По карманам как по Невскому: самые популярные места Петербурга среди грабителей, воров и карманников
Питерские фотографы в этом году подверглись массированной атаке грабителей и воров, которые специализируются на кражах дорогой техники. По неофициальным данным, жертвами преступников стали более двухсот петербуржцев и примерно столько же иностранных туристов. Профессиональные шайки воров промышляют в метро, на Большой Конюшенной, возле Спаса на Крови, Дома книги на Невском проспекте и Дворцовой площади. На Невском между Дворцовой площадью и Садовой улицей действует несколько банд, которые нападают преимущественно на иностранцев, отнимают фототехнику и деньги.
Метро
Шайки воров орудуют, как правило, на центральных станциях метро «Гостиный Двор», «Маяковская», «Лиговский проспект» и «Невский проспект». Действуют небольшими группами. Заблаговременно высматривают своих жертв. Действовать начинают, когда люди входят в вагон или выходят из него, либо перед эскалатором. Воры часто прикидываются глухонемыми или пьяными. Считается, что самая крупная и наглая шайка орудует на станциях «Невский проспект» и «Гостиный Двор».
Воры, как правило, низкорослые мужчины. Их можно распознать по куртке, наброшенной на руку, – под нее прячут добычу. Достаточно нескольких секунд, чтобы по цепочке передать краденое подельникам. Воров сопровождают несколько крепких мужчин, которые отвлекают внимание, создают толчею и могут атаковать жертву, заметившую кражу и поднявшую крик. Схемы, по которым действуют грабители, можно изучить в блогах.
– Примерно в 19.30 на входе в последнюю дверь последнего вагона метро на станции «Лиговский проспект» из рюкзака вытащили мою Fuji S3Pro с Sigma 18-50\2.8, – пишет в интернете один из пострадавших. – Схема классическая: рюкзак был за спиной. Обычно ношу его со всепогодным чехлом и при входе в вагон беру в руку, а тут торопился, не снял.
Другой посетитель интернет-сайта сообщает: «Сегодня захожу на станцию метро «Пионерская», и что вы думаете – сразу на входе, там, где киоск с газетами, на бордюре сидят трое – именно те, которые пытались украсть мой фотик! Я решил их заснять на телефон. Буквально тут же ко мне подошел мент, огородив меня от них под предлогом проверки документов, и дал им уйти! У меня же забрал телефон и отформатировал все находящееся в нем! Спустившись на эскалаторе вниз, я долго стоял и думал, что происходит. Буквально в этот момент один из них подошел ко мне вплотную сзади и сказал, что, если я еще раз попытаюсь это сделать, окажусь на рельсах!»
Анонимный пользователь рассказывает: «На станции «Невский проспект» при входе в вагон организовалась небольшая «пробка» – трое подвыпивших с виду ребят решили внезапно выйти. Прихватили фотоаппарат из сумки. Обнаружил открытую сумку, только когда дверь закрылась, а я остался в вагоне. Даже заметить не успел, как открыли застежку и две молнии на сумке».
Большая Конюшенная улица
Очевидцы рассказывают, что несколько крепких парней славянской внешности берут здесь в кольцо прохожего и отнимают все ценное. Пользователь в интернете предупреждает: «На Большой Конюшенной работают очень профессиональные воры. Будьте бдительны! Они там просто живут».
Дом книги на углу Невского проспекта и канала Грибоедова
В этом месте по традиции промышляют шайки цыган. Часто нападают на иностранцев, которые носят фотокамеры на шее. Ремешок срезают, хозяина сильно толкают в спину и срывают камеру. Чтобы защитить технику, нужно держать фотоаппарат в руке, намотав ремешок на запястье.
А на сайте vkontakte.ru есть группа под названием «О кражах фотоаппаратов». Там имеется собственная статистика, согласно которой милиция раскрыла лишь 6 из 86 краж техники. Стражи порядка каждый раз советуют пострадавшим не писать понапрасну заявление, а самим искать свою технику на «Юноне».
Как милиция реагирует на заявления граждан
Муж другой сотрудницы редакции стал жертвой классического телефонного мошенничества. Пожилому человеку сообщили, что его сын попал в беду и нужно 100 тысяч рублей, чтобы его вызволить. Пенсионер сторговался на 70 тысяч – это было все, что он накопил на сберкнижке. Когда обман открылся, пожилой человек отправился в милицию. Там лишь развели руками и пожурили: мол, как же вы, взрослый человек, поверили жуликам. Искать этих самых жуликов никто и не подумал. И заявление отговорили писать. А потом выяснилось, что у пенсионера украли еще и паспорт. Чтобы его восстановить, немолодой и больной человек трижды ходил в милицию – его гоняли из кабинета в кабинет. В заявлении о пропаже паспорта заставили написать, что он потерял его сам.
Подобных историй можно было бы рассказать еще множество. В конце концов граждане, столкнувшиеся с таким отношением, предпочитают не тратить время на бесполезные сношения с милицией: легче заработать на новый телефон, кошелек и сумочку. Старые все ровно не найдут. По данным из прокуратуры Петербурга, за 9 месяцев этого года в городе зарегистрировано 280 тысяч 586 сообщений о преступлениях. Это почти на 20 тысяч больше, нежели за аналогичный период 2007 года. Анализ, проведенный прокуратурой города, выявил один удивительный нюанс: число обращений от граждан увеличилось, а количество уголовных дел, возбужденных по ним, снизилось на 14 процентов. А значит, даже если жертва преступления настоит на своем и сумеет подать в милицию заявление, его не обязательно рассмотрят. Следователь всегда найдет повод, чтобы издать постановление об отказе.
С начала этого года сотрудники надзорного ведомства выявили 5 тысяч 588 преступлений, скрытых милицией от учета. Впрочем, вмешательство прокурорских работников тоже не означает, что правонарушение будет расследовано. Лишь 2 процента преступлений, поставленных прокурорами на учет, дошло до суда. По всем остальным милиция все равно приостановила или закрыла уголовные дела. Лидерами по сокрытию преступлений, по данным надзорного ведомства, оказались Выборгский, Красногвардейский, Невский, Адмиралтейский, Петродворцовый и Центральный районы Петербурга.
Горожане, потерявшие веру в дееспособность правоохранительных органов, пытаются самостоятельно противостоять преступности, информируя друг друга о самых опасных местах и снабжая советами по самообороне. В интернете существует множество тематических страниц, объединяющих жертвы карманных воров, черных риэлторов и уличных грабителей. На этих страницах есть весьма любопытные сведения о самых криминогенных местах города, предлагаются способы защиты от воров и даже юридическая консультация о том, как вести себя с милицией.
Самое представительное сообщество создали питерские фотолюбители на сайтах livejournal.com и vkontakte.ru. Люди обмениваются опытом общения с милицией, учат друг друга, как себя защитить, и даже могут подсказать, где искать украденную технику.
Ситуация с кражами фототехники оказалась столь угрожающей, что декан факультета фотокорреспондентов при Союзе журналистов Санкт-Петербурга Павел Маркин написал открытое письмо губернатору и начальнику ГУВД. Он решил обратить внимание властей на то, что в городе сформировалась настоящая криминальная индустрия, которая кормится за счет краж и продажи дорогой техники. Павел Маркин пишет: «Не проходит и дня, чтобы мне не позвонил кто-то из моих коллег, студентов или выпускников фотофакультета и не пожаловался, что у него похитили фотоаппаратуру. Причем преступники действуют практически по одной и той же схеме.
Чаще всего это происходит на центральных улицах города. Особенно криминогенным в этом смысле стал Невский проспект на отрезке от Адмиралтейства до площади Восстания. Скорее всего, мы в данном случае имеем дело с хорошо отлаженной и тщательно продуманной схемой хищения». Декан подробно информирует начальника ГУВД о методах преступников, о самых опасных местах, где действуют банды воров. По данным Павла Маркина, свыше двухсот человек в Петербурге стали жертвами этой хорошо отлаженной преступной индустрии, которую милиция упорно не желает замечать.
Прокуратура города, обескураженная масштабами сокрытия преступлений, пока не может придумать действенного способа повлиять на ситуацию. Привлечения руководителей милицейских подразделений к дисциплинарной ответственности маловато, для того чтобы отбить у стражей порядка охоту к незаконным способам улучшения статистики. В этом случае надзорное ведомство надеется в первую очередь на самих потерпевших, которые должны проявить гражданскую позицию и бороться до конца. В противном случае вместо безопасности и порядка на улицах города нам останется довольствоваться лишь благостными цифрами милицейской статистики, которые имеют весьма опосредованное отношение к реальности.
Тем временем…
Постовые стали лидерами криминального рейтинга
С начала этого года в прокуратуру Петербурга поступило около 3000 обращений от граждан о нарушениях, совершенных сотрудниками правоохранительных органов. В 95 процентах случаев горожане жалуются на сотрудников милиции. Об этом на коллегии прокуратуры заявил заместитель прокурора Петербурга Алексей Маяков.
Проанализировав жалобы граждан, в надзорном ведомстве пришли к выводу, что чаще всего недобросовестные милиционеры подвергают горожан насилию и обворовывают их. Как правило, местом преступления оказываются служебные помещения отделов милиции, а орудиями служат наручники, дубинки, электрошокеры. Кроме того, анализ показал, что чаще всего милиционеры нарушают закон после 6 часов вечера. Это объясняется тем, что после окончания рабочего дня ослабевает ведомственный контроль, начальство на месте отсутствует, а пострадавшему некуда идти жаловаться. Кроме того, темные дела всегда проще делать под покровом ночи.
Лидерами криминального рейтинга являются сотрудники патрульно-постовой службы – на них жалуются 25,7 процента горожан. Лишь немного отстают от них сотрудники вневедомственной охраны (24,3 процента). А каждая пятая жалоба приходит на неправомерные действия оперативников угрозыска. Еще 15 процентов правонарушений совершают сотрудники дежурных частей отделов милиции.
Между тем все обращения граждан о неправомерных действиях со стороны милиционеров направляются в Следственный комитет (СКП). Именно там должны проверить достоверность фактов и возбудить уголовные дела против нарушителей в форме. При этом в прокуратуре не довольны тем, как следственные подразделения справляются с этой задачей. Следователи СКП не стараются вникать в суть жалоб и предпочитают отказывать в возбуждении уголовных дел. В прокуратуре констатируют, что очень часто «оборотни в погонах» остаются безнаказанными и ничто не мешает им заниматься произволом и обогащаться за счет своих полномочий.
Валерия Брагинская, Невское время
Tweet