Бандитские девяностые возвращаются? Часть 2

Вскоре после освобождения братки взялись за старое. Ничего другого делать они просто не умеют. Сегодня ситуация даже хуже, чем 15 лет назад. Современная милиция не способна противостоять криминалитету, который из-за экономического и политического кризиса растет как на дрожжах. С какими бандитами нам предстоит столкнуться в ближайшие годы?

В 2004-М КОЛОНИИ «ВЫПЛЕСНУЛИ» НА ВОЛЮ ПЕРВУЮ ВОЛНУ БРАТКОВ

Условно современный преступный мир можно разделить на две категории. К первой относятся профессионалы, получившие свой опыт еще в кровавых девяностых.

– Большинство лидеров и членов бандформирований были осуждены в конце 90-х – начале 2000-х, – рассказывает экс-заместитель министра внутренних дел генерал Михаил КОРНИЕНКО. – Адвокаты у них были хорошие, и дела тянулись долго. После суда преступник в среднем получал 7 лет лишения свободы. Вот и посчитайте. В 1998-м сел – в 2005-м вышел… Ясно, что вскоре после освобождения братки взялись за старое. Ничего другого делать они просто не умеют. А жить привыкли красиво.

– Для начала они нанимались в охрану к своим приятелям, – говорит оперативник из

ГУБОП МВД Украины. – Например, к бизнесменам, которых когда-то крышевали, или к бывшим бандитам, которым удалось избежать ареста, легализовать свои доходы и выбиться в предприниматели или депутаты. Таких в нашей стране много. Но теперь они стали умнее и хитрее. Сами преступления не совершают, а используют для особых поручений уже судимых друзей.

Действительно, крепкие парни из девяностых с легкостью согласятся выполнить заказное убийство. Причем сделают это профессионально. Так, что раскрыть преступление почти невозможно. Благо опыт позволяет. И уж тем более не откажутся переквалифицироваться в рейдеров.

БЫВШИЕ РЭКЕТИРЫ СТАЛИ РЕЙДЕРАМИ

Примечательно, что впервые о таком явлении, как рейдерство, мы услышали в конце 2004-го. И ведь именно в том году колонии «выплеснули» на волю первую волну братков. Но все были так увлечены оранжевой революцией, что даже не заметили их возвращения.

– Рэкет трансформировался в рейдерство, – считает Михаил Корниенко. – Задействованы в каждом из таких преступлений не только члены вооруженных бандформирований, но и госчиновники, судьи, милиция, юристы и экономисты.

А бизнесмен, организовавший эту аферу, получает такую прибыль, которая в девяностых ему даже и не снилась. Захватывай и охраняй – вот и все, что надо.

О рейдерах Михаил Васильевич знает не понаслышке. В 2007 году он был первым заместителем министра внутренних дел Василия Цушко. Тогда же МВД возбудило более 200 уголовных дел по фактам захвата предприятий. В первые месяцы таких прецедентов было до сорока пяти. В результате предпринятых МВД усилий со второго квартала 2007 года рейдерство практически было подавлено. Это произошло потому, что МВД не шло на компромиссы с законом и таким образом выбило почву из-под ног любителей легкой наживы.

– Среди задержанных я увидел много старых знакомых, – говорит Михаил Корниенко. – В девяностых они были членами ОПГ Башмакова, Сейлима, Прыща, Савлохова…

Можно по-разному относиться к социалисту Василию Цушко (напомним, он покинул свой пост после скандала с захватом спецподразделением «Беркут» 24 мая 2007 года здания Генпрокуратуры). Но, как говорится, из песни слов не выкинешь.

При Юрии Луценко милиция практически не занимается рейдерами. А последние вовсю пользуются безнаказанностью. В СМИ то и дело появляются сообщения о вторжении людей в униформе и масках на территорию того или иного предприятия.

ВОРЫ СТРЕМЯТСЯ ВСЕ ДЕРЖАТЬ ПОД КОНТРОЛЕМ

Вторая группа злоумышленников – так называемые уличные преступники. Милиция настаивает, что речь идет о ворах-одиночках либо о небольших группах по два-три человека, которые объединились по случаю. Но факты говорят об обратном.

Например, пресловутый грузинский криминалитет всегда работает под руководством «законника». А тот, кто стремится промышлять самостоятельно и не желает делиться добычей, должен заранее готовиться к неприятностям. Его немедленно призовут к ответу свои же «коллеги».

– 26 января в столице около ресторана «Майами-блюз» сотрудники ГУБОП МВД Украины задержали известного грузинского вора в законе – гражданина России Ронзона Арабули, – рассказывает сотрудник столичной милиции. – Он приехал в Киев отнюдь не на экскурсию, а для того, чтобы провести «сходку» и установить личный контроль над грузинскими бандами, специализирующимися на угонах элитного автотранспорта по всей Восточной Европе.

Однако сделать этого так и не смог. Во-первых, помешали убоповцы. Во-вторых, в нашей стране проживают четверо королей воровского мира отечественного разлива: Лера, Антимос, Вася Ушатый и Мамед. Они не только выполняют роль третейских судей, но и пополняют общак для «подогрева» колоний. А значит, собирают дань с преступных организаций самого разного профиля и тоже стремятся держать их под своим контролем.

5 февраля около киевского кафе «Самсон» произошел трагикомичный случай. Сотрудники Шевченковского РОВД задержали Леру Сумского, который приехал в столицу в сопровождении свиты из четырех человек. Законник путешествовал на «Лексусе», а в багажнике иномарки лежала спортивная сумка с автоматом «Вулкан» и два полных магазина патронов. Примечательно, что охоту за «королем» параллельно вели сотрудники ГУБОП МВД Украины.

Но ребята из района оказались шустрее и перехватили его раньше. Однако предъявить задержанному ничего не смогли. Спустя неделю Лера благополучно вышел на свободу и покинул столицу, так и не встретившись с теми, к кому приезжал. Впрочем, это и не важно. Главное – цели гостя из Сум. А они были такими же, как и у Ронзона Арабули.

Когда эта публикация готовилась к печати, сотрудники ГУБОП МВД Украины задержали Леру Сумского во время воровской «сходки» в ресторане одной из столичных гостиниц.

ГРЯДЕТ БАНДИТСКАЯ ВОЙНА?

– Ну кому понравится, если вы придете в чей-то дом и устроите там перепланировку? – говорит экс-сотрудник ГУБОП МВД Украины. – Аналогичная ситуация и здесь. Грузин стало слишком много, они забирают «хлеб» украинских воров. Рано или поздно, но это закончится войной. В криминальных кругах это понимают, потому формируют большие и способные к вооруженным столкновениям группировки.

В условиях экономического кризиса ряды бандитов неизбежно пополнят попавшие под сокращения молодые и крепкие парни, а также недавно закончившие школу подростки, чьи родители не смогут подыскать им достойную работу или оплатить обучение в вузах.

– Кто-то из милиции говорил: уровень преступности среди несовершеннолетних в 2008 году на 16 процентов ниже, чем в 2007-м, – говорит Михаил Корниенко. – Никогда в это не поверю! Сейчас тысячи детей брошены родителями и бродяжничают, а значит, совершают правонарушения и преступления.

– Самое страшное начнется, когда опытный криминалитет столкнется с новыми банд формированиями, – считает экс-сотрудник ГУБОП МВД Украины. – А это неизбежно произойдет в ближайшие два-три года.

Согласитесь, все это уже было. Именно так начиналось становление бандформирований в девяностые. И все мы хорошо помним, к чему это привело. Кровавые разборки криминалитета, школьницы, пополняющие армию проституток, наглухо закрытые с наступлением темноты окна домов. Только на этот раз ситуация страшнее.

– Я уверен, что латентная преступность сейчас намного выше, чем была в 90-х годах, – говорит Михаил Корниенко. – И чтобы бороться с ней, нужно уходить от старых стереотипов, разрабатывать новые подходы, новую методологию.

Но вот беда – во главе МВД уже не стоит жесткий, но фанатично преданный своему делу генерал Юрий Кравченко, сумевший с профессиональной командой победить бандформирования девяностых. Более того, милиция практически недееспособна. Кто же нас защитит?

А что вы думаете по этому поводу? Звоните нам сегодня, 17 марта, с 11.00 до 12.00 по телефону (044) 205-43-66.

ОФИЦИАЛЬНО

«У нас есть хорошие кадры»!

– Это не правда, что в милиции не осталось профессионалов! – считает заместитель директора департамента по связям с общественностью МВД Украины Геннадий Гребенев. – У нас есть хорошие кадры, и мы в состоянии обеспечить общественный порядок даже в такой сложной политической ситуации, как сегодня. Тем более дать достойный ответ преступникам.

– А как решается проблема рейдерства?

– Этот вопрос лежит в плоскости пробелов в законодательстве Украины. В результате чего на свет появляются противоречащие друг другу постановления судов. А рейдеры этим пользуются. Думаю, что решать этот наболевший вопрос необходимо законодателям.

– Неужели милиция не возбуждает уголовные дела по рейдерству?

– Дело в том, что в отечественном уголовном законодательстве отсутствует определение этого явления. Соответственно, не предусмотрено наказание. Поэтому мы реагируем на конкретные факты. В частности, на нарушение общественного порядка (например, силовой захват предприятия) или фальсификацию документов.

Инна Золотухина, КП-Украина

***

Амнистия-2009: чего ждать от бывших зеков

Недавно в Харькове одно из самых кровавых убийств за последние годы совершили двое молодых людей, которые незадолго до этого вышли на свободу. Ожидать ли в Харькове из-за досрочного освобождения заключенных новый всплеск преступности?

26 марта — последний день выхода на свободу заключенных, которые попали под амнистию. Верховная Рада объявила ее более трем тысячам осужденных накануне Нового года по случаю 60-летия провозглашения Общей декларации прав человека.
На свободу выйдут бывшие заключенные, совершившие как легкие, так и средней степени тяжести преступления. В нынешних непростых экономических условиях появление такого количества бывших зэков вызывает невольное опасение. Ведь, по данным Департамента наказаний в Харьковской области, 30% вышедших на свободу снова попадают на скамью подсудимых.

Амнистию ожидают больше полтысячи харьковчан

Начальник Департамента исполнения наказаний в Харьковской области Александр Кизим рассказывает, что на Харьковщине из мест не столь отдаленных освобождены не только люди, совершившие преступления небольшой и средней степени тяжести, но и страдающие активной формой туберкулеза, СПИДом и другими тяжелыми заболеваниями.

— Согласно Закону Украины об амнистии от 12 декабря 2008 года, на данный момент в Харьковской области освобождены 116 человек, 10 — сокращен срок отбывания, 23 суд отказал и 9 человек еще ожидают приговора. Всего же в Харьковской области под Закон «Об амнистии» попали 620 человек. Большинство из них — условно осужденные, а также те, чьи дела еще находятся в судопроизводстве, в том числе 108 женщин и 89 несовершеннолетних.

Но есть и такие, кто осознанно отказывается от амнистии, тем самым перестраховывая себя в будущем.

— Некоторые заключенные, которым остается до конца срока год или меньше, специально отказываются от амнистии. Ведь если они снова совершат преступление, то второй раз по амнистии уже выйти не смогут в течение двух лет, — объясняет Александр Кизим.

Освободившиеся — не угроза обществу?

Замначальника отдела участковых инспекторов милиции управления общественной безопасности ГУ МВД Украины Харьковской области Анатолий Шеламков уверяет: амнистия 2008-2009 гг. не повлияет на криминогенную ситуацию в области.

— Сейчас в Харькове нет массового роста преступности. Наоборот, несмотря на ухудшение экономической ситуации в области, количество преступлений, связанных с вышедшими на свободу людьми, сократилось, — заверяет Анатолий Шеламков.

А старший инспектор общественной безопасности в Харьковской области Сергей Разживин добавляет: за всеми вышедшими на свободу заключенными милиция строго наблюдает.
— После освобождения они становятся на учет, и их направляют в центр социальной адаптации и в центр занятости. Также им дается направление на прохождение флюорографии. Снимают их с учета только тогда, когда судимость погашена, через определенное количество лет жизни без правонарушений — в зависимости от тяжести преступления. Чем суровее была статья, тем дольше срок пребывания на учете, — рассказывает Сергей Разживин.

Существует и другая категория людей — особо опасные преступники, которые вышли на свободу и по решению суда находятся под административным надзором. Этим людям необходимо регулярно отмечаться в милиции, а с 21.00 вечера до 4.00 утра находиться дома. Но Сергей Разживин уверяет: под амнистию такие люди не попадают.

Что делать на свободе?

И все же «подарок» от народных избранников не очень обрадовал милицию. Как правило, заключенные — социально неадаптированные люди. В нынешних экономических условиях вообще найти работу непросто, а тем более человеку с судимостью. Многие работодатели отказываются принимать такого человека, несмотря даже на его высокую квалификацию. Вот и возникает соблазн вернуться на незаконную дорогу получения доходов. Для заключенных центр занятости обязан бронировать места. На 2009 г. таких рабочих мест по Харьковской области забронировано 17. На начало 2009 г. в регионе было 50 безработных из числа освобожденных из мест лишения свободы или ЛТП. За январь-февраль в поисках работы в центры занятости области обратились 36 человек, 8 из них были трудоустроены.

Игорь Марчак, Харьков, Вечерний Харьков

Первая часть в предыдущем выпуске "Украина: бандитские девяностые возвращаются?"

You may also like...