Постсоветский бандитизм: конец банды Викулова

Дело было в Темрюке осенью 1999 года. Проживал там некий гражданин Викулов — человек примечательный, пожалуй, лишь тем, что возглавлял Темрюкскую федерацию бокса. Но были у «Викула» (под такой кличкой его знали в городе) и другие интересы. Он контролировал ряд торговых предприятий. Но нашлись строптивые предприниматели, которые не посчитались с интересами «Викула». Он обид не прощал… И для того, чтобы отомстить, создал банду. В нее вошли друг Викула Прохорской и еще двое знакомых — Скороход и Куплеватский.

Арсенал у банды был немалый: два обреза охотничьих ружей, патроны к ним, пистолет ТТ, пистолет ПМ, не менее 10 гранат Ф-1 со взрывателями (для справки: разлет осколков гранаты Ф-1 около 200 метров), две двухсотграммовые тротиловые шашки, три электродетонатора. И началось…

Сам «Викул» непосредственного участия в нападениях не принимал. Его задача — разработка и планирование преступлений. Первым, по расчету главаря, необходимо было убить предпринимателя Мирзабекяна, давнего недруга «Викула».

…Летней ночью 2000 года предприниматель, ничего не подозревая, подъехал к кафе «Бриз». В кустах его уже поджидали. По команде Прохорского «младшие сотрудники» Скороход и Куплеватский, вооруженные обрезами, бросились к машине. Скороход подбежал к водительской двери и через стекло дуплетом выстрелил в Мирзабекяна. Куплеватский выстрелил в заднее стекло машины так, чтобы заряд не попал в человека. Но это уже ничего не меняло: все равно Куплеватский оказался «замазан в мокром деле». Мирзабекян умер на месте.

Следующим в списке «Викула» был предприниматель А. Матевосян («Або»). Зимним вечером 2001 года Прохорской, вооруженный пистолетом ТТ, и Куплеватский с обрезом пришли к подъезду дома, где жил Матевосян. Через несколько минут предприниматель вышел из дома и сел в автомобиль. Куплеватский подбежал к правой передней двери автомобиля и выстрелил в «Або». Смерть наступила на месте. Позже, на допросе, Куплеватский скажет, что в последний момент он отказался стрелять, и Прохорской, выхватив у него обрез, сам привел приговор главаря в исполнение.

Продолжая осуществление своего преступного умысла, «Викул» решил, что пришла пора «разобраться» с братом ранее убитого «Або», Р. Матевосяном.

Был конец лета 2002 года. Около полуночи Матевосян вышел на улицу из кафе «Отдых», которое он арендовал. Сел на скамейку, что была рядом. Через некоторое время к нему присоединился знакомый. Сидели, разговаривали, пока не появился Прохорской. Он шел по темной дорожке в сторону скамейки, в руке держал заряженный пистолет Макарова. Оставшийся в живых свидетель скажет потом, что он видел Прохорского, идущего в их сторону. Никакого беспокойства это у него не вызвало, потому что Прохорской был ему знаком.

Присутствие свидетеля не остановило преступника. Он быстрым шагом подошел к Матевосяну, который даже не успел посмотреть на убийцу, и два раза выстрелил в голову. Из обвинительного заключения: «Данные телесные повреждения повлекли за собой смерть Матевосяна Р.С. на месте».

В 2003 году у Викулова возник конфликт с директором ОАО «За Родину» И.П. Пузиковым. Руководитель мешал уголовному авторитету незаконно извлекать доходы от хозяйственной деятельности предприятия. «Викул» разрешил спор привычным способом.

На этот раз волю главаря банды должен был исполнить знакомый ему житель города Тольятти Медведев. С ним в Темрюк приехали его друзья Рыбакин и Пащенко. Октябрьским днем 2003 года бандиты пошли на дело. Медведев остался в автомобиле для наблюдения за обстановкой и обеспечения быстрого отхода исполнителей. Рыбакин и Пащенко вошли в приемную ОАО «За Родину». Пащенко кинулся к двери и, растолкав посетителей, распахнул ее. Рыбакин ворвался в кабинет директора хозяйства, где в кресле за рабочим столом сидел Пузиков, и выстрелил из пистолета калибра 7,62. Стрелял в голову, но пулю враги извлекли «из левой лопаточной области». «Надо бы еще разок шмальнуть!» — подумал Рыбакин, но пистолет дал осечку.

Убийцы, будучи уверены, что Пузикову причинено смертельное ранение, поспешили скрыться с места происшествия. Однако в тот же день они были задержаны в Славянске-на-Кубани. Директор хозяйства Пузиков выжил, ему была оказана своевременная и квалифицированная медицинская помощь.

На счету банды «Викула» оказалось три убийства и одно покушение на убийство. Но следствие долго не могло выйти на главаря. Свидетели преступлений боялись давать показания. И все-таки в конце мая 2004 года Викулова задержали, вслед за ним арестовали и остальных членов преступной группировки. А потом был суд, суд присяжных. Председательствовала в судебном процессе судья Краснодарского краевого суда Нина Владимировна Стус.

Один из участников преступлений, Куплеватский, после задержания раскаялся и начал давать признательные показания, которыми разоблачал всю деятельность банды Викулова. Вероятно, это и стало причиной его внезапной смерти. Следствие вновь столкнулось с определенными проблемами.

Присяжные посчитали недоказанным, что осенью 1999 года в Темрюке была создана устойчивая вооруженная группировка для нападения на граждан. Кроме того, присяжные не посчитали убедительными доказательства о том, что именно Викулов давал указания убить Э.Ш. Мирзабекяна и А.С. Матевосяна. В общем, недоказанными остались те факты, которые подтверждались показаниями погибшего Куплеватского. Просто потому, что их никто не сможет подтвердить. В остальном же присяжные свой гражданский долг выполнили и вынесли обвинительный вердикт.

20 июня 2005 года суд вынес свой приговор: Викулов получил 10 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, Прохорской — 10 лет в колонии строгого режима, Скороход — 14 лет в колонии строгого режима. Гости из Тольятти тоже получили по заслугам: Медведев осужден на 10 лет в колонии строгого режима, Пащенко — на 7 лет 6 месяцев в колонии строгого режима. Рыбакин получил такое же наказание, но у него оказалась неотбытая (3 года) часть наказания при условно-досрочном освобождении. Ее, как и полагается, прибавили к новому сроку.

Кстати, директор Пузиков после покушения прожил недолго. Но его смерть не связана с полученными ранениями — он скончался от отравления. Органами прокуратуры возбуждено уголовное дело по данному факту. Скорее всего, для выяснения обстоятельств этого преступления из колонии будут этапировать главного подозреваемого — человека по прозвищу «Викул».

Андрей Осташевский

По материалам газеты «Вольная Кубань»

You may also like...