Охота на «карпал»: убийца крымских таксистов «зарабатывал» на свадьбу

Суд приговорил убийцу таксистов Александра Варлагина к высшей мере наказания — расстрелу. В те годы Украина шокировала всю Европу, исполнив 167 казней и вынеся 169 новых смертных приговоров. Наша страна оказалась на 5-м месте в мире по количеству исполненных смертных приговоров, а по частоте исполнения смертных казней на душу населения опередила даже Китай. Тогдашнюю ситуацию в Украине называли «варварством наших дней». Однако приговор Варлагину в те годы абсолютно все посчитали справедливым.

Автор: Юлия Исрафилова. Первая Крымская

80-е годы в Крыму ознаменовались всплеском особо жестоких преступлений. Циничные убийства, изнасилования и грабежи были словно тренировочной разминкой перед настоящим боем — приходом на полуостров эпохи бандитизма 90-х. Одним из таких символичных уголовных дел 1988 года была история преступлений 30-летнего убийцы крымских таксистов Александра Варлагина, которые расследовал полковник милиции, заместитель начальника УВД Крыма, автор книги «Мы были честными ментами» Борис Бабюк.

Все и сразу

На вид житель Феодосии Александр Варлагин был обычным 30-летним мужчиной: несуетливый, спокойный, уверенный в себе… Почему же видавший виды Бабюк до сих пор называет его монстром. «Для меня история преступлений этого 30-летнего монстра значит больше, чем послужной список иных серийных убийц, — говорит он. — Нападения на таксистов стали предтечей тотальной криминализации общества. Криминалитет сразу учуял, что грядет эпоха легких денег». Как оказалось позже, крымский Шерлок Холмс был прав. Не с «хавичей и «саханов» начиналась эпоха крымского бандитизма, а с таких вот «варлагиных», способных хладнокровно убивать ради наживы.

Деньги нужны были Варлагину не больше и не меньше, чем другим. Жил он в среднем достатке, но к своим 30-ти успел поработать на разных должностях. Был сначала мастером на участке «Вторчермета», потом заместителем директора по снабжению на феодосийском молокозаводе, затем начальником отдела снабжения на хлебокомбинате и слесарем в санатории «Волна». Одним словом, зарабатывал как только мог. Тем более что в последнее время появился у него стимул — любимая женщина. Перед ней хотелось выглядеть удачливым и обеспеченным — в общем, на голову выше других. А на одной только зарплате так не вырастешь. Тогда-то Варлагин и решил: для достижения цели все методы хороши. И начал убивать.

Охота на «карпал»

В 80-е годы доходным бизнесом было все, что связано с автомобилями. Тогда автотранспортом крымские города забиты не были, поэтому машины были больше роскошью, чем средством передвижения. Стоили они в те годы в среднем 10 тысяч рублей — деньги по тем временам немалые. Александр Варлагин понял, что именно благодаря автомобилям сможет сказочно разбогатеть.

Был декабрь 1987 года. Варлагин предложил одному своему приятелю смотаться в Симферополь, чтобы, дескать, заработать деньжат. Тот, совершенно не зная, как именно они будут зарабатывать, тут же согласился, несмотря на дальнюю дорогу. Подъезжая к крымской столице, Варлагин предложил оставить машину в аэропорту и взять такси. Объяснил это коротко: «Чтобы не светиться». Приятель опять согласился. Взяли в аэропорту такси и указали водителю дорогу — в Ялту. Последний без всяких подозрений согласился. Когда проезжали Марьино, Варлагин попросил таксиста, мол, давай заедем на несколько минут к родственникам. Тот опять согласился.

Когда водитель свернул с дороги, Варлагин ударил его по голове металлическим предметом. Таксист оказался не из слабых и попытался отбиться, потом он затормозил, вытащил ключ зажигания и выпрыгнул в кювет. Кореш Варлагина, наблюдая все это, тоже в шоке выпрыгнул из машины и схоронился на обочине. Он видел, как его товарищ тщетно пытался завести машину и матерился на чем свет стоит — уплывали 10 тысяч рублей. Потом он поспешил ретироваться.

Уже дома Александр Варлагин обдумал все свои ошибки и просчеты. Для того чтобы всерьез заняться таким «бизнесом», нужно было настоящее оружие. Достать таковое было негде, и поэтому Варлагин сделал его сам. На изготовление самодельного огнестрельного оружия ушло 4 месяца, в результате появились два малокалиберных пистолета. И тогда Варлагин снова вышел на охоту.

Второй его жертвой стал В. А. Лабзин — работник транспортного кооператива «Ялос». Мужика на хороших «Жигулях» Варлагин «сфотографировал» на симферопольском автовокзале. Присмотрелся, подошел, попросил отвезти в Феодосию. Таксист согласился, сошлись на сорока рублях. Дорога предстояла длинная, но Лабзин и не подозревал, что окажется она для него короткой. Недалеко от Грушевки Варлагин достал оружие и выстрелил в таксиста. Тот скончался на месте. Труп убийца погрузил в багажник и поехал в Феодосию.

Уже у себя дома он вытащил из машины радиоприемник и магнитофон, а с Лабзина снял часы и туфли, которые потом… носил сам. С трупом преступник долго не возился. Отвез тело на Лысую гору и закопал там. Все это Варлагин исполнил хладнокровно, без лишней суеты. Он даже удивлялся, почему раньше не занялся этим, ведь все так просто.

Роковая «Волга»

В кабинет Бориса Бабюка вошла, словно тень, женщина с заплаканными глазами и серым лицом: «Сын пропал…». Это была мать С. М. Осипенко — еще одного таксиста, которому не посчастливилось встретиться с Варлагиным.

31 мая 1988 года в аэропорту Симферополя к таксисту, ездившему на бежевой «Волге», подошел мужчина и предложил отвезти его в Феодосию. Тот запросил за это 50 рублей. Варлагин сел на переднее сиденье и всю дорогу делал вид, что спит. Потом он вдруг проснулся и попросил таксиста заехать в Кировское буквально на несколько минут. Осипенко согласился, но попросил доплатить еще 20 рублей. Вместо согласия Варлагин достал пистолет и выстрелил в водителя. Труп Осипенко он закопал в лесополосе совхоза «Красный луч». При этом снял с убитого часы и кроссовки.

После этого Варлагин отогнал «Волгу» в арендованный гараж кооператива «Северный» в Феодосии. Дальше дело было за малым — продать машину за хорошие деньги. Автомобиль Варлагин предложил некоему Хлыстикову, правда, предупредил, что машина без номеров. Именно благодаря этому человеку сыщики и вышли на убийцу таксистов — Хлыстиков сотрудничал со следствием до последнего.

Когда Осипенко не вернулся со смены в гараж, его тут же начали искать. «Сначала к нам поступило заявление о том, что в симферопольский таксопарк не вернулся водитель Осипенко, — вспоминает Бабюк. — А через неделю с нами связался начальник Феодосийского горотдела милиции Иван Иванович Поляков и сообщил, что, согласно оперативным данным, житель Феодосии Варлагин продает «Волгу» ГАЗ-24.

На первый взгляд, казалось, все было гладко. Информация о Варлагине подозрений не вызывала. Работал там-то, был два раза женат, собирается под венец в третий раз, поэтому и продает «Волгу», дескать, деньги нужны на свадьбу.

Вместо свадьбы расстрел

Тем не менее чутье подсказывало Бабюку, что убийца таксистов где-то рядом. Была объявлена операция «Поиск», в которой участвовали лучшие сыщики области, такие как следователь по особо важным делам областной прокуратуры Алексей Домников, прокурор Железнодорожного района Александр Чеверев и старший инспектор УГРО Петр Сухораб. Феодосия была закрыта по всем направлениям, и Варлагин почувствовал недоброе. На место встречи с покупателем, а она была назначена на час ночи, убийца не явился. Однако сыщики успели выяснить, что в закрытом гараже стояла «Волга» с симферопольскими номерами.

Варлагина взяли, когда он выходил из свадебного салона. «Мы встретились с ним взглядами, — рассказывает Борис Бабюк. — Я понял, что это крепкий орешек и так просто он не расколется. Тем не менее я сказал ему тогда: «Когда ты будешь ночью сидеть в камере, подумай о своих жертвах, каково было им…»

А в камеру к Варлагину поместили «подсадных уток» — традиционный милицейский прием для того, чтобы «раскрутить» преступника на признание. Они обрабатывали его всю ночь: не физически — морально, и к вечеру следующего дня Бабюку позвонили из дежурной части феодосийского СИЗО и доложили, что задержанный Варлагин готов дать показания.

В кабинете следователя убийца признался во всех своих преступлениях. Потом он показал, где спрятал трупы.

Суд приговорил убийцу таксистов Александра Варлагина к высшей мере наказания — расстрелу. В те годы Украина шокировала всю Европу, исполнив 167 казней и вынеся 169 новых смертных приговоров. Наша страна оказалась на 5-м месте в мире по количеству исполненных смертных приговоров, а по частоте исполнения смертных казней на душу населения опередила даже Китай. Тогдашнюю ситуацию в Украине называли «варварством наших дней». Быть может, так оно и было. Однако приговор Варлагину в те годы абсолютно все посчитали справедливым.

Варлагина расстреляли за неделю до его планируемой свадьбы. Где сейчас тлеют останки преступника, не знает даже его бывшая невеста.

You may also like...