Проклятие сакских карьеров: Крым, мафия, «разборки» и трупы

Убийство, которое произошло в 1994 году, когда в Саках были расстреляны хозяин карьеров, его компаньон и охранник, наделало много шума в Крыму. Тем не менее оно было раскрыто по горячим следам, и даже стал известен заказчик. Через некоторое время был убит и непосредственный исполнитель заказа. А вот в убийстве в ноябре 2008 года, когда был застрелен депутат Сакского райсовета, тоже причастный к карьерному бизнесу, точка до сих пор не поставлена. А загадки только множатся.

Автор: ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА, Первая Крымская

Заказ выполнен — три трупа

Когда в апреле 1994 года «башмаковскому» бойцу Владимиру Огонькову предложили провернуть одно «мокрушное» дело, он, на свою беду, согласился. Не знал тогда 28-летний Вова по кличке Огонек, что это задание «старших» обернется для него смертью.

На первый взгляд, «тема» по бандитским меркам была вполне безобидна. Два сакских коммерсанта не поделили приморскую недвижимость, и вследствие долгих разногласий один заказал другого. В действительности же все было намного сложнее. «Клиентом» (то есть тем, кого заказали) был не кто иной, как хозяин сакских карьеров по разработке одного из самых востребованных (и до сегодняшнего дня) природных материалов — травертина (этот известковый туф называют еще молодым мрамором). Разработка травертина началась в конце 70-х годов и почти сразу попала под контроль криминальных структур. «Крышевал» в те годы карьеры некто Александр Савич — человек криминализированный, у которого в компаньонах ходил известный в те годы вор в законе.

Во времена бандитского разгула в Крыму команда Савича стала просейлемовской, и поэтому совсем не удивительно, что не могла поделить сферы влияния и недвижимость в Саках с пробашмаковскими коммерсантами во главе с Сергеем Ш. А тут еще Савич захотел выкупить один недостроенный пансионат, в строительство которого Ш. в свое время вложил немалые деньги… И нашла коса на камень. Закончилось все тем, что «башмаковский» коммерсант заказал конкурента.

Исполнение заказа было поручено севастопольцу Огонькову и его пацанам, а именно: 25-летнему Максиму Арцюку (ранее был судим за изнасилование) и 24-летнему Олегу Гопше. Эти двое должны были сработать киллерами, на подхвате у них были два Сергея (фамилии не называем, так как эти люди недавно освободились из мест заключения).

К операции киллеры готовились чуть больше месяца. Пристально следили за Савичем, его компаньоном и двумя охранниками. В мае Арцюк и Гопше получили от Огонькова по автомату и назначили день нападения — 22 мая. За несколько дней до этого сам заказчик Ш. уехал в Харьков, дабы обеспечить себе алиби. Напасть на Савича и его людей было решено на базе недостроенного санатория, куда те наведывались каждый день.

Утром 22 мая Арцюк и Гопше надели спецовку, чтобы сойти за работяг, сели на специально купленный для дела мотоцикл «Ява» и поехали на место будущего преступления. Там они спрятались в гараже и стали ждать, когда появятся их жертвы. Через некоторое время из офиса вышли Александр Савич, его компаньон и один охранник, второй ждал их всех в машине. Но до нее эти трое дойти не успели — их насмерть сразили автоматные очереди. Увидев все это, охранник, сидевший в машине, бросился бежать, поэтому убить его киллерам не удалось.

Так как «тема отрабатывалась» прямо на глазах шокированных рабочих, Арцюк и Гопше не стали светиться, сели на мотоцикл и быстро уехали. Но возле железнодорожного полотна «Ява» вдруг заглохла. Тогда пацаны не нашли ничего разумнее, чем поджечь мотоцикл вместе с автоматами, шлемами и сумкой. После этого они вернулись в Севастополь и легли на дно. Однако лежать им пришлось недолго — киллеры сработали непрофессионально и допустили несколько роковых ошибок. Во-первых, в тот же день правоохранители обнаружили недогоревшие мотоцикл, оружие, шлемы… Во-вторых, была найдена пачка сигарет киллеров, на которой остался отпечаток ноги Олега Гопше. Преступников быстро нашли.

Сначала раскололись два Сергея, а вслед за ними и сами киллеры. Узнав, что исполнители арестованы, Сергей Ш. и Владимир Огоньков срочно покинули пределы Крыма и направились в Польшу.

Интересные признания

Поначалу на допросах Арцюк и Гопше несли полную ахинею. Уверяли милиционеров, что якобы никакого заказа не было, они просто решили уничтожить местных бандитов, которые мешали процветать честным предпринимателям. Но в такое «робингудство» никто не поверил, и тогда киллерам пришлось выкладывать все начистоту. Правда, до сих пор так и осталось неизвестным, сколько заплатил убийцам заказчик и платил ли вообще. Последнее предположение имеет право на существование, потому что «башмакам» убийство хозяина сакских карьеров было на руку — после его смерти они поставили на это место своего человека.

Сработал ли он за «копейку» или бесплатно — просто по поручению «старших», Арцюк так и не признался, зато рассказал правоохранителям более интересные вещи. Он поведал, что работают они на босса (имя которого называть не стал, но, по достоверной информации, этим боссом являлся известный член ОПГ «Башмаки» по кличке Данила). Босс много не говорит и при малейших «непонятках» дает команду на уничтожение. Также, со слов Арцюка, этот человек имеет связи с московскими ОПГ, в частности, с главарем одной банды по кличке Сократ.

Еще киллер признался, что после сакского заказа на очереди было убийство севастопольского Папы Евгения Поданева. Кроме того, Арцюк «слил» небезызвестного севастопольского авторитета Михаила Плисса, рассказав, что тот «стучит на контору» (сотрудничает с милицией) и что «башмаки» частенько пользуются его такими связями, дабы получить нужную информацию или разыскать человека.

В окончание своей «исповеди» Максим Арцюк признался, что вместе с Гопше они убили уголовника по кличке Лебедь из-за каких-то денежных разногласий. Арцюк очень переживал, чтобы Гопше не рассказал об этом сокамерникам, не по понятиям ведь «валить» своего. Но переживания его были напрасными, Олег ничего не успел сказать: двух киллеров суд приговорил к высшей мере наказания — расстрелу. А двум Сергеям дали 10 и 11 лет лишения свободы.

Возмездие настигло

Прошел почти год с того времени, как посадили и расстреляли «башмаковских» киллеров. Заказчик сакского расстрела Сергей Ш. словно испарился (до сих пор о его местонахождении нет никакой информации), а вот Владимир Огоньков, на свой страх и риск, вернулся из Польши к родным пенатам. И сделал это зря. В 1995 году он был убит, смерть его была не из легких.

За убийство просейлемовских Савича, его компаньона и охранника «башмаковскому» воину Огоньку отомстили севастопольские «сейлемовцы». А именно: банда Игоря Р. по кличке Руль (фамилию этого известного человека мы не указываем, так как он находится в местах лишения свободы, но тем не менее внимательно следит за публикациями в «1К»). ОПГ Руля стала сильной после убийства Поданева. Руль желал занять место севастопольского Папы, но был у него конкурент в лице авторитетного в те годы уже упомянутого нами Михаила Плисса. С этим человеком Игорь Руль вел кровопролитную войну: как уже писала газета, в Плисса стреляли, но только ранили, тот сразу покинул Крым, после этого по команде Руля убили его родственника в надежде, что тот приедет на похороны. Но Плисс так и не появился.

Разгоряченный жаждой власти и мести, Руль «зажигал по беспределу». Он имел в Севастополе сильную правоохранительную «крышу» и поэтому чувствовал себя всесильным и безнаказанным. В те годы Руля можно было по праву считать одним из самых кровожадных бандитов. В его методы «работы с клиентом» входили жестокие пытки, заточение, голодомор. Известно, что в Севастополе не один человек был замучен до смерти в штольнях, которые использовала для выращивания грибов фирма некоего Виктора Р. (подозреваемого в причастности к убийству Виктора Башмакова).

Фирма имела два теплохода, совершавшие рейсы в Стамбул. Там свободно и дешево покупалось оружие, грузилось на корабли и перевозилось в Севастополь. Оружие хранилось в штольнях, там же содержались и узники Руля. Также есть информация о тайном подвале на плодоовощной базе в районе ул. Летчиков. Сюда люди Руля привозили должников, похищенных коммерсантов или членов их семей, за которых потом требовали выкуп.

До сих пор неизвестно, где был замордован Владимир Огоньков: в штольнях или в подвале, но в 1995 году его практически неузнаваемый труп был найден в Севастополе.

Это был характерный почерк Руля — он не утруждал себя тем, чтобы заметать следы преступлений. Правоохранительная «крыша» была настолько сильна, что кровавые преступления Руля только множились. Достать его не могли даже «башмаки» и «сейлемовцы» (последние от него тоже отреклись) — дом севастопольского бандита был словно крепость: вооруженная охрана, следящая аппаратура, мощный забор и огонь без предупреждения.

Упрятать за решетку беспредельщика удалось только украинскому МВД. Местная «крыша» тут оказалась бессильна. В 1998 году Руль и еще 15 членов его группировки были арестованы. А в 2008 году над этой группировкой состоялся суд. Примечательно, что в последнем слове Руль назвал фамилию человека в погонах, под «крышей» и предводительством которого работал с 1993 года. Человек в погонах, конечно, отпирался как мог, но Руль встал и сказал: мол, не неси пургу, ты нам всегда говорил, что на закон тебе плевать…

Свежая «мокруха»

Вернемся к сакскому убийству в 1994 году. После Савича весь карьерный бизнес стал курировать «башмаковец» по прозвищу Данила. Однако в 2006 году, во время второй милицейской зачистки, он, как известно, «встал на лыжи». И тут мы подходим к самому интересному — кому перешли сакские карьеры после исчезновения их последнего криминального куратора Данилы? А перешли они к таинственному правоохранительному лицу из Киева. Теперь въехать на территорию «карьерной империи» нельзя, все охраняется и оберегается от постороннего глаза. Делать бизнес здесь могут только свои.

По всей видимости, это и дали понять покойному депутату Сакского райсовета Олегу Печерице. По некоторой информации, имелся у него свой подпольный карьерчик (в 2000 году Печерица даже проходил по делу о незаконной добыче полезных ископаемых). Также в Саках держал Печерица кафе, которое в конце сентября 2008 года было подожжено неизвестными. Быть может, это было предупреждение, которое Печерица проигнорировал. В ночь с 11 на 12 ноября 2008 года он был расстрелян во время возвращения с работы домой в село Охотниково.

Быть может, убрали «карьерщика» из-за того, что по незнанию влез на территорию киевского правоохранительного магната? Как в свое время убрали Александра Савича за то, что занимал чужое место.

 

You may also like...