признанных ни Украиной, ни международным сообществом, то фактически такой номерной знак недействителен, а машина считается такой, что просто ездит без номеров. К тому же владелец автомобиля при пересечении линии разграничения должен иметь документ о регистрации транспортного средства установленного образца. Если же каким-то образом удалось вывезти такую машину на подконтрольную территорию – долго она все равно не проездит", – отмечает эксперт организации «LEAD OFFICE» Тарас Гук.
"Если есть какие-то там псевдореспублики, которые подконтрольны там или России, или другим странам, которые не признаны Украиной, и тут каким-то образом ездят на автомобилях с такими номерными знаками и документами, выданными такими государствами псевдо или квази, то такие автомобили будут точно задержаны, а такие случаи уже были в Украине, в том числе и в Киеве", – напоминает Тарас Гук.
Анализируя объявления, мы видим, что большинство автомобильных номеров с оккупированных территорий – это простая замена иностранных знаков. Машины из-за рубежа с минимальными затратами с удовольствием перерегистрируют на новых владельцев из необъявленных республик.
Однако выехать за пределы оккупированных районов Донецкой и Луганской областей на таком транспортном средстве, а тем более решить его правовую судьбу – вряд ли удастся. Это подтверждают и владельцы автомобилей.
Но каким образом такие машины попадают на неподконтрольные территории? Машины из Европы имеют едва ли не единственный путь – через Украину. Однако закон пока лоялен к так называемым «евробляхам», а четкого правового урегулирования или хотя бы определения границы между Украиной и ОРДЛО нет,- говорит народный депутат, член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, Татьяна Острикова из фракции «Объединение «Самопомич».
"У нас на сегодняшний день, на четвертом году войны, нет закона, который бы устанавливал режим таможенной границы между контролируемой территорией Украины и Донецкой и Луганской областями. Движение товаров туда не считается контрабандой. Так же, как и движение товаров оттуда не считается пересечением таможенной границы", – утверждает Острикова.
Однако, причины получения номеров ЛНР и ДНР не ограничиваются так называемой "растаможкой". Один из продавцов согласился вывезти сомнительную машину за территорию проведения АТО за дополнительную плату.
Дело в том, что линию разграничения на транспортном средстве может пересечь только его владелец. К тому же, если автомобиль был снят с регистрации в Украине, истек 10-дневный срок, который позволяет эксплуатировать его на так называемых красных номерах, и нигде в пределах нашей страны он не поставлен на учет, дальнейшие проблемы неизбежны, – уверяют эксперты.
Тарас Гук, эксперт общественной организации «LEAD OFFICE»: "Для Украины он считается либо уничтоженным автомобилем, либо потерянным, и дальше какие там были операции — изменился ли код, или его перебили, или угнали, или любые другие были с ним действия непонятные. Мы, как Украина, этого не знаем, соответственно потом после того, как он будет зарегистрирован где-то в условной ЛДНР, зарегистрировать его в Украине, мне кажется, будет очень трудно с такими документами".
Дмитрий Снегирев считает, что такими номерами прикрывают именно проблемные авто, довольно часто из Украины на территорию непризнанных республик перегоняют машины, которые находятся то ли под банковским арестом, то ли в системе розыска.
Оккупированные районы Донецкой и Луганской областей фактически являются “черной дырой”, где можно спрятать автомобиль, разобрать его или перегнать в Российскую Федерацию. А принуждения к изменению номеров на этих территориях нет.
Дмитрий Снегирев, председатель ГИ “Права справа": "Это был один из элементов заработка денег, причем деньги шли не в кассу так называемых самопровозглашенных республик, а непосредственно в карманы самоназначенных или самопровозглашенных руководителей местных МРЭО. Но эта услуга не приобрела такой популярности, потому что те же самые жители оккупированных территорий прекрасно понимают, что на таких номерах они не могут въехать на территорию Украины".
Однако и украинская регистрация не спасает от проблем. Самой распространенной схемой незаконной торговли крадеными или "отжатыми" автомобилями является создание так называемых двойных машин или "двойников".
Жители оккупированных территорий Луганской и Донецкой областей и республики Крым, пользуясь моментом и определенными юридическими коллизиями, подают заявление о якобы утере документов, или отжиме самой техники, и получают дубликат документов и номерного знака уже на контролируемой территории. Соответственно, под этот дубликат уже на заказ или угоняется автомобиль, или “отжимается” и перегоняется на территорию Украины с целью то ли разбора, то ли дальнейшей его эксплуатации и продажи.
Дмитрий Снегирев, председатель ГИ “Права справа”: "Есть продавцы, которые сразу предупреждают: вот машина премиум-класса, она стоит 60 тыс, мы вам продаем за 10, но предупреждаем вас, что это двойные номера, то есть так называемая двойная машина.
И где-то можно встретить точную копию элитной машины. Однако бывают случаи, когда на машины класса "Люкс" вешали номера-двойники от Део и даже простеньких Жигулей. Ранее за такой схемой в оккупированном Донецке стояла преступная группировка, известная как батальон “Пятнашка” – этнические выходцы с Северного Кавказа, республик Абхазии, Чечни и Дагестана. Именно эти вооруженные боевики контролировали момент “отжима” с целью перегона авто в РФ для продажи.
Впоследствии лакомый кусок бизнеса прибрал к рукам местный криминалитет, но тема не потеряла своей актуальности и ныне. Кроме двойных номеров в ловушку можно попасть и с генеральной доверенностью. Ведь сейчас сделка купли-продажи оформляется у нотариуса или в специализированном центре МВД, в последнем проводится экспертное исследование, которое предупреждает все риски: есть ли там двойник, находится ли машина в розыске, оформлена ли на указанное лицо, поэтому недобросовестные продавцы пытаются продать авто по доверенности.
Денис Писаный, юрист: "Доверенность можно всегда отозвать, они застрахованы от мошенничества, что вы ездите год, а потом у вас срок заканчиваются, и владелец будет требовать возврата указанного автомобиля. Вы берете на себя все риски, связанные с указанной машиной".
К тому же, доступа к реестрам самопровозглашенных республик у Украины нет, и неизвестно, жив ли вообще владелец автомобиля и не заберут ли его наследники просто в одно мгновение машину. Зато эксперты акцентируют внимание на еще одной важной проблеме: украинские реестры довольно долго были открыты на неподконтрольных территориях, и туда могли внести любые данные.
Дмитрий Снегирев, председатель ГИ “Права справа”: "Я бы не рекомендовал жителям контролируемых ВСУ территорий Украины иметь дело с автомобилями с регистрацией луганских и донецких номеров, потому что очень велик риск нарваться на определенные неприятности, на печальную историю этих машин, и нет гарантии того, что авто не "отжато" или не находится в базе угона".
Сейчас решить проблему «черного рынка» автомобилей с неподконтрольных территорий невозможно.
Автор: ТАТЬЯНА ШУСТРОВА; ESPRESO.TV
Tweet