Кризис на колесах. Криминальный мир теперь выбирает машины попроще

Экономический кризис неожиданным образом отразился на автоугонах. Машин стали красть меньше, а интерес преступников сместился с престижных дорогих моделей на так называемые бюджетные иномарки. 

Если раньше у угонщиков наибольшим спросом пользовалась продукция отечественного автопрома, то сейчас они ею явно пренебрегают.

Статистика первых трех месяцев этого года удивила милиционеров, они даже решили было, что криминальный автобизнес потихоньку умирает. Например, если за три месяца 2008 года в России угнали чуть более 9 тыс. автомобилей, то в этом году — около 8 тыс. штук. В Москве это соотношение составляет 3 тыс. и 2,5 тыс. штук соответственно. Сыщики угрозыска напрямую связывают это со свирепствующим кризисом.

— А чему удивляться? Авторынок обрушился, и сейчас даже обычную машину продать невозможно, не то что криминальную, — рассказал «Труду» пресс-секретарь МУРа Алексей Бахромеев.

Всем кризис

По словам оперативников, если в разгар автобума преступники чутко реагировали на спрос, угоняя престижные модели для продажи «без очереди», то теперь это потеряло всякий смысл: любую машину сейчас можно купить в тот же день. На вторичном рынке продажи тоже резко упали, и автоугонщики могут «зависнуть» с машиной: по обычной цене ее никто не купит, а подозрительно низкая цена людей отпугнет. Перегон угнанной машины для продажи в Сибирь, Закавказье или страны СНГ также потерял всякий смысл — экономическая ситуация везде одна и та же.

В последние три месяца столичное УГИБДД отмечает такую тенденцию: с дорогих и престижных Lexus, Audi, Toyota и Mercedes угонщики переключились на иномарки стоимостью 15-30 тыс. долларов.

— Теперь их больше всего интересуют автомобили японских производителей, — рассказал «Труду» начальник отдела розыска автотранспорта УГИБДД ГУВД Москвы Александр Подольный.

Так, если лидером по угонам в Москве в прошлом году был «народный» Volkswagen-Passat (113 штук), за которым следовали Mazda 3, Toyota Corolla и Mazda 6, то в этом году в Москве Volkswagen не вошел даже в первую десятку. Столичный черный список-2009 выглядит так: Mazda 3 (104 штуки), Mitsubishi Lancer, Honda Civiс и CRV. Наиболее рискованным для автовладельцев был Западный округ Москвы, где украли 420 автомобилей (в других округах — не больше 350). Каждую вторую машину увели в ночное время.

Патриоты не в чести

Понятно, что бизнес не умер. Ежедневно только в Москве угоняют 30-40 автомобилей, причем отечественные «Жигули» в рейтинге предпочтений угонщиков занимают последние места. Оперативники объясняют непатриотичность воров тем, что перепродажа отечественных машин стала нерентабельной. Люди предпочитают за те же или чуть большие деньги иностранные автомобили, пусть даже и произведенные в России. Родные же «Лады» угоняют в основном для того, чтобы разобрать и продать на запчасти. Для этих же целей крадут еще оставшиеся у кого-то классические «Запорожцы» и «Москвичи». Запчасти для этих раритетов стали настоящим дефицитом и зачастую стоят дороже аналогичных деталей для каких-нибудь Mercedes или Volvo. Например, в прошлом году только в Москве угнали всего 9 классических «Запорожцев», а за три месяца этого года в России их похищено уже 14 штук.

Ко всему прочему кризис пополнил ряды автоугонщиков безработными гастарбайтерами. Они, по словам сотрудников подразделения розыска ГИБДД Москвы, в отличие от профессионалов, предпочитают как раз «Жигули».

— Обычно они похищают машины по пьянке, покататься. А иногда для того, чтобы успеть за ночь «набомбить» на ней денег частным извозом, — рассказал «Труду» один из инспекторов ДПС.

Экспресс в угоне

По прогнозам сыщиков угрозыска, криминальный мир будет активнее развивать другие направления своего бизнеса. Например, угоны автомобилей для последующего возврата их за выкуп. Правда, этот бизнес будет работать честно (если это слово тут вообще уместно) только в небольших городах и малолюдных регионах, где хозяин угнанной машины может заручиться личной гарантией местного «смотрящего».

— В Москве хозяев машин будут «кидать» направо и налево, потому что здесь не поймешь, кто, что и кого контролирует, — высказал «Труду» свое мнение один из оперативников угрозыска МВД РФ.

В качестве иллюстрации можно привести уголовное дело, материалы которого недавно направил в суд следственный отдел при прокуратуре Восточного округа Москвы. Осенью 2008 года четверо гангстеров угнали у столичного бизнесмена джип BMW X5 и запросили за его возврат 7 тыс. долларов. Когда хозяин джипа приехал на переговоры, преступники похитили и его самого, потребовав за освобождение уже 11 тыс. долларов. Пленнику, к счастью удалось сбежать, после чего милиционеры задержали всех вымогателей.

Этот способ заработка для преступников в нынешних условиях не только самый выгодный, но и самый рискованный. Дело в том, что «скупые» хозяева машин все чаще стали обращаться в милицию. Пока идут переговоры, оперативники успевают отследить и вычислить гангстеров. Поэтому, чтобы обезопасить себя, угонщики стали практиковать так называемый экспресс-выкуп. Украв машину, они связываются с хозяином, назначают цену и предлагают привезти им деньги в течение 15 минут. Если хозяин машины не успевает, его авто продают на запчасти. Столь жесткие ограничения по времени объясняются тем, что за четверть часа хозяин машины просто не успеет предупредить милицию, а оперативники не смогут подготовить полноценную операцию.

Дорогие мои трактора

Кризис пока никак не отразился на интересе угонщиков к специальной и строительной технике. Именно весной начинается строительный бум, ради которого похищаются автокраны, самосвалы, прицепы и трактора. За три месяца этого года в Москве уже угнали 22 самосвала, один каток, один трактор «Беларусь» и 10 прицепов. Эти цифры отличаются от статистики прошлого года буквально на одну-две единицы. Популярность крупногабаритной техники у угонщиков связана с тем, что ее проще украсть и продать за большие деньги. Ведь дом без нее не построишь. Средняя стоимость автокранов, самосвалов, прицепов и катков сегодня составляет 50-100 тыс. евро.

Закономерность

Время угонов

1164 автомобиля в Москве угнаны ночью

272 днем

168 вечером

129 утром

Данные ГУВД Москвы за первые три месяца 2009 года

Угоны-2009

Московский хит-парад первого квартала 2009 года

Mazda 3 104 штуки

Mitsubishi Lancer 103

Honda Civic 83

Honda CRV 80

ВАЗ-2114 75

Toyota Corolla 61

Toyota Camry 61

Mazda 6 48

ВАЗ-2112 43

ВАЗ-2115 43

Угоны-2008

Московский хит-парад первого квартала 2008 года

Volkswagen Passat 113

Mazda 3 93

Toyota Corolla 86

Mazda 6 72

Toyota Camry 67

ВАЗ-2112 64

Mitsubishi Lancer 61

ВАЗ-2114 58

Suzuki Grand Vitara 54

Audi A6 41

География

Угоны по московским округам, 2009

ЗАО 420 штук

ЮАО 412

ЮВАО 366

САО 318

СВАО 317

ЮЗАО 292

ВАО 284

СЗАО 256

ЦАО 242

Зеленоград 15

Данные ГУВД Москвы за первые три месяца 2009 года

Взять по-мелкому

В разгар кризиса все больше российских автомобилистов страдают от уже канувших в прошлое мелких краж. Появляются сообщения о том, что с машин вновь начали пропадать колеса, колпаки, зеркала, щетки-дворники и бензин из баков. По мнению оперативников, если раньше подобную мелочовку похищали наркоманы, то теперь этим промышляют люди, оставшиеся без работы.

Тенденции

Угонщик пошел не тот

По наблюдениям сыщиков столичного угрозыска, среди автоугонщиков стало меньше профессионалов, теперь машины предпочитают похищать разбоями и обманом. Об этом «Труду» рассказал начальник 7-го (автомобильного) отдела МУРа Иван Горбунов.

— Почему угонов в Москве стало меньше?

— Есть несколько причин, но кризис среди них не главная. В последнее время мы задержали четыре крупные группировки угонщиков, что благоприятно отразилось на криминальной ситуации. Если в городе и остались другие группировки, то они уже не имеют такой криминальной квалификации.

— Что вы имеете в виду?

— Сигнализации и защитные системы на дорогих автомобилях становятся все сложнее, а вот интеллектуалов и программистов среди угонщиков — все меньше. Именно поэтому они и перешли на массовые иномарки. Самой дорогой похищенной машиной в 2009 году был Maserati, который мы уже нашли и вернули хозяину.

— А как же массовые угоны редких Bentley?

— Действительно, в 2007 году в Москве угнали 12 Bentley, из которых 7 машин мы уже нашли и вернули. Угнать Bentley достаточно просто, потому что у него есть много общего с Porsche и даже Volkswagen, но он отличается от них тем, что его очень трудно легализовать. Когда преступники это поняли, они потеряли к данной марке интерес.

— Как изменились предпочтения угонщиков?
— Лишь четверть угнанных машин — отечественные. Это связано с тем, что их в принципе стало меньше в Москве. Иномарки выпуска до 2004 года угоняют, чтобы разобрать на запчасти, а все свежие легализуют и перепродают. 15% угнанных иномарок — дорогие машины стоимостью от 50 тыс. долларов.

— Какие марки входят в зону риска?
— Это новые отечественные «Лады», а также Mazda, Lexus, Infiniti и Toyota.

— Что вы посоветуете владельцам этих автомобилей?
— Застрахуйте машину, поставьте сигнализацию и механическую защиту, не бросайте дорогое авто без присмотра во дворе. Сдавая машину в автосервис, обязательно отключайте сигнализацию, чтобы ее не отсканировали механики, и заберите с собой механические блокировки.

— Почему у угонщиков не пропадает интерес к строительной технике?
— Эту технику редко оснащают защитой, она очень дорогостоящая и всегда востребована. Например, в прошлом году КамАЗ не справлялся с заказами, поэтому потребности в самосвалах обеспечивали угонщики. В последнее время им все чаще стали помогать гастарбайтеры, работающие на такой технике.

— Изменились ли способы похищений автомобилей?
— Теперь популярна следующая схема. Преступники выбирают в интернете или газете бесплатных объявлений подходящую машину и отправляют к хозяину «разведчика», который под видом потенциального покупателя тщательно осматривает сигнализацию и средства безопасности, после чего обещает подумать и уезжает. Затем к хозяину приезжает уже непосредственный угонщик. Под предлогом проверки ходовых качеств машины он садится за руль и уезжает. Другим излюбленным способом похищения остаются разбои, когда преступники силой отнимают машину у хозяина. По-прежнему популярны и кражи ключей у хозяев машин в супермаркетах и торговых центрах.

Прямая речь

Александр Подольный, начальник отдела розыска автотранспорта УГИБДД ГУВД Москвы:

— Снизить количество угонов автомобилей в Москве удалось во многом благодаря работе наших розыскных подразделений. Так, за три месяца этого года мы нашли уже 3,3 тыс. автомобилей, числившихся в розыске, причем 1,4 тыс. — из числа угнанных ранее. В этом году благодаря специальному комплексу «Поток» мы проверили 45 млн. автомобилей, среди которых обнаружили 1,2 тыс. разыскиваемых. Сейчас на вооружении наших розыскных подразделений появились новые эффективные технологии и системы, позволяющие вычислять разыскиваемые автомобили, но, к сожалению, я не могу раскрыть информацию о них.

Андрей Гридасов, Труд

Читайте также: