«Лифтер», «сосновский маньяк» и другие уроды
В Петербурге арестован один из самых страшных городских маньяков-педофилов по кличке «Лифтер». Он находился в разработке у оперативников 8 лет, и был задержан 2 февраля рано утром. Милицейская операция была проведена так, чтобы маньяк не успел уничтожить возможные улики: содержимое компьютера, многочисленные флэш-карты, фотографии — в том числе, своих жертв.
Как рассказал руководитель Следственного управления Следственного комитета прокуратуры РФ по Санкт-Петербургу Андрей Лавренко, с 2001 года в городе было зарегистрировано 14 преступлений против детей, носящих сексуальный характер. Жертвами стали дети от 7 до 14 лет, причем все злодеяния были совершены на территории трех районов — Калининского, Приморского и Выборгского.
Все 14 преступлений были совершены во второй половине дня в домах так называемой 137-й серии, имеющих предчердачное помещение и черную лестницу. Преступник подкарауливал жертв около дома, заходил вместе с ними в лифт, затем под разными предлогами заманивал в нежилые помещения дома и совершал насильственные действия сексуального характера. После чего склеивал детям руки за спиной скотчем и заставлял считать до названной им цифры, а сам скрывался. На основании схожести обстоятельств и характера преступных действий правоохранительные органы пришли к выводу, что во всех случаях действовал один и тот же человек, поэтому со временем уголовные дела были объединены в одно.
По словам оперативников, «лифтер» был одним из самых опасных и опытных маньяков-педофилов. Он очень тщательно планировал каждое преступление, а когда деятельность правоохранительных органов особенно активизировалась — «уходил в тень». Именно поэтому на его розыск понадобилось столько лет.
Так, например, после очередного «всплеска» милицейской активности в 2006-2007 годах «лифтер» совершил всего одно преступление, а с 2007-го, когда милиция буквально «встала на уши» — вообще ни одного. Тем не менее розыск преступника не прекращался ни на один день. Как отмечают сотрудники ГУВД и СКП РФ, о маньяке не было никаких серьезных данных. Оперативники работали по самым разным направлениям: проверяли ранее судимых за половые преступления, лиц, склонных к совершению подобных действий, выпускников учебных заведений, готовящих кадры для «лифтовой» отрасли, и даже недавно разведенных мужчин с явно неустоявшейся личной жизнью.
В конце концов было принято беспрецедентное решение: использовать для розыска педофила уникальный банк ДНК, имеющийся в распоряжении экспертно-криминологического центра при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти. Сотрудникам милиции предстояло сверить данные ДНК более 3 тысяч мужчин. В итоге экспертиза ДНК со 100-процентной вероятностью доказала, что как минимум к одному из преступлений имеет самое прямое отношение 36-летний житель Выборгского района Санкт-Петербурга, работающий художником-дизайнером. Постепенно как минимум в 6-ти из 14-ти совершенных эпизодов было подтверждено участие «лифтера».
Заместитель начальника криминальной милиции ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Сергей Стрелин подчеркивает, что если бы правоохранительные органы использовали стандартные способы розыска, то этого преступника вряд ли удалось бы найти. Он довольно сильно отличался от большинства «коллег»-педофилов: не был ранее судим, никогда не привлекался к уголовной ответственности, и вообще был тихим представителем творческой профессии.
По словам Стрелина, очень помог психологический портрет, созданный специалистам НИИ МВД РФ и института им. Бехтерева. Милиционер даже зачитал отрывки из этого описания: «Лицо с довольно высоким интеллектом… гибко меняет программу действий… коллекционирует изображения, возбуждающие его сексуальный интерес… семьи нет, отношения с женщинами складываются сложно… имеет скользящий график работы…». Оперативники говорят, что совпадение портрета с оригиналом – почти 100-процентное.
Изучив психологический портрет, сопоставив оперативные данные, проанализировав базу ДНК и произведя еще массу действий, о которых не говорят «по техническим причинам», оперативники смогли составить четкое представление о преступнике и в конечном итоге задержать его.
Как говорят руководитель СУ СКП РФ Андрей Лавренко и замначальника криминальной милиции ГУВД Сергей Стрелин, именно в последние годы работа по полному пресечению преступлений в отношении несовершеннолетних стала приоритетным направлением деятельности.
За 2008 год удалось выявить 10 маньяков-педофилов, совершивших три и более преступления в отношении несовершеннолетних.
Уже осуждены: Вороненко, проходящий под неформальной кличкой оперативников как «Животное» (как минимум 5 изнасилований и жестоких убийств детей); Кийко (кличка – «Сосновский маньяк», изобличен в трех преступлениях, ранее судим). Петров и Сулейменов (6 изнасилований несовершеннолетних в Колпино); Горюнов (не менее 12 преступлений в отношении детей, совершенных в Московском районе города). Сейчас в суде находятся дела «Почтальона», «Телефониста» (совершившего как минимум 4 изнасилования детей во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга), насильника пяти детей, заманивающего их через Интернет и действующего в Приморском районе.
Дело одного из самых колоритных преступников последних лет – серийного маньяка «Блондина» (оперативники предпочитают его называть «Железнодорожником»), изобличенного как минимум в восьми преступлениях, совершенных в отношении 15-ти мальчиков 7-14 лет, также находится в стадии следствия.
Оперативники, сотрудники прокуратуры, следователи и, конечно, обычные граждане говорят об одном: система исполнения наказаний должна работать так, чтобы у маньяка-педофила даже не предусматривалась возможность выйти на свободу. Андрей Лавренко не скрывает эмоций: «Половина этих маньяков уже привлекались к уголовной ответственности. Необходимо признать: государственная система исполнения наказания не способствует исправлению такой категории лиц, как маньяки-педофилы. Все многочисленные тюремные заключения того же Дмитро Вороненко и его условно-досрочные освобождения «за примерное поведение» закончились тем, что он стал не просто насиловать, но и убивать свои жертвы».
Попадая за решетку, маньяки — самый хитрый и злобный контингент — становится самым послушным, поэтому именно их в первую очередь выпускают по системе условно-досрочного освобождения. Представители прокуратуры говорят, что стараются добиться создания действенного механизма оповещения всех сотрудников системы ГУ ФСИН о том, кто попал к ним «на исправление». И сделать все возможное, чтобы навсегда закрыть путь на свободу чудовищам, насилующим и убивающим детей.
Марина Бойцова, Росбалт
Tweet