«Великолукская бригада» уходит. Похороны Славы Питерского (фото, видео)
На днях в Юрмале хоронили Вячеслава Стурайниса (Славу Питерского), расстрелянного из автомата на прошлой неделе в Майори. Отпевание состоялось в дубултской церкви Св. Владимира. Хоронили авторитетного предпринимателя, более известного в узких кругах по прозвищу Малыш, на кладбище в Асари. На траурную церемонию собралось около сотни человек, похоронная процессия на полсотни машин образовала существенную пробку. За порядком негласно следила юрмальская полиция.
В 13.00 к дубултской церкви начали подтягиваться дорогие иномарки. Преимущественно джипы, хотя имелись также «бентли», «порше», тюнинговые «мерседесы» и т.п. Кроме родственников погибшего, в толпе провожающих его в последний путь был замечен ряд авторитетных латвийцев (в частности, шурин покойного Яниса Кальвы Владимир Нечаев) и гости из России, в том числе из города, давшего Стурайнису прозвище, — Петербурга. Авторитеты были в основном в траурных кожаных пиджаках. Общее число прощавшихся, по визуальной оценке, достигло 100 человек.
;
Отпевание Вячеслава Стурайниса длилось около часа. Снаружи остались немногие — судя по всему, водители, выполнявшие в данном случае также роль неофициальной охраны траурного мероприятия. Кроме нас, других корреспондентов СМИ или бригад ТВ поблизости не наблюдалось.
После отпевания процессия с гробом пересела на автомобили и отправилась на кладбище в Асари. По
ходу движения она выглядела крайне внушительно: на одном из участков проспекта Меллужу джипы и кадиллаки даже создали небольшую пробку. После похорон в одном из фешенебельных заведений состоялись поминки.
Тем временем продолжаются поиски убийц Стурайниса. Пока что найдено лишь орудие убийства — автомат, брошенный в угнанном авто.
Версии
По одной из версий расстрел мог быть связан с недавней ликвидацией «отмывочной схемы».
О чем идет речь: за несколько дней до демонстративного расстрела Денисова Служба госдоходов сообщила о раскрытии схемы по отмыву денег на 7 миллионов латов, которой предположительно руководил представитель криминального сообщества Молдован (вероятно, речь идет о некоем Юрии Лунга).
По информации следствия, он нигде сам не «светился» и ни в каких фирмах формально не состоял. У него, однако, имелись «топ-менеджеры», у каждого из которых была своя оригинальная схема отмыва под надзором и свой список клиентов. С клиентуры взымалась небольшая по нынешним временам комиссия — 9—11%.
За время деятельности группы «скорая антиналоговая помощь» была оказана примерно 100 фирмам. Итоговые доходы мойщиков составили порядка 700 тысяч латов. На подхвате в схеме был даже старший налоговый инспектор СГД.
Причем тут Вячеслав Стурайнис? Согласно версии нашего источника, он мог иметь к делам Молдована и Ко непосредственное отношение. И, поскольку он не был задержан вместе с участниками схемы — оказался тем «крайним», к которому были выдвинуты претензии у тех, кто потерял деньги. Претензии, судя по всему, были отвергнуты — со ссылкой на «обстоятельства непреодолимой силы» в лице правоохранительных органов. Но «кредиторы» не посчитали их уважительными. И провели показную карательную акцию с автоматным расстрелом.
Впрочем, официально на сегодня, по словам старшего инспектора пресс-отдела Госполиции Линды Неймане-Зобены, полиция выдвигает лишь две версии самого общего плана: 1) убийство совершено по личным мотивам и 2) убийство совершено по заказу.
Предполагаемые исполнители пока не задержаны, обнаружен лишь один из автомобилей и оружие убийства — автомат Калашникова.
Немного ретро
Убитый в минувший четверг Вячеслав Стурайнис (он же Денисов, он же Малыш), был хорошо известен в середине 90-х. Время было лихое и поразительно похожее на наше сегодня. Характерный нюанс: старое дело Малыша-Григи было увязано на выбивание строительного долга 🙂
Не знаю даже – плакать или смеяться от прямых параллелей. Вот цитата из моего текста-отчета о судебном процессе 1997 года над Малышом, Григой и прочими интересными людьми из великолукской бригады:
«На старте процесс по «делу Григи», по значимости почти не уступающий «делу Харитонова». Оба процесса увязаны на весьма болезненную для сегодняшней экономики тему: возврат кредитов. Материалы уголовного «дела Григи» навевают чувство ностальгии по праздничной эпохе 1992-1993 годов. Все набрали кредитов, ездят на шикарных машинах, закусывают шампанское устрицами…»
Интересно, да? Вот и я тоже, прочитав это, задумалась: чего ж мы теперь-то, в нашем 2009-м плачемся, если снова – и совершенно добровольно – упали на те же грабли. Снова кредиты, устрицы-шампанское, после чего долговой кризис и стрельба. «Кредитная жила» в 90-е была чуть другая – но в этом ли суть?
Для тех, кто забыл: в начале 90-х появились первые доморощенные коммерческие банки, которые начали интенсивно кредитовать латвийский Большой Бизнес – то есть проекты вроде покупки партии «красной ртути». Кредиты, естественно, не возвращались, что и привело к банковскому кризису 1994-1995 годов. (Подробности кредитных операций Вована в Красном Пиджаке лучше всего, на мой взгляд, описаны у писателя Пелевина).
В наше время «кредитная жила» была создана с помощью скандинавских банков и всеобщей веры в несдуваемость пузыря недвижки. Велика ли разница будет в последствиях? Вот в чем вопрос…
А теперь еще одна цитата из судебного отчета 1997-го года — она важна для понимания уже конкретного дела Малыша-Григи: «Григорьев (Грига) был вторым отщепенцем, отколовшимся от группировки Райгородского – после Максима Тарнопольского. Раскол знаменовал собой новый этап: криминальная верхушка не желала больше сморкаться в рукав и жаждала респектабельности. Капитала было столько, что пришла пора его легализовывать».
То есть: «великолукские» были тогда выходцами из известной пардаугавской группировки.
А теперь — о сути того старого дела Малыша-Григи.
Ностальгическое фото: великолукские в середине 90-х. Малыш — внизу второй справа.
Контейнерный бизнес
Основной сюжет дела прост: в 1993 году бизнесмен Фалик Шалим попал в контейнер из-за долгов. Точнее, в два: по версии обвинения, сначала был контенер N1 «короля рэкета» Харитонова, а через некоторое время контейнер N 2 – великолукский.
Что важно для понимания: ув. бизнесмен-жертва имел весьма спорную репутацию. К моменту наступления контейнерной фазы бизнеса, его называли даже Селгой N 2. В 1995 году его, в частности, разыскивал Лондонский королевкий суд, ибо он ухитрился наколоть даже известную английскую фирму Dunhill.
Отметим также: Фалик Шалим был одним из учредителей небольшого, весьма приватного AKO banka — как и глава великолукских Григорьев (Грига). И вот, через цепочку фирм был получен кредит в 1,2 млн. долларов, который был оформлен на дочернюю фирму – АКО-VKT, причем причем гарантом выступал АКО-банк (то есть, акционеры поручились сами за себя).
Планы по использованию кредита были такие: г-н Шалим быстро прокрутит деньги по схеме деньги-бензин-деньги, а г-н Григорьев вложится в строительство домов в Великих Луках. Строительный проект г-н Григорьев пробил через министрество обороны России, поскольку дома предназначались для военных.
Примерно в это же время г-н Фалик обещал сбыть редкоземельный металл Цирконий для харитоновцев, обещая его продать в Германии.
Однако этот гешефт не удался. И миллион с лишним, и цирконий легко просочились сквозь пальцы бизнесмена. Поэтому по возвращении в Ригу Фалик был тут же водворен в контейнер N1 на спасательной станции «Катлакалнс», где в течении нескольких суток имел возможность поразмыслить над своим поведением. Этого хватило, чтобы он вернул часть долга, после чего быстро уехал в Россию.
Чуть позже, вернувшись в Ригу, он попал в контейнер N2 – на ул. Лудзас, 26. Произошло это в конце ноября 1993 года – с 14 по 19 ноября. После этого бизнесмен пропал без вести. И одновременно – всплыла его генеральная доверенность на передачу акций АКО-банка Григорьеву. Документ был заверен нотариусом, который подтвердил: акт передачи был осуществлен в его присутствии, добровольно. Однако позже, уже в ходе следствия, выяснилось: подпись Фалика под документом фальшивая…
Вячеславу Денисову (Малышу) на этом процессе вменялось активное участие в делах бригады – вроде контейнерного пленения, а также эпизод с фирмой Dimassko. По версии обвинения, он присутствовал на знаменитой встрече в кафе «Ленинград», где Райгородский и Харитонов якобы наложили на владельцев фирмы Dimassko 5-процентную дань.
Восстанавливая обстоятельства этой встречи 1992-го года, обвинение назвало такой состав участников: от «Пардаугавы»: Борис Райгородский, Виктор Кузниченков (Внук), Вячеслав Денисов (Малыш) и Никитенков (Прокленыш); с противоположной стороны: Иван Харитонов и Геннадий Валягин.
Однако на процессе выяснилось: свидетели и участники ничего не помнят.
Вот цитата из судебного отчета за 12.03.97 года (газета «СМ-сегодня):
«Показания дает свидетель, экс-администратор бывшего кафе «Ленинград». Суд интересует: был в этом кафе «сходняк» между «пардаугавскими» и «харитоновскими» или нет. Администратор почти уверен: нет. Судья переспрашивает: «вы уверены, ведь прошло 5 лет». Но свидетель настаивает: он вообще каждое 1-е сентября помнит – праздник все-таки, толпы народа. Но тогда, чтобы большая компания парней в зал вошла – такого он не помнит».
Далее показания дает Харитонов. Вопрос тот же: «ленинградская стрелка». Ответ: с подсудимыми ни совместного отдыха, ни бизнеса – не имел, а о таком понятии как «крыша», вообще узнал из газет.
«Бабы и крабы»
А теперь – немного гламура из 90-х. На том процессе показывали видео-пленку – мальчишник в Таиланде с участием Ташкента, Григи, Малыша и остальных. По мнению обвинения, эта запись должна была проиллюстрировать наличие сплоченной преступной группы.
Получилось эротично: на экране мелькает табличка с иероглифами и узкоглазый повар. Потом камера упирается в деревянный стол, за которым сидят парни с выпуклыми бицепсами. Майки с вырезами до пупа, массивный «голдевич». Голос за кадром протяжно выводит ругательство, после чего блаженно изрекает: «Бабы… И крабы…».
После этого, по требованию защиты, прессу удалили из зала. Жена подсудимого Григорьева Наталья ушла сама.
После видео-после показа было занятное обсуждение – защита категорически отрицала прочное знакомство между героями показа.
Адвокат Хлевицкис (будущий судья):
– Да, Григорьев был в Таиланде. Поехали люди отдыхать, крепко были пьяные, ругались матом… И что это доказывает? Даже если кто-то обнимался, нельзя же установить, что снимающиеся были действительно знакомы… Там, где употребляется алкоголь, могут целоваться даже с чужими женами.
Адвокат Шика:
– Да, цепи на них толстые и крабов много. Конечно, они не агнцы божие. Но это не имеет отношения к моему подзащитному Денисову. Он, скорее персонаж из Киплинга, который гулял сам по себе.
Итог
Решение суда оказалось неожиданным: за решеткой остался только Грига – он получил 3 года за многоженство и ношение оружия. Вот как это получилось.
10 апреля 1997 года «великолукским» был вынесен приговор судом первой инстанции. Что самое главное: со всех подсудимых было снято обвинение по ст. 17 – организация преступной группировки. Суд счел, что таковой не было.
Суд также счел бездоказательным самый скандальный эпизод обвинения – насильное удержание в морском контейнере в течение 3 суток Шалима Фалика. (Потерпевший не объявился, заявления не подавал, свидетели все забыли).
Суд счел вымышленной и всю историю встречи в кафе «Ленинград». Поэтому Денисов (Малыш) автоматически оказался оправдан. Более того: суд попросил возбудить уголовное дело против главы фирмы Dimassko Горшанова «за дачу ложных показаний». По мнению судьи Черкасовой он дал эти показания прокурору Стумбергсу в обмен на изменение меры пресечения.
Григорьев получил тогда 5 лет – за эпизод разового вымогательства в 50 тысяч долларов, хранение оружия и многоженство. Суд установил, что в Латвии Грига женился на некой Алте Сприньге, оставаясь женатым на Наталье Григорьевой (и проживая с ней фактически).
Кузниченков получил 4 года – за тот же эпизод вымогательства.
Приговор суда 2-й инстанции от 17.09.97 был еще более мягким: вымогательство было переквалифицировано на самоуправство. Итоговый приговор за это – штраф в 10 минимальных зарплат. Кузниченков (Внук) тут же вышел на свободу и за решеткой остался сидеть только Грига – 3 года за многоженство и ношение оружия.
…Как сложилась бы жизнь «великолукских», если бы приговор суда был другим? Об этом можно спорить долго и эмоционально.
Марина Михайлова, Криминал
http://www.kriminal.lv/ru/bez-razdela/kak-slava-piterskiy-vyibival-stroitelnyie-dolgi-retrospek-2.html
Tweet