Виновных в катастрофах не бывает. Это главное правило украинской судебной системы

В Днепропетровске поставлена точка в судебном рассмотрении уголовного дела о взрыве многоэтажки на улице Мандрыковской. Решением суда Жовтневого района Днепропетровска гендиректор ОАО «Днепрогаз» Игорь Иванков, его первый заместитель Максим Сорокин и главный инженер Сергей Бачурин признаны попадающими под действие Закона Украины «Об амнистии», от наказания освобождены и отпущены из зала суда

Виноватых может не оказаться и в евпаторийской трагедии

Задержанная по делу о взрыве в Евпатории мастер технического участка евпаторийского коммунального предприятия «Жилищник-1» Галина Чабан распространила через адвоката заявление, в котором указала, что ее признательные показания были получены путем давления следственных органов.

Вечером 24 декабря прошлого года в результате взрыва обрушились два жилых пятиэтажных дома в Евпатории. 27 человек погибли, 21 человек был спасен из-под обломков. Для выяснения причин трагедии Кабмин создал специальную комиссию. Правительство также выделило 70 млн. грн. на ликвидацию последствий взрыва и уже вручило ключи от первых квартир пострадавшим жильцам.

Прокуратура АРК возбудила уголовное дело по ст. 196 Уголовного кодекса Украины по факту неосторожного уничтожения и повреждения чужого имущества, что повлекло тяжелые телесные повреждения и гибель людей. Позже в одно производство с ним было объединено второе дело по ч. 2 ст. 367 УК Украины — служебная халатность, повлекшая тяжелые последствия.

Следственная комиссия пока не назвала причину взрыва. Наиболее распространенная версия — взрыв в подвале баллонов с кислородом и ацетиленом. В то же время на сессии Евпаторийского горсовета депутаты приняли решение привлечь к проведению экспертизы по выяснению причин трагедии своих экспертов.

В процессе следствия были задержаны директор коммунального предприятия «Жилищник-1», мастер технического участка и газоэлектросварщик. В подвалах разрушенного дома располагалась слесарная мастерская этого предприятия.

«ВыносЯ решение, суд руководствовался принципом верховенства права, в соответствии с которым законы Украины обязательны для выполнения на всей территории страны. В соответствии со ст. 1 п. 8, ст. 6 и 8 Закона Украины «Об амнистии» уголовное дело по статье 363 КК Украины против ранее не судимых генерального директора «Днепрогаз» Игоря Иванкова, его первого заместителя Максима Сорокина и главного инженера Сергея Бачурина производством прекратить по следующим причинам.

Преступление является преступлением средней степени тяжести, подсудимые имеют несовершеннолетних детей», — говорится в решении суда. Уголовное дело закрыто, иски пострадавших о взыскании с обвиняемых морального ущерба на сумму более чем в 100 млн. грн. оставлены без рассмотрения. Виновных нет, дела нет, дискуссия о том, что же стало причиной взрыва, с момента оглашения решения суда, больше не актуальна.

Напомним, что 13 октября 2007 года два подъезда десятиэтажного дома взлетели на воздух, похоронив под бетонными обломками 23 человека, среди которых 12 детей. Без крыши над головой остались 411 жителей дома. Нанесенные убытки превысили 150 млн. грн. Причиной трагедии признали взрыв бытового газа, который произошел из-за резкого повышения давления в газораспределительной сети. Через три дня после взрыва были задержаны, а потом и арестованы трое руководителей ОАО «Днепрогаз» — генеральный директор Игорь Иванков, заместитель директора Максим Сорокин и главный инженер Сергей Бачурин. Вскоре им было предъявлено обвинение в служебной халатности, повлекшей тяжкие последствия.

Рассмотрение дела в суде началось 3 марта 2008 года. ОАО «Днепрогаз» является частью предприятия «ГАЗЕКС-Украина», который, в свою очередь, входит в бизнес-империю российского олигарха Виктора Вексельберга. Большинство пострадавших, присутствовавших на последнем заседании суда, высказались категорически против применения к подсудимым закона «Об амнистии».

«Как можно применять амнистию к людям, по чьей вине погибли 23 человека? Они говорят о том, что у них есть несовершеннолетние дети? А вы вспомните, сколько несовершеннолетних детей погибло от этого взрыва и сколько людей, у которых есть дети, потеряли квартиры и теперь не имеют места жительства. Амнистия не применяется к преступникам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления. Вам не кажется, уважаемый суд, что убийство 23 человек — это особо тяжкое преступление?» — сказал один из пострадавших.

Однако, предоставив слово пострадавшим, суд просто выполнил процессуальную формальность. Вступивший в силу 12 декабря прошлого года закон «Об амнистии» предусматривает автоматическое применение его норм к тем, кто подпадает под его статьи. «Ни обвинение, ни суд не имели никакой законной возможности препятствовать такому ходу событий, норма закона обязательна для применения», — признался Сергей Опара, государственный обвинитель по делу.

Тем временем теперь трое амнистированных имеют полное право вернуться на свои прежние должности и даже получить зарплату за время, проведенное под арестом. Право снова занимать свои служебные кабинеты им даже не придется отстаивать в суде. Теперешние руководители «Днепрогаза» за все это время так и не избавились от приставки и.о. «Они и во время суда не были отстранены от выполнения своих обязанностей. Такого решения или, например, запрета занимать соответствующие должности нет и не было. Работать они могут, единственный вопрос — это как у них будут складываться отношения с коллективом», — сказал адвокат подсудимых Валерий Коновалов.

«Днепрогазу» будут возвращены 8 млн. грн., внесенных в качестве залога за изменение меры пресечения подсудимым. Два месяца тому назад их адвокаты добились освобождения всех троих под подписку о невыезде. Разблокированы также счета и ценные бумаги предприятия, на которые был наложен арест в ходе расследования дела.

На подачу апелляционного иска у обвинения и адвокатов пострадавших есть семь дней. Последние продолжают настаивать на том, что дело изначально получило неправильную — «слишком мягкую» — квалификацию, а прокуратура «сознательно» забыла о том, что в данном случае речь идет о предприятии, имеющем повышенную степень ответственности, а для таких есть отдельные, более жесткие нормы закона.

Недовольны они и судом, который, по словам адвоката ряда потерпевших Галины Крушеновской, так ни разу и не назначил экспертиз, на которых настаивала пострадавшая сторона. Однако даже юристы пострадавших признают, что, скорее всего, в данном случае любые апелляции бесперспективны. За одно и то же преступление, одних и тех же людей привлечь не удастся. Кроме того, закон об амнистии, как и любой другой, обратной силы не имеет. Поэтому теперь все надежды на Европейский суд. Только теперь 411 пострадавших будут судиться уже не с «Днепрогазом», а с государством Украина, в котором, по их словам, сначала было нарушено их право на жизнь и безопасность, а после на правосудие.

ЕЛЕНА УСЕНКО, КОММЕНТАРИИ

You may also like...