Украина: банки будут «потрошить»!
Самому молодому грабителю банка всего тринадцать лет, самому старому – девяносто один. В США нападают на банки каждый час, в Европе – каждые полтора. Но украинских банкиров такая статистика не очень волнует: в большинстве отделений нет не только охранников, но и обычных видеокамер. Участившиеся дерзкие нападения заставят их серьезнее относиться к вопросам банковской безопасности? В 2005 году в бразильском городе Форталеза недалеко от представительства Центробанка открылся неприметный офис фирмы по озеленению и производству искусственного дерна. Правда, никто ни разу не видел, чтобы туда привозили какую-то растительность. Зато оттуда постоянно вывозили машины, груженые землей. Результатом всего трех месяцев работы этой «конторы» стал восьмидесятиметровый тоннель, который вел к хранилищу банка. В итоге из финучреждения было похищено $67 млн. Видеокамеры и датчики движения внутри хранилища воров не остановили. Не помешали самому крупному ограблению банка в мире и его двухметровые железобетонные стены, обшитые изнутри металлическими листами.
Стремительный рост банковских отделений сопровождается увеличением количества их ограблений. Однако если в мире привыкли грабить банки «по-крупному», то украинские любители легких денег пока только осваивают это мастерство: максимальная сумма, украденная за последнее время, составила $480 тыс. Учитывая суммы, с которыми работают небольшие отделения, банкиры предпочитают экономить на охране: разовое ограбление им все равно обойдется дешевле. То, что риску подвергаются жизни работников и клиентов банка – не в счет?
Сезон охоты
Если еще три года назад в Украине количество подобных ограблений составляло всего восемь-десять случаев в год, то за последние девять месяцев их было уже пятьдесят шесть. По словам начальника Департамента Государственной службы охраны генерал-майора милиции Сергея Сидоренко, еще в 2005 году международные эксперты прогнозировали увеличение количества нападений на банки во всем мире. И в первую очередь это касается развивающихся стран, стремящихся попасть в еврозону. Кроме того, если частота профессиональных ограблений кредитных учреждений (со взломом сейфов, сигнализации и т. д.) со временем будет уменьшаться, то неуклонно будет расти количество аматорских нападений – с использованием примитивных подручных средств (ножей, ломов и др.). Преступников-любителей удовлетворяет меньшая сумма добычи, при этом они представляют большую опасность для людей и несут им реальную угрозу.
«Активизировавшийся в последнее время криминал показал, что в охранной системе банков появилась брешь», – отмечает заместитель председателя правления АБ «Старокиевский банк» Юрий Кучеров. Благоприятной почвой для этого стало то, что государство обязывает применять конкретные меры защиты только крупные филиалы банков – например, там, где есть хранилища. Для небольших отделений, где объем денежных средств не превышает установленного НБУ минимального лимита (разглашение его размера в связи с последними событиями запрещено. – Ред.), руководство банка вправе самостоятельно определять необходимые меры безопасности. Это привело к тому, что большинство отделений ограничились несколькими кнопками «тревожного» вызова. Ни системы видеонаблюдения, ни охранника. При этом, по словам Сергея Сидоренко, места хранения денег, в частности там, где сидят кассиры, остаются неукрепленными. Забрать деньги у человека, который ничем не защищен, совершенно несложно. А учитывая то, что время прибытия наряда милиции сегодня превышает три минуты, эффективность защиты финучреждения с помощью одних лишь кнопок весьма сомнительна.
Но техническая неукрепленность банков – это еще полбеды. Последние события свидетельствуют, что грабежам часто сопутствует обычная неосторожность самих работников, а также неразборчивость финансовых учреждений при наборе кадров. Например, ограбление отделения Райффайзен Банка Аваль выглядело следующим образом. Утром инкассаторы привезли сюда два ящика с валютой. Кассир приняла их, но в сейф деньги не положила. В обед она ненадолго отлучилась, а когда вернулась – не нашла коробки с $480 тыс. Есть и другие примеры. В одном из отделений Импромбанка дежуривший там работник частного охранного агентства вынес почти два миллиона гривен. Позже оказалось, что при найме на работу он предоставил фальшивые документы.
О том, что «пробелов» в защите финучреждений сегодня существует много, говорят и цифры. Так, по последним данным МВД Украины, 74,5% отечественных банков не имеют элементарных условий для обеспечения безопасности. При этом оказалось, что грабежи являются далеко не самой опасной угрозой безопасности финансово-кредитных учреждений. «В результате нападений на разные банки в Киеве преступники унесли в общей сложности несколько сот тысяч долларов. По сравнению с тем, сколько банки ежегодно теряют на невозврате кредитов, это мизер. Так что для многих финансово-кредитных учреждений проблемой номер один сейчас остается экономическая безопасность», – делится своими наблюдениями начальник службы безопасности ОАО «Торгово-финансовый банк «Контракт» Леонид Бондарь. Тем не менее, после того как при недавних нападениях погибли люди, многие банки были вынуждены пересмотреть свою политику безопасности. Тех же, кого последние события оставили равнодушными (по данным МВД, есть и такие – даже некоторые руководители ограбленных отделений продолжают игнорировать вопросы охраны), в скором времени это вынудит сделать закон.
ГСО vs …?
Самый простой способ защиты банковского отделения – поставить охранника. Тем не менее в ходе недавней проверки госорганами выяснилось, что треть (32%) банков не прибегают к физической охране вообще. Причина – для небольшого отделения это экономически невыгодно. Поэтому банки предпочитают потратиться раз, например, на установку системы видеонаблюдения ($2 тыс.), чем оплачивать услуги постоянного охранника (минимум $3 тыс. в год). «Да и затраты, понесенные на него еще не гарантируют того, что охранник сможет защитить отделение от вооруженного нападения и задержать грабителя до прибытия милиции. Скорее, наличие такой позиции в отделении – это сдерживающий от нападения фактор», – говорит Леонид Бондарь.
Ситуация усугубляется еще и тем, что иметь при себе оружие разрешается лишь бойцам Государственной службы охраны (ГСО), а ведомственному или частному охраннику при нападении вооруженного преступника защищаться просто нечем. Многие банки сетуют на то, что таким образом ГСО стала своеобразным монополистом в этой сфере, а ее тарифы необоснованно завышены. Поэтому многие банкиры сегодня решение всех своих проблем видят в выдаче разрешения применять оружие более широкому кругу охранных структур. «Для того чтобы грабежей стало меньше, необходимо принять закон об оружии, – делится мыслями заместитель председателя правления АКБ «Правэкс-Банк» Дмитрий Ценькуш. По его словам, это позволит создавать специальные отделы вооруженной охраны, что, в свою очередь, обострит конкуренцию на рынке охранных услуг, оптимизирует их стоимость, а главное – обезопасит сотрудников и клиентов банков от рисков нападения.
Ничего плохого в появлении такого документа не видят и в ГСО. С одной лишь оговоркой: перед этим необходимо принять еще один нормативный акт. «Нашей стране нужен закон об охранной деятельности, который бы четко определил требования к квалификации охранников банков, их обучению и т. д. Потому что сегодня среди таких работников несиловых структур половина – случайные люди, без специальной подготовки, – говорит Сергей Сидоренко. – Представьте, что будет, если сегодня раздать оружие всем желающим. Это может только усугубить ситуацию». Согласен с ним и директор департамента безопасности и правовой защиты ОАО «Эрсте Банк» Александр Ярецкий: «Не думаю, что это может решить проблему. Напротив, присутствие в отделении вооруженного человека может стать дополнительной причиной для нападения с целью завладеть оружием. Поэтому мы, например, делаем основной акцент на оснащении отделений техническими системами безопасности, на которые приходится до 15% от общей сметы».
Техника поможет
Типичный пример технических мер защиты – видеонаблюдение. «Видеокамера помогает зафиксировать все события, происходящие в банке. Но эта система будет неэффективна в том случае, если преступники каким-то образом маскируются – используют очки, бейсболки и пр.», – говорит генеральный директор ООО «Центр безпеки БІНОМ» Павел Мащенко. Тем не менее, по его мнению, камера – это отличный способ заставить преступника лишний раз задуматься о целесообразности нападения. Тут срабатывает психологический фактор, когда человек понимает, что все его действия будут записаны. По словам Александра Ярецкого, дополнительный эффект от системы видеонаблюдения можно получить, создав специальный архив записей. К примеру, в Эрсте Банке их хранят до одного года. Таким образом, можно вернуться к событиям месячной давности и даже получить готовые фото преступника.
Все без исключения банковские отделения оборудуются сигнализацией – это требование НБУ. В дневное время она активируется после нажатия специальной кнопки работником банка, в ночное – с помощью датчиков движения и др. Но последние ограбления показали, что своими действиями преступники просто не дают возможность банковским сотрудникам воспользоваться «тревожной» кнопкой. Решение этой проблемы лежит в двух плоскостях. Сейчас активно ведутся разработки, позволяющие использовать для подачи сигнала не типичную кнопку, а обыденные предметы, при применении которых ни у кого не возникает подозрения, что был осуществлен вызов (оператор может подать сигнал, просто сняв колпачок с ручки). Второй вариант – это укрепление места расположения человека, ответственного за вызов. К примеру, в одном из отделений столичного банка сотрудник, у которого находится «тревожная» кнопка, находится в отдельной комнате с пуленепробиваемым стеклом.
Сфера технической безопасности банка включает в себя и определенные нормы укрепления помещений. По словам Сергея Сидоренко, этот вопрос пока вызывает особое беспокойство МВД. Ведь сейчас под банковские отделения используются самые разнообразные помещения, в том числе и те, которые для этого не приспособлены. «Банки сейчас не открывают отделения разве что на месте троллейбусных остановок, да и это – вопрос времени. А проникнуть в помещение, где нет решеток на окнах, не укреплены стены, нет блокировки дверей, может даже человек без специальной подготовки», – делится наблюдениями генерал-майор милиции.
«Безусловно, важна правильная планировка помещений, зоны работы с клиентами, расположение и оснащение кассового узла. Кассовые кабины должны быть оборудованы непробиваемыми стеклами и иметь бронированную нижнюю часть», – соглашается с ним Александр Ярецкий. Но все это стоит денег. По словам Павла Мащенко, техническое оборудование одного небольшого банковского отделения площадью 50 кв. м может стоить от полутора (при минимальном наборе) до восьми тысяч долларов. Поэтому небольшие филиалы банков часто обходятся без полноценной технической защиты, понимая, что потерять единоразово несколько тысяч долларов все равно дешевле, чем нести постоянные издержки на безопасность.
Изменить ситуацию может только вмешательство государства, которое может обязать даже небольшие банковские отделения соблюдать правила безопасности – укреплять кассовые узлы, устанавливать систему видеонаблюдения и т. д. По словам представителей МВД, в настоящее время завершается разработка нормативного акта с перечнем таких мер. Он будет распространяться на банки, в кассах которых сумма превышает 50 тыс. грн. (под этот критерий подпадают даже небольшие филиалы банков).
To be or not to be
«Золотая середина» в вопросах защиты банка – это не только разумная достаточность в затратах, но и рациональное сочетание его открытости для многочисленных клиентов и в то же время его защищенности», – говорит Леонид Бондарь. При этом он отмечает, что на практике существует два диаметрально противоположных подхода. Первый – в каждом входящем в банк видеть потенциального грабителя, держать металлическую дверь закрытой, общаться с клиентом при помощи переговорного устройства, через глазок в двери, ограничивать количество посетителей, находящихся в операционном зале. Но вряд ли такой банк сможет рассчитывать на лояльных клиентов.
Второй подход – когда банк и его отделения открыты для всех. Каждого человека встречает менеджер (он же – сотрудник подразделения охраны), одной из функций которого, помимо оказания элементарных консультаций, является оценка возможных рисков в лице вошедшего в банк. Анализируется поведение человека, его эмоциональное состояние, внешний вид, что может быть спрятано под одеждой, наличие подозрительных предметов в руках и т. д. Создаются условия, не усложняющие доступ клиента к услугам банка, при этом опасность нападения сведена к минимуму. Но пока говорить о массовом применении такого подхода в филиалах украинских банков преждевременно. Для начала их необходимо защитить хотя бы с помощью элементарных мер безопасности. Остальное – дело времени.
Татьяна Роик, Инвестгазета
Tweet