Над Киевом сгущаются долговые тучи, столица Украины – без пяти минут банкрот

Около 3,5 лет назад новый мэр Киева Леонид Черновецкий обозначил свой курс емкой и неоднозначной фразой: «власть в Киеве должна быть доброй». Сегодня эта «доброта» привела к тому, что столица в буквальном смысле разорена. 

Мы не говорим уже о внешнем облике когда-то утопавшего в садах и парках города, об архитектурной эквилибристике, уничтожающей памятники архитектуры и достопримечательности одной из жемчужин древней славянской культуры, о кучах мусора во дворах «спальных» районов и разбитых дорогах, о недостроенных мостах и «замороженных» объектах социальной инфраструктуры, о земельной вакханалии и злоупотреблениях чиновницкой братии, при выдачи разрешительной документации представителям малого и среднего бизнеса.

Остановимся лишь на основных аспектах жизнедеятельности столицы, не чуждых любому киевлянину, который в «новаторской» деятельности мэра и его «молодой команды» почему-то все больше и больше разочаровывается.

Транспорт приказал долго жить

На рынок городских перевозок КГГА изначально возлагала немало надежд, чем объясняются постоянные конфликты с конкурентами-частниками. Но планы пересадить горожан на общественный транспорт опять же наткнулись на необходимость глобального финансирования, особенно с учетом того, что техническое состояние КП приближено к критической отметке, а подвижной состав нуждается в коренном обновлении.

Однако обещанные новые трамваи и троллейбусы киевские улицы так и не заполонили, хотя еще в марте был объявлен конкурс «Киевпасстрансом» на закупку 32 автобусов и троллейбусов. В тоже время пополняется парк бывшим в употреблении зарубежным транспортом, но говорить об обновлении, тем более, достаточном, не приходится. Нехватка средств вынуждает экономить: потому зарплаты работникам коммунальному предприятию «Киевпасстранс» задерживают уже несколько месяцев, а водительский штат еще вначале года пришлось сократить чуть ли не на три десятка автобусных и троллейбусных маршрутов. Но куда же делись деньги?

При задолженности по заработной плате, была закуплена чудо техника на несколько миллионов гривен — электронные компостеры, и запущена не особо-то и нужная городская электричка «Троещина-Петровка» — добраться с Троещины до Петровки никогда не составляло больших проблем, скажет любой киевлянин.

Также деньги были потрачены и на скоростной трамвай, обещанный киевлянам ко Дню Независимости. Правда, еще до официального открытия Киевская инспекция городского транспорта признала данный транспорт небезопасным. Виною тому стала конструкция креплений начала 20-х годов прошлого столетия: неновые железнодорожные рельсы и деревянные шпалы соединены болтами времен первых пятилеток. Месяц назад Киевсовет установил размер уставного фонда КП «Киевпасстранс» в размере 348,376 тыс. грн. Примечательно, что новый скоростной трамвай обошелся городу примерно в ту же сумму.

Коммунальное предприятие финансируется за счет бюджета и выполняет основной объем перевозок льготных категорий. А получение «Киевпасстрансом» дотаций и компенсаций за их обслуживание постоянно задерживается. «Проблема в том, что Кабмин заложил в бюджет лишь 38 млн грн компенсаций на льготников вместо необходимых 200 млн грн», — говорит директор КП «Киевпасстранс» Николай Ламбуцкий. Хотя задержкой зарплат работников предприятия уже не удивишь. А уж о дальнейших перспективах и возможностях говорить вообще не приходится, и свидетельство тому хотя бы тот факт, что в конце апреля предприятие попало в топ-10 «черного списка» Национального форума профсоюзов как злостный нарушитель трудового законодательства ввиду массовых увольнений и задолженности по зарплате.

Нет денег на развитие

Дирекции «Киевпасстранса» не заплатили зарплату за июнь и советуют не ждать ее до сентября. Ситуация у рядовых работников еще хуже. Всех «лишних», в разряд которых попали, в первую очередь, кондукторы, сократили, а их функции переложили на водителей. Приходится констатировать: городской транспорт работает в убыток.

Подтверждает эти слова и директор КП «Киевский метрополитен» Петр Мирошников. «Финансовое положение метро – плачевное. При стоимости жетона 1,7 грн мы за одного пассажира, с учетом 300 тыс. льготников, в среднем получаем по 1,1 грн». Опять же проблема – в компенсациях за такого рода перевозки. В прошлом году — сумма задолженности составила 260 млн грн — из государственного и городского бюджетов ее не получили до сих пор. Подобная ситуация сложилась и в этом году. В I квартале 2009 г. только на обеспечение его бесперебойного функционирования предприятие на 67 млн грн потратило больше, чем получило доходов.

Таким образом, говорить о дальнейшем развитии предприятия сейчас не время – тут бы удержать на плаву уже существующую инфраструктуру. И это притом, что парк изношен на 75%, а на развитие метрополитена с начала года получено всего 111 млн грн, что в 4,5 раза меньше, чем планировалось. Отсюда и недостройка обещанных более трех лет назад станций метро на Троещину и в сторону Теремков. Готовность последних, к слову, достигает 80-90%. Для того, чтобы завершить строительство, нахватает 600 млн грн.

На эти цели из центрального бюджета выделено 200 млн грн, еще столько же должен дать город. Оставшуюся сумму, чтобы расплатиться с долгами перед «Киевметростроем», метрополитеновцы должны отыскать самостоятельно. Вот только из каких резервов? Простой же этих уже почти готовых станций может повлечь за собой огромные убытки – во-первых, потери для города от бездействия столь важных элементов инфраструктуры, а во-вторых, чисто с технической точки зрения невостребованность сооружений может вызвать повреждения, которые в итоге потребуют огромных сумм на ремонт.

Поскольку в полной мере содержать коммунальный транспорт город не в состоянии, снова встает вопрос о перекладываниирасходов на плечи пассажиров. Правда, пока заявлять об этом громогласно никто не решается, тем не менее, в мэрии сейчас готовится проект решения Киеврады об изменениях в решение от 30 сентября 2008 г., в котором речь шла о транспортных тарифах. Его хотят вынести на ближайшую сессию в конце августа, но каков будет вердикт, пока неизвестно.

Вероятно, учитывая близкое состояние к банкротству коммунального транспорта, избежать очередного повышения стоимости проезда не удастся. К тому же об этом говорит и повышение цен на проездные и введение платы на проезд в метро для школьников. КГГА также хочет упразднить годовые, квартальные проездные и совмещенные месячные на проезд в метро и наземном транспорте, кроме того, предполагается ограничение количества поездок за месячным проездным в метро. Необходимость изменения действующей системы проездных начальник ГУ ценовой политики Киева Василий Яструбинский объясняет именно сложным финансовым состоянием метрополитена и «Киевпасстранса».

ЖКХ: больной скорее мертв, чем жив

Отдельный разговор – сфера ЖКХ. Притчей во языцех стали уж неработающие лифты, протекающие крыши, разваливающиеся подъезды, захламленная придворовая территория и при этом — стенания коммунальщиков о нехватке рабочих рук, низких зарплатах и неудобоваримых тарифах, которые почему-то всегда сравнивались с существующими в Бельгии или Франции – стран, где, думается, жильцы имеют несколько иные финансовые доходы, а, во-вторых, не страдают от качества предоставляемых им услуг.

Но к неразберихе в этом вопросе мы уже привыкли. И если во время их предыдущего повышения тарифов мэром и отменой Президентом многие еще задумывались: платить – не платить? Сейчас чаще всего не задумываются, и не платят. Акция по розыгрышу ценных призов среди добросовестных плательщиков, которые в период с августа 2006 г. по июль 2009 г. включительно не имели задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, порадовала не слишком уж значительным числом: таких адресов в столице насчитывается около 94 тыс. при населении около 5 млн.

«Остальные тоже платят, но по старым тарифам», – констатирует Министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексей Кучеренко. По его мнению, ситуация в Киеве является ярким доказательством того, что система тарифообразования в сфере ЖКХ зашла в полный тупик, о чем сам г-н Кучеренко уже заявлял ФинЗах в своем интервью.

Леонид Черновецкий, в свою очередь, считает: установление тарифов — это компетенция исключительно исполнительного органа Киевсовета, и никто не вправе вмешиваться ни в порядок, по которому эти тарифы назначаются, ни в его распоряжения. «Я хочу сказать о том, что тарифы в Киеве были и остаются самыми низкими в Украине. Хотя уровень жизни в Киеве в 3-5 раз выше, чем в большинстве городов страны», – резюмирует высокий чиновник, отвечая на наши вопросы в ходе Интернет-конференции.

В то же время «вырабатываемое тепло АЭК «Киевэнерго» является самым дорогим в Украине, что приносит сверхприбыль его владельцам, и все это – за деньги киевлян», – считаетдиректор «Института города» Александр Сергиенко. И отказываться от идей повышения стоимости тарифов предприятие явно не намерено. Еще бы, ведь это может принести дополнительную прибыль, столь необходимую сейчас городу. И, прежде всего, для того, чтоб хоть как-то сгладить нажитые миллиардные убытки.

Заложники «Киевэнерго» и «Киевводоканал»

На сегодня долг «Киевэнерго» перед компанией «Газ Украины» за поставленное голубое топливо составляет 596 млн грн. Основной причиной несвоевременных расчетов за потребленный газ в «Киевэнерго» называют задолженность КГГА перед госкомпанией, которая достигла 1,239 млрд грн, что грозит вылиться для киевлян в большие проблемы. И недавние отключения горячей воды в столице, похоже, были только слабой демонстрацией того, что нас может ждать в ближайшем будущем.

В скором времени мы можем лишиться не только горячей, но и холодной воды. Компания «Киевэнерго» заявила об отключении с 25 августа насосного оборудования, осуществляющее подкачку холодной воды, в случае неуплаты компанией «Киевводоканал» долга за использование этого оборудования. Последний является наибольшим должником за электрическую энергию среди потребителей компании. Сумма его долга на сегодняшний день достигла 289,496 млн.грн. из общего долга 625,474 млн.грн.

Кроме того, «Киевводоканал» задолжал 50 млн.грн. за услуги по подкачке холодной воды – утверждают в «Кинвэнерго». По их данным, водоснабжающая компания, получая платежи за воду от потребителей, на протяжении 3,5 лет не перечисляет энергокомпании средства за эксплуатацию этих насосов.

«Киевводоканал», со своей стороны, наличие долга не признает и настаивает, что подкачка холодной воды в многоэтажных домах до 5 этажа включительно осуществляется без помощи насосов «Киевэнерго», а стоимость услуг подачи воды выше 5-го этажа входит в квартирную плату жильцов.

Специалисты утверждают: прекращение работы насосного оборудования повлечет за собой отсутствие холодной воды у жильцов многоэтажных домов, проживающих выше пятого этажа. Кстати, пример того, что будет с водоснабжением уже имеется – так, киевские школы остались без питьевой воды – в мэрии просто забыли дать денег на очистные фильтры обслуживающим компаниям.

Но даже если б «Киевводоканал» с долгом согласился, взять деньги ему сейчас неоткуда. Привлечь средства, чтоб рассчитаться с «Киевэнерго», компания могла бы после того, как получит долг в 410 млн грн за водоснабжение и водоотвод от киевских коммунальных жилищно-эксплуатационных организаций, который накопился за 2006-2008 гг., и еще компенсацию за разницу в тарифах – именно те пресловутые 1,2 млрд грн, признанные долгами мэрии.

«Киевводоканал» обратился в прокуратуру с просьбой расследовать сложившуюся ситуацию и подтвердить факт уклонения ЖЭКов от уплаты долгов. Но на эти разбирательства потребуется время, а они обещают быть долгими и мучительными. Получается своего рода замкнутый круг: «Киевэнерго» не может рассчитаться с «Газ Украины» (в том числе, из-за непогашенной задолженности «Киевводоканала»). А тот сетует на должников из числа столичных ЖЭКов и задолженности столичного и госбюджета. Возникает вопрос, куда же исчезают наши деньги?

Финансы поют романсы, а мэр – о любви

Собственно, именно сакраментальный вопрос: «А был ли мальчик?» уже давно мучает жителей столицы. Ежедневно они сталкиваются с новшествами КГГА, так или иначе направленными на «выкачку» средств из их оскудевших карманов. При этом у всех на слуху фраза Леонида Черновецкого: «Меньше, чем за три года работы, нам удалось увеличить бюджет Киева в 5 раз. Это феномен в Украине». Похоже, раздувательство бюджета привело к тому, что он попросту лопнул.

Действительно феномен. Как бы там ни было, а городская казна почему-то пуста. Заместитель мэра Анатолий Голубченко называет цифру бюджетного дефицита на уровне 2,5 млрд грн. Сейчас доходная часть общего бюджета выполнена на 27%, специального – на 16%. Оппозиция в Киевсовете уверена, что уже к концу года дефицит составит 6 млрд грн, иными словами — треть казны. Одна из причин – изначально завышенные показатели по поступлениям при принятии главного финансового документа столицы – бюджета-2009.

Эксперты говорят, что бюджет «раздули» с объективных 15 до 18 млрд грн. «Если сегодня не пересмотреть бюджет в сторону уменьшения, то на конец года, в четвертом квартале, мы получим бюджетный голодомор», – сообщает член комиссии Киевсовета по вопросам бюджета и социально-экономического развития Сергей Мельник. Специалисты говорят о необходимости пересмотреть бюджет в сторону уменьшения на 3,5–4 млрд грн.

А если экономить все равно придется, оптимально было бы это сделать не на первоочередных программах, а, например, таких, как возведение памятников или проведение зрелищных мероприятий. Сейчас же экономия и недофинансирование сказывается, в первую очередь, на медицине, ЖКХ и образовании. В наиболее трудном положении оказались работники бюджетных сфер.

Черновецкий же заявляет: «мэр ежедневно думает, как пополнить бюджет, ежедневно принимает какие-то решения, способствующие пополнению бюджета», не забывая подчеркнуть, что Киев на 45% формируется за счет госбюджет страны. «Я ведь новатор во многих подходах пополнения бюджета, но, к сожалению, все же большая часть населения весьма консервативна и не воспринимает мои идеи так, как я хотел бы», – говорит мэр.

Ну, а пока народ воспринимает новшества с трудом, приходится возвращаться к старым схемам наполнения бюджета. Так, 7 августа 2003 г. Киев на выгодных условиях разместил дебютный 5-летний выпуск еврооблигаций на сумму $150 млн. согласно положениям S Закона США «О Ценных Бумагах» 1933 г. Выпуск был оценен по номиналу с купоном 8,75% и сроком погашения 8 августа 2008 г. Когда в указанный период платежеспособность была подтверждена, такой способ начал восприниматься как очень эффективный, быстрый и стал самым популярным среди чиновников в привлечении средств.

Вот только объем кредитов нынче пугает. С тех пор Киев еще трижды выходил на международные рынки, взяв в общей сложности взаймы, с учетом только что погашенного выпуска, $850 млн.

Если же вспомнить займ 2008-го, то в документе утверждалось, что «цель займов: привлечение средств для финансирования расходов развития городского бюджета г. Киева, в том числе продолжения строительства Подольского-Воскресенского мостового перехода, реконструкции линии скоростного трамвая, выполнение обязательств по соглашениям, заключенным Киевским городским председателем от имени Киевсовета с целью привлечения в городской бюджет г. Киева внешних займов, и по внутренним займам, сделанным в форме выпуска облигаций местного займа».

Правом брать взаймы наделены именно города, поскольку они имеют в своем распоряжении легитимный залог – коммунальное имущество. Коммерческую выгоду от полученных денег имеет определенная финансовая структура, а вот бюджет столицы несет огромные убытки, ведь на любой займ начисляются проценты. Например, на обслуживание прошлогоднего была заложена сумма 463 млн грн.

19 марта 2009 г. Киевсовет внес изменения в свое решение «О мероприятиях по привлечению займа (кредита) в городской бюджет г. Киева». Согласно документу, Киевсовет поручил Главному финансовому управлению КГГА привлечь в общий фонд городского бюджета в коммерческих банках сроком на два года кредиты на 1,2 млрд грн с целью… возмещения разницы в тарифах на тепловую энергию «Киевэнерго» и решения других неотложных проблем Киева.

При необходимости, допускается обеспечить обязательства по кредитам, простыми векселями со сроком погашения до двух лет. А чтобы обеспечить сами векселя, будет утвержден перечень объектов права коммунальной собственности территориальной общины Киева. Другими словами, имущество города будет заложено.

В итоге Нацбанк определил, что банку «Крещатик» не хватит денег для выдачи ссуды в таком размере, поэтому НБУ доверил рефинансирование на 150 млн грн этому финансовому учреждению и на 750 млн грн – «Альфа-Банку» под 21,5% годовых. Кстати, одно из условий выдачи займов – вкладывать их в саморазвивающиеся отрасли, которые смогут дать отдачу. В столице же полученные 900 млн «сразу же пошли на «Нафтогаз Украины», – комментирует ситуацию г-н Голубченко. Но и на данный момент долг еще висит над мэрией.

7 июля банк «Хрещатик» выдал КГГА еще один кредит на 300 млн грн на тех же условиях, что и предыдущй – под 21,5% годовых. Порядка 35 млн грн Киевгорадминистрация направила на погашение задолженности перед компанией «Киевводоканал», а 65 млн – непосредственно на погашение своего долга перед «Киевэнерго».

Еще почти 700 млн грн были вынуждены взять в долг в Государственном казначействе Украины районные администрации Киева для покрытия задолженностей по зарплатам и отпускным педагогам, а также на закупку питания и оздоровление детей, содержание учреждений образования, подготовку их к учебному году. Но и здесь возникает много вопросов, остающихся пока без ответа. Ведь, если речь идет о защищенных статьях бюджета, то почему у районов не оказалось на это денег или на что они пошли? Да и вообще может ли Киев позволить себе миллиардную долговую яму?

Долгам свойственно накапливаться, и рано или поздно их придется отдавать. Сейчас ситуация в столице накалена до предела: по всем показателям город близок к банкротству. Но в «печальном раскладе» есть и некий утешающий момент – статус столицы. Дело в том, что как бы плохо не шли дела, если Киев признают банкротом, автоматически эта тень упадет на всю страну. А это скажется на имидже Украины, особенно – международном. Тогда брать займы, за счет которых выживает не только столица, но и многие регионы родного отечества, будет крайне сложно.

Поэтому надежда на то, что, несмотря на крайне пессимистические прогнозы, государство в лице правительства, Нацбанка и других структур власти не допустит апокалиптического сценария, еще остается – по крайней мере, у нас, киевлян.

 Анастасия Дашинская,  «ФинЗах»

You may also like...