Палочка Kоха превратила наши тюрьмы в морги

–Наши дети попадают в СИЗО здоровыми людьми, а выходят с полным набором болезней, — возмущены родственники заключенных и осужденных. — Получается, государство отбирает у них не только свободу, но и здоровье! Об этом и многом другом говорили участники круглого стола, организованного Всеукраинским объединением по защите прав заключенных «Свобода». Но особое внимание собравшиеся уделили проблеме туберкулеза в учреждениях пенитенциарной системы. «Черную метку» вручают в СИЗО

Больше десяти лет врачи говорят об эпидемии туберкулеза в нашей стране. Украина в этом плане, как говорится, впереди Европы всей. Огромную армию страдающих этой болезнью у нас в стране регулярно пополняют люди, освободившиеся из мест лишения свободы. А это десятки тысяч больных и сотни тысяч инфицированных! Преступность в Украине заметно помолодела, и молодежь, попавшая в тюрьмы и зоны, питаясь обезжиренной, бедной витаминами пищей, моментально входит в группу риска.

Содержание подследственных в переполненных душных и грязных камерах, антисанитария, убогое питание приводят к тому, что тюрьма превращается в рассадник всевозможных болезней. И если в санчасти зоны вам все же окажут медицинскую помощь, вы сможете получить от родственников необходимые медикаменты, то в СИЗО любой из серьезно заболевших подследственных рискует умереть.

— Туберкулез — это некая «черная метка», — считает один из создателей ВО «Свобода» юрист Денис Цыпин, который и сам прошел все круги ада в следственном изоляторе, — настоящий приговор для человека.

Понятно, что если чахотка и на воле не очень-то поддается лекарствам, в тюрьме она практически неизлечима. А заражается ею, по мнению Дениса Цыпина, половина всех заключенных.

Пятьдесят копеек на лечение

— В местах отбывания наказаний существуют медпункты, а если осужденных более 500 человек — медчасти, — говорит начальник управления здравоохранения Департамента по вопросам исполнения наказаний, полковник внутренней службы Сергей Живаго. — В 182 учреждениях — 169 медпунктов и медчастей, в них предусмотрены и должности фтизиатров.

В специальных туберкулезных больницах содержится 6195 больных, в том числе и с самой опасной для окружающих открытой формой туберкулеза. Работать туда никто особо не рвется.

В следственных изоляторах никого не удивляет, если зэк кашляет кровью. Родители заключенных уверены, что тюремное начальство прекрасно об этом знает, но больные подследственные все равно содержатся вместе со здоровыми. «Кто ответит за загубленное здоровье наших детей?» — спрашивали они Сергея Живаго.

Ответ полковника был весьма туманным, мол, туберкулез — штука хитрая, у каждого он проявляется по-своему, часто протекая в скрытой форме. Так что никто толком не знает, попал ли человек в СИЗО абсолютно здоровым или уже инфицированным. Департамент усиленно борется с этим, несмотря на недостаточную материальную базу — на лечение одного заключенного выделяется только 50 копеек в сутки, а на питание — 12 гривен! Правда, в этом году бюджетом выделено 40 млн грн. на медикаменты и дезинфекцию помещений, но участи заключенных все равно не позавидуешь.

— На первом месте — болезни сердечно-сосудистой системы. Что касается туберкулеза, то на сегодняшний день в следственных изоляторах 748 больных, а это — 23% всех заключенных, — рассказал Сергей Борисович. — Палочка Коха есть во всех СИЗО. Самым эффективным средством борьбы с эпидемией было бы решение снести все следственные изоляторы и построить их на новом месте.

Почти все следственные изоляторы расположены в старых зданиях центральных частей городов. Допустим, их снесут… И что тогда построят на их месте городские власти? Элитные дома? Хорошенький подарок будет населению!

Доктор заставил себя ждать

— У моего сына проблемы с сердцем, — рассказала одна из участниц конференции, — он уже год находится в Лукьяновском СИЗО столицы. В конце 2007 года ему стало хуже. На редких свиданиях он мне рассказывал, что каждый день просил вызвать ему врача. Прошло уже почти три месяца, а врач к нему так и не приходил.

По словам Дениса Цыпина, если в Лукьяновском СИЗО кому-то требуется доктор, то обращаться за помощью нужно ежедневно не менее месяца. И только тогда врач соизволит осмотреть больного.

— К сожалению, скотское отношение к людям, вина которых даже не доказана, — нормальная практика в наших следственных изоляторах, — отметил Денис Цыпин. — Наша организация сталкивается с тем, что именно по СИЗО возникает множество вопросов, связанных с нарушением элементарных прав человека.

— Не подхватить страшную инфекционную болезнь в тесноте СИЗО практически нереально, — уверен юрист. — Люди даже не обеспечены спальными местами и вынуждены отдыхать по очереди. А ведь заключенные часто находятся в подобных условиях по нескольку лет — до вынесения приговора.

По единодушному мнению представителей ВО «Свобода», такая ситуация в следственных изоляторах выгодна в первую очередь следователям. Чем вызывать повесткой, куда проще засадить подследственного в СИЗО.

Даже если человеку удастся доказать свою невиновность, он может выйти на свободу из изолятора смертельно больным.

Мамы людей, которые оказались в следственных изоляторах, рассказали, что часто их дети просто не выдерживают испытания тесными камерами, антисанитарией, туберкулезом, вшами, клопами и допросами и готовы признаться даже в том, чего не совершали, лишь бы эта пытка поскорее закончилась.

Татьяна Урбанская, «Вечерние Вести»

You may also like...