Воровские «авторитеты» Украины: сколько осталось, кого посадили и сколько отреклось

«Теперешние воры совсем не чета тем, с кого начиналось все воровское движение. По большому счету оставшиеся «законники» – это мошенники, которые живут за счет простаков, продолжающих слепо верить, что «вор в законе» – это некое божество, чуть ли не небожитель». Сколько воровских «авторитетов» осталось в Украине, и кто из них уже отрекся от «титула»?

Само понятие «вор в законе» зародилось еще в 30-х годах прошлого столетия и существовало только на территории СССР. В период массовых «посадок» в ГУЛАГ нужно было как-то контролировать огромное количество узников. Для этого появился специальный приказ органов госбезопасности от 8 марта 1931-го, по которому лагерной администрации рекомендовалось «привлекать классово близких пролетариату людей» для поддержания порядка в многомиллионной «армии» заключенных, разрабатывавших рудники и рывших каналы…

Признанные среди зэков вожаки должны были препятствовать бунтам, а взамен получали привилегии в тюрьме. Однако у властей так и не вышло управлять вчерашними ставленниками. Вскоре воры в законе оформились в своеобразную элиту уголовной среды, касту с собственным кодексом и обычаями. А краеугольным камнем воровского закона стало правило – не иметь ничего общего с государством.

Согласно неписанным правилам, вору запрещалось работать, иметь прописку, служить в армии, заводить жену и детей, окружать себя роскошью. Настоящий «законник» не имел права убить человека, кроме как с согласия воровского собрания – сходки. Вор должен был заниматься кражами, выступать третейским судьей в различных конфликтах между представителями уголовного мира и содержать воровскую кассу – общак.

Со временем сами воры понемногу уменьшали количество табу, и в конечном итоге от старых запретов почти ничего не осталось. Говорят, что последний правильный законник на постсоветском пространстве, который придерживался всех воровских обычаев – «понятий» и почти всю жизнь просидел в тюрьме, был российский вор Бабушкин по кличке Вася Бриллиант. Он умер в московской «Бутырке» в середине 90-х.

На сегодняшний день в масштабах СНГ представителей уголовного мира, которые причисляют себя к касте «воров в законе», насчитывается несколько сотен. Сколько их осталось в Украине? Чем занимаются, где живут и «сидят»? Об этом нам рассказали в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью МВД Украины.

– Еще в прошлом году у нас на контроле было 15 так называемых «воров в законе», – говорит первый заместитель министра внутренних дел, генерал-лейтенант милиции Владимир Бедриковский. – Но, благодаря усилиям наших работников, в Украине их осталось четверо – одних посадили, других депортировали, третьих вынудили отказаться от «воровского» статуса.

Только с начала 2008 года выслали из страны таких «известных» в уголовном мире персон, как Камо Сафарян, Шалва Джангвеладзе, Фридон Сулаквелидзе, Гоча Ламанишвили, Малхаз Джапаридзе (после депортации в Молдову скончался в тамошней тюрьме и в мае был похоронен в Одессе. – Авт.). Готовится экстрадиция в Азербайджан Ровшана Ленкоранского (именно ему отечественный Госкомитет по делам национальностей и религий пожаловал статус беженца. – Авт.).

Некоторым надоело жить под пристальным вниманием правоохранителей, и они выехали за рубеж. Это некогда «важные» в отечественной криминальной среде люди: Криживицкий, Федоренко и Джавахадзе. За границей они стараются вести легальный бизнес и не конфликтовать с законом. Кое-кто отказался от своего воровского звания. Кстати, такой отказ «законники» оформляют в письменном виде.

Пишут заявление на имя начальника местного УБОП, в котором указывают: я, мол, такой то, проживаю там-то, при свидетелях отказываюсь от звания вор в законе. По их «понятиям» они даже устно не могут отрицать, что они воры, если же отказался еще и письменно, то такой человек сразу же теряет всякое влияние в уголовных кругах.

Самых ретивых посадили, пятеро отреклись от титула

На сегодняшний день, по сведениям оперативников ГУБОП, четверо «воров в законе» отреклись от «титула». Причем двое совсем недавно – во второй половине нынешнего года.

1. Николай Х, 1958г. р, клички: «Хивря», «Хохол» и «Герцог». В свое время был коронован в Москве известными ворами «Шакро» и «Чистокровка». В 2004 году осужден на 16 лет за убийство коммерсанта. В Сокальской исправительной колонии на Львовщине написал на имя начальника заявление, что отказывается от «титула».

2. Алексей С., 1929 г. р., прозвище: «Дубина». Сейчас проживает в Одессе и после публичного отрицания, что принадлежит к касте «воров», формально отошел от дел.

3. Алексей С., 1973 г. р., Он же «Леха Краснодонский» и «Кабан». Живет в Молодогвардейске Луганской области. Официально стал вором в 1999 году по воле «законника» по прозвищу – «Цыган». Состоит на учете в психиатрическом диспансере. В прошлом спортсмен и неплохо владеет приемами рукопашного боя. На последней «аудиенции» в УБОПе в 2008 году отказался от статуса «вора в законе».

4. Вячеслав К., 1957 г. р. Больше известен в узких кругах, как «Крамар», «Бес» и «Мыкола». Родился в Кременчугском районе. Неоднократно судим. Воровскую «корону» получил в 1998 году в Днепропетровске. С 1998 по 2000-й возглавлял ОПГ, занимавшееся вымогательствами, грабежами и кражами. После отказа от «звания» его авторитет в уголовных кругах практически свелся к нулю.

За различные преступления троих воров, промышлявших в Украине, засадили в тюрьму. Причем кое-кого пожизненно.

1. Автандил АНТАДЗЕ – «Авто», 1959 г. р., уроженец Грузии, неоднократно судим за кражи и другие преступления. Был задержан в прошлом году в Винницкой области с оружием, наркотиками и поддельным паспортом. Сейчас отбывает пятилетний срок в винницкой колонии.

2. Артур ЯРОШЕВСКИЙ – «Артур», 1964 г. р., родился в Тульской области. Отбывал несколько сроков за различные преступления. Последнюю выходку Артура в Одессе с ужасом вспоминают до сих пор. В ночь на 2 мая 1997 года в одесском баре «Суворовский» он с дружками из-за пустяковой ссоры устроил не просто перестрелку, а настоящую бойню. В ход пошло не только стрелковое оружие, но и гранаты. И это в переполненном посетителями зале!

Не остановило разгулявшихся бандитов и то, что охрана в баре была милицейская. В результате погибли два правоохранителя и трое посетителей «Суворовского», с осколочными ранениями в больницу попали 17 человек. В 1999 году суд приговорил Ярошевского к пожизненному заключению. Он поныне отбывает срок в одиночной камере винницкой тюрьмы.

3. Валерий ШЕРЕМЕТ, 1949 г. р., прозвище – «Шарик», родился в Одессе. На его счету – 7 судимостей. Контролировал одесские группировки карманных воров и активно развивал воровское движение. В прошлом году выехал с сыном в Германию, о чем оперативники ГУБОП тут же предупредили немцев, мол, ждите гостей… И месяц назад в Мюнхене «Шарик» вместе с отпрыском попался на квартирной краже и сейчас ждет приговора суда.

Свежий случай

В Крыму сорвали «коронацию» вора

На прошлой неделе оперативники управления по борьбе с оргпреступностью сорвали встречу уголовных авторитетов, которую они пытались провести в Ялте.

Организаторами «сходки» были несколько представителей российского криминалитета. Наиболее известный из них – армянин про кличке «Армен Каневский» – племянник вора в законе из РФ. На своеобразной «Ялтинской конференции» должны были пожаловать титул «вора в законе» младшему брату Армена по имени Артем.

Однако еще до начала «коронации» всех делегатов преступного мира повязали и первым самолетом депортировали на родину – в Россию.

Кто остался на свободе

Борцы с оргпреступностью утверждают, что на сегодняшний день тех из воров, кто остался «в законе» можно пересчитать по пальцам одной руки. УБОП не упускает их из виду и они это знают, ведь любой неверный шаг тут же может завершиться арестом.

1. Валерий К, 1956 г. р. Он же «Антимос» и «Дед». Прописан в Одессе. Звание вора получил в 1992 году в Грузии из рук именитого на воровском постсоветском пространстве Аслана Рашидовича Усаяна по прозвищу «Дед Хасан». По оперативным данным контролирует распределение денег в тюрьмах, организовывает «сходки».

Имеет разветвленные связи в воровской среде РФ и Грузии. В 2007 году его пытались привлечь к ответственности за организацию своеобразного конвейера по легализации в Украине земляков с Кавказа, занимающихся преступным промыслом. Однако дело так и не дошло до суда и было закрыто прокуратурой Киевской области с формулировкой – «из-за отсутствия состава преступления».

2. Сергей М, 1967 г. р. Прозвище – «Мамед». Имеет четыре судимости. Родился в Киеве, однако своей вотчиной считает Донецк. Там же был коронован в 2000 году. Придерживается воровских обычаев – держит «общак», выступает третейским судьей в различных криминальных разборках, активно влияет на заключенных в тюрьмах Донецкой и Киевской области. Также, по данным оперативников, Мамедов пытается назначать «смотрящих» в регионах.

3. Василий Р, 1974 г. р. Уголовная кличка – «Вася Ушатый». Родился в Киеве, сейчас в столице старается не появляться из-за повышенного внимания к его персоне убоповцев. Трижды судим. «Титул» получил от кавказских «воров в законе». Кто именно его «короновал» доподлинно неизвестно, но, по сведениям милиции, на этом мероприятии присутствовал «законник» – «Антимос». Активно поддерживает связи с кавказскими и одесскими группировками. Есть подозрения, что он «крышует» торговлю наркотиками.

4. Сергей Л, 1954 г. р. Прозвище – «Лера Сумской» и «Серый». Уроженец Сум. «Коронован» в 1993 году в сумском ресторане «Вечорниці». Может похвастаться 6 судимостями. Раньше обкладывал данью местных предпринимателей и контролировал незаконный оборот «паленой» водки. Сейчас живет за счет «подогрева» зон: 10% процентов спиртного и сигарет поставляет в места не столь отдаленные благотворительно (с целью укрепления своего авторитета), но 90% – через доверенных людей реализует за деньги. Доход получается немалый, если учесть, что за решеткой одна бутылка водки стоит более 100 гривен.

Открытым текстом

«Теперешние воры – это, скорее, мошенники»

– Формально люди, которые не отказались от воровского титула, считают себя «законниками». Однако, теперешние воры совсем не чета тем, с кого начиналось все воровское движение. По большому счету оставшиеся – это мошенники, которые живут за счет простаков, продолжающих слепо верить, что «вор в законе» – это некое божество, чуть ли не небожитель.

До сих пор есть серьезные с виду бизнесмены, которые по старой памяти, в случае спора идут не в суд, а к местному вору в законе. И он, за хорошие деньги, словно эдакий царь Соломон решает на свое усмотрение – кто прав, кто виноват. Пока такое мышление будет сохраняться у людей от бизнеса – на их деньги и будут существовать воры в законе.

А ведь «законники» запросто могут запустить руку в «общак» и потратить деньги на свои нужды. Формально за это с него могут спросить, однако, сколько денег было в воровской кассе знает только ее держатель – сам вор. Этим и пользуется. Если разобраться – окружение этих «воров», что-то вроде одноклеточных организмов, у которых есть мышцы, но совсем нет мозгов.

Для «приближенных» большая честь посидеть с «вором в законе» за одним столом, выполнять его поручения. Безусловно, в тюрьмах «законники» имеют влияние, но не более того. А УБОП делает все, чтобы «вором в законе» на сегодняшний день быть было не выгодно.

Справка

«Вор в законе»

Авторитет из уголовной среды, признанный другими лидерами преступного мира и прошедший процедуру «коронации».

«Коронация»

Принятие уголовника в сообщество воров в законе. Титул «законника» могут пожаловать как минимум два вора в законе, которые обсуждают преступный путь кандидата и все его достоинства. Затем соединяются кисти рук и произносится клятва верности преступному миру. Принятый в сообщество получает кличку (если таковой не имел) и право на определенную татуировку.

Теперь он имеет свой голос на сходках воров в законе, где обсуждаются насущные вопросы: уголовный промысел, контроль за лагерями, пополнение общих воровских касс (общаков). Сообщение о коронации рассылается воровской почтой по всем зонам.

«Общак»

Это воровская касса. Деньги, которые каждая группировка и «крышуемые» бизнесмены отчисляют на поддержание товарищей, которые «мотают» срок за решеткой. Свой «общак», как правило, имеет каждый вор в законе. По слухам, наличность в такой «кассе» может достигать и $ 1 млн, но оперативники говорят, что суммы там обращаются намного более скромные.

К тому же слишком большой «общак» держать опасно. Из алчности его хранителя просто могут убить, как это было с лидером банды «Башмаки» в середине 90-х в Крыму. Пропавшие после убийства главаря бандитов $ 10 млн. не нашли и поныне.

Виктор Литвинов, «Газета по-киевски»

 

You may also like...