Лучший киллер и беспредельщик ОПГ «Башмаки» воровал… у своих

Бандитский «беспредел» 90-х годов вошел в историю полуострова как межклановая война сначала нескольких, а потом двух сильных преступных группировок — «Сейлем» и «Башмаки». Но при этом история умалчивает факты некоторых небезынтересных внутрисемейных «разборок», которые, если бы не милицейская зачистка, в итоге могли привести к развалу ОПГ. Ведь яблоко, как известно, начинает гнить с сердцевины… Автор: ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА, Первая Крымская

Красавчик Эдуард

В преступном мире Эдуард Векшин был значительной фигурой. Братва запомнила его как достаточно грамотного и подкованного в политике, к тому же еще неотразимого красавца с интеллигентной внешностью. Такие мозговитые индивидуумы в любой ОПГ были на вес золота. Как Эдик попал к «башмакам», теперь уже мало кто знает, известно лишь то, что был он коренным жителем Алушты и именно отсюда начинал свою преступную карьеру.

В 80-х годах Эдуард занимался коммерцией: держал свой бар и «крышевал» другие. Потом, в начале 90-х, когда в Крыму образовались две крупные ОПГ — «Сейлем» и «Башмаки», Векшин примкнул к последним. Лидер этой группировки Виктор Башмаков приметил толкового алуштинского парня, зачислил в ряды своих бойцов и поставил сначала алуштинским, а потом и ялтинском «бригадиром». На этой должности Векшин «проработал» с 1991 по 1993 год. В это время он занимался и тем, что «крышевал» некую Людмилу Х-леву — директора ресторана, который находился на территории Ливадийского дворца. Кстати, это было излюбленное место отдыха «башмаков». Через Х-леву члены ОПГ… снимали номера в Ливадийском дворце. Известен случай, когда Векшин защищал Людмилу от наездов «сейлемовца» Сергея Потапова.

Эдик умел давить своим авторитетом. Это у него получалось неплохо, даже несмотря на смазливую внешность, привычку часами стоять у зеркала и одеваться по последнему слову моды. Просто было в Векшине то, что способно переубеждать массы. К примеру, он мог часами красиво и складно рассуждать о том, что «Башмаки» — это вовсе не банда, а политизированная и чуть ли не государственная ячейка. Дескать, 4 тысячи штыков — это не стадо братков, а народ, общественное мнение, в конце концов, сила… Так что не зря Эдика Векшина «башмаки» прочили в свое время в депутаты горсовета Симферополя и даже отправляли в Питер для важных переговоров с тамошними криминальными авторитетами. Последствия этих переговоров, которые состоялись в начале 90-х, аукнулись аж в 2003 году, когда 8 августа в Ялте был убит известный питерский адвокат и бизнесмен Руслан Коляк.

Это убийство до сих пор не раскрыто, однако у правоохранителей есть версия о причастности к нему ОПГ «Башмаки». Тогда ходили слухи, что Коляк собирается переехать в Крым и начать здесь бизнес. Но по причине скандального характера не нашел общий язык с местными воротилами. Ими оказались Данильченко, Ереняк, Кожухарь и прочие члены ОПГ «Башмаки», которые сейчас объявлены в розыск.

Кстати, когда еще в начале 90-х Эдуард Векшин по указанию «старших» ездил в Петербург на переговоры с «тамбовскими» (питерская ОПГ), вышел небольшой конфуз. Из-за холеной внешности Векшина питерские не признали и, затолкав его в машину и завязав глаза, увезли в неизвестном направлении. Там попытали немного, а потом, созвонившись с крымскими, принесли Эдику извинения и посоветовали не проводить столько времени у зеркала.

Это Векшина сильно обидело, потому что он по праву считался одним из лучших киллеров и беспредельщиков ОПГ «Башмаки». Правда, руки в крови марать не любил. Эдуарду больше нравилось заниматься политическими интригами и заказами. Помнится, в свое время Эдуард вместе с одним политическим лидером готовил покушение… на этого самого лидера — другими словами, инсценировал его для активного пиара политика. Тогда был взорван фундамент его офиса и даже звучали выстрелы.

Кроме политической карьеры, занимался Векшин и делами экономическими: лидеры ОПГ «Башмаки» доверяли Эдику контроль над наиболее сложными объектами, такими как заводы, страховые компании, фирмы… Векшин умело курировал их деятельность, стабильно пополняя общаковскую казну.

Делал он это до тех пор, пока в середине 90-х не был пойман на… «крысятничестве». А как известно, по бандитским понятиям воровать у своих — удел смертников.

Поэтому красавчик Эдик вынужден был, что называется, «стать на лыжи» и податься в Москву, где, кстати, скрывается и по сей день.

Ты мне, я тебе…

Прежде чем рассказать, как Эдик Векшин пустился во все тяжкие, вернемся к 80-м годам. Тогда, как известно, крымская мафия находилась в зародышевом состоянии, которое выражалось, как правило, в рэкете, мошенничестве и нелегальной коммерции. Кстати, по поводу последнего: у работников тогдашнего ОБХСС работы хватало. В то время левым товаром торговали все кому не лень. Поднялся на этом и наш легендарный Виктор Башмаков. Ни для кого уже не секрет, что незадолго до своей звездной должности лидера ОПГ «Башмаки» он работал дальнобойщиком и гонял в Украину фуры с пивом, водкой и вином, чаще всего по липовым накладным. Поэтому работники ОБХСС не давали Вите покоя.

В то время одним из таких ярых борцов с хищениями социалистической собственности был некий Владимир Алексеевич С. В один прекрасный день он получил информацию о том, что дальнобойщик Башмаков собирается гнать левую фуру с вином за пределы Крыма. Работник ОБХСС тут же начал отрабатывать правонарушителя, но будущий лидер ОПГ отличался от простых смертных тем, что сумел бы, наверное, договориться и с самим Господом Богом. Поэтому очень скоро дело о левой фуре с вином замяли и отчитались высшему начальству, что эта информация не подтвердилась. В то же время Владимир Алексеевич закатил у себя в общежитии знатную пирушку, где реками лилось башмаковское вино и дорогой коньяк.

Прошли годы, 80-е сменили 90-е, на полуострове начали хозяйствовать бандиты. Милицию они не особо праздновали. Правда, по привычке побаивались старых оперов уголовного розыска, которые не смотрели, кто перед ними: «хавичи» или «любичи», устраивали облавы, надевали наручники, везли в отделения и допрашивали, как говорится, с пристрастием, после чего у бандитов потом долго срастались ребра.

К тому времени наш ярый борец с хищениями социалистической собственности Владимир Алексеевич С. уже не работал в ОБХСС и сидел на мели. В один из самых голодных и тяжелых дней вспомнил он о Викторе Башмакове, которого много лет назад спас от тюрьмы, замяв дело о левой фуре с вином. Теперь Башмак был видной и влиятельной фигурой на полуострове и мог бы помочь по старой памяти…

Когда перед лидером ОПГ возник знакомый мент, тот поначалу удивился, а потом, выслушав слезные просьбы о помощи, утвердительно кивнул головой. Мол, ты в свое время помог мне, а теперь моя очередь: быть тебе, Вова, директором завода.

И буквально через несколько дней Владимир Алексеевич начал хозяйничать на одном из симферопольских винодельческих заводов. Чуть позже на базе этого завода бандиты создали еще и страховую компанию. А курировать деятельность этого предприятия поставили, конечно же, умницу и красавца Эдуарда Векшина.

Бес попутал

После назначения на должность директора завода бывшего работника ОБХСС дела на предприятии наладились. Вино расходилось направо и налево, страховая компания страховала всякого въезжающего и выезжающего с завода, но вот прибыли почему-то это мощное предприятие не давало. Зато благодаря векшинскому «кураторству» пополнялась бандитская казна. Он появлялся на заводе несколько раз в месяц и, что называется, собирал сливки. Но так продолжалось недолго: в скором времени отчисления в «башмаковский» общак стали скудеть. Эдик Векшин рассказывал, что, мол, дела на заводе плохи, а на самом деле потихоньку вкладывал деньги в строительство собственного дискоклуба в поселке ГРЭС.

Все тайное, как известно, рано или поздно становится явным. На что рассчитывал Векшин, непонятно, потому что лидеры ОПГ «Башмаки» очень скоро обо всем узнали. Лучший представитель группировки оказался «крысой» — то есть вором, крадущим у своих. Думается, не нужно рассказывать, что за это полагается по бандитским понятиям.

Эдик Векшин нутром чувствовал, что близок его конец. «Бес попутал», — оправдывался он перед ближайшими соратниками и ожидал, когда его вызовет на ковер главный.

Ждать ему пришлось недолго. В один прекрасный день Векшину позвонили свои и назначили встречу на ялтинской объездной трассе возле симферопольского водохранилища. «Вот и конец!» — подумал тогда Эдуард и кинулся спешно собирать чемоданы. Через полчаса он мчался в направлении Алушты, где его ждал человек по прозвищу Фил (из-за сходства с канадским хоккеистом Филом Эспозито). Этот парень находился в подчинении у Векшина и был его ближайшим товарищем. Эдик и Фил на машине последнего помчались в Москву.

С тех пор Эдуарда Векшина больше в Крыму не видели. Есть информация, что он до сих пор проживает в Москве и является совладельцем небольшой строительной фирмы. Возвращаться на родину не собирается, даже несмотря на то, что бандитские времена вроде как закончились и «башмаковские» лидеры, которые хотели спустить с него шкуру за «крысятничество», давно уже на том свете или в бегах.

Теперь боится Векшин другого — ареста и тюрьмы. У наших правоохранителей есть информация о том, что именно Эдуард Векшин был причастен к убийству телохранителя Виктора Башмакова Сергея Хабибуллина, который был расстрелян в декабре 1995 года возле своего дома на ул. Яблочковой. Известно, что Хабибуллин в день смерти Виктора Башмакова ехал рядом в машине с боссом, но остался жив. По одной из версий, потом его ликвидировали свои же за то, что «не уберег папу». Второй телохранитель Башмака, Руслан Шкурко, почему-то в тот день вообще не сопровождал босса. Более того, после расстрела лидера Руслан изъявил желание уйти из банды. Но сделать это Шкурко не удалось: в 1997 году он был расстрелян возле дома на ул. Севастопольской на глазах у своих детей.

Если сейчас Векшин решит наведаться в Крым, его, возможно, привлекут как минимум за одно убийство — расстрел Хабибуллина. Поэтому Эдик сидит в столице России тише воды ниже травы. Но это только пока: ведь у нашей Фемиды, как известно, руки длинные.

Кстати, добрались в свое время они и до Владимира Алексеевича С. Против директора завода было возбуждено уголовное дело за хищение государственного имущества в особо крупных размерах. Сумма ущерба была фантастической — что-то около четырех миллионов карбованцев. Бывший мент Владимир Алексеевич дожидаться ареста не стал и тут же… сошел с ума. Хотя, скорее всего, сделал вид. Его положили в психбольницу и запретили всякие допросы подозреваемого. Рассказывать, как выкручивался из этой нелегкой ситуации бывший работник ОБХСС, мы не будем. Скажем одно — тюрьмы ему избежать все-таки удалось, и теперь он гуляет на свободе с не совсем чистой совестью и скудной пенсией.

От УК: Так «закалялась крымская мафия (уникальное фото)

На редком фото: съезд Партии Экономического возрождения Крыма (ПЭВК),октябрь 1997 года.

На снимке, слева-направо:  Житнюк И.В. (в 1997 году – первый секретарь Симферопольского горкома ПЭВК, Председатель Союза Офицеров Крыма, в 2008 году – Председатель Союза Офицеров Крыма,депутат Гресовского поссовета); Воронков С.М. (в 1997 году – лидер ОПГ «Сейлем», в 2008 году – бизнесмен); Зубков Ю.П. (в 1997 году – предприниматель, в 2008 году – бизнесмен); Сенченко А.В. (в 1997 году -предприниматель, в 2008 году – народный депутат Украины, фракция БЮТ – борец за «справедливость»); Михайлов Е.А. (в 1997 году – председатель Совета директоров «Крымтур», в 2008 году – первый заместитель Председателя  Совета Министров Крыма, член Партии Регионов); Данелян А.С. (в 1997 году – Первый заместитель Председателя Верховного Совета Крыма, в 2008 году – Председатель Совета Министров Нагорного Карабаха(Армения). Так «закалялась» крымская мафия… (фото из архива мафии)

Иван Студень, Крым, специально для «УК»

You may also like...