Ретродетектив. Как провалили операцию «оружие в de Rome» и не поймали Макса

Если бы Макс Тарнопольский отправился за решетку ещё тогда — в 1994-м году, возможно, не было бы ни аварии с тремя трупами, ни наркотранзита из Латинской Америки… «Наркотрафик из Эквадора в Латвию хорошо налажен», — признает сейчас латвийская полиция. 

Почему Макса не посадили в 1994-м?

Оперативная информация звучала так: близкие к пардаугавской группировке Макс Тарнопольский и Андрей Боровик принимают чеченского гостя в Отеле де Роме. Они вооружены… И вот, вломившись в гостиничный номер, представители мобильного полка, действительно, обнаружили здесь два пистолета. Но один оказался официальный — у Боровика на него было разрешение. А вот второй, небольшой ПСМ, — явно нелегальный, был найден под матрасом кровати. Однако на видео видно, как полицейский А. Заул, обнаружив оружие, хватает его пальцами… Все.

Макс Тарнопольский

— Привязать оружие к кому-то из присутствующих было уже невозможно. В итоге всех пришлось отпустить, — комментирует ситуацию экс-сотрудник отдела по борьбе с оргпреступностью МВД ЛР Сергей Костюк уже из нашего сегодня. — Меня тогда наказали за этот ПСМ. Я считаю, что правильно. Во всем нужна безупречность.

Ну-ну. Безупречность в работе полицейского накануне ухода — вещь маловероятная. Это был канун увольнения большинства сотрудников отдела «по сокращению штатов». (О том, как увольняли 6-й отдел мы писал неделю назад — см. текст «Уходы полицейских: «телефонное право», клановый контроль, увольнения неугодных (1994)»)

Миф о максах-капиталистах

В середине 90-х, если вы помните, в нашем обществе бытовала светлая и искренняя вера в «бандитский капитализм». Из которой плавно вытекала амнистия «первого миллиона». Многие тогда искренне уверовали: хоть режь, хоть воруй — ничего страшного, так надо. Это просто такой этап, надо его пережить, зато потом — уже во втором поколении, дети бандитов будут капитанами бизнеса и цивилизованными людьми.

Честные полицейские с их захватами и задержаниями смотрелись тогда в невыгодном свете — чуть ли не ретроградами, стоящими на пути прогресса.

Как наивно все это выглядит из нашего 2009-го. Мы ж тогда не знали, что мучаемся зря. Не прошло и 20 лет, как стало вполне очевидно: капитанов бизнеса из наших бандитов не получилось.

Ну какие из них руководители больших коллективов? Это ж надо каждый день на работу ходить, пиджак носить, иметь терпение и выдержку. А уголовник-профи — это, как правило, выходец из неблагополучной семьи — агрессивный и тщеславный мальчишка. Образования и системных навыков хотя бы среднего класса — у него нет, зато привычек «расслабляться», усвоенных на задворках Московского форштадта — достаточно. Этому же он научит своих детей — если, конечно, успеет, между отсидками. И так вот все и идет — из поколения в поколение.

На днях встретила на улице одного из таких детей. Папа его погиб на разборках по «Молсу», а сын в свои 20 с небольшим уже отсидел за убийство. Недавно вышел, работы нет.

Уже к концу 90-х, когда общество снова устоялось, стало ясно: на ключевых постах в экономике оказались все те же — выходцы из партийной и комсомольской среды. А как могло быть иначе? Уголовники и диссиденты к выполнению системных функций оказались приспособлены очень плохо.

Тем временем несостоявшиеся «капитаны бизнеса» продолжают мелькать в уголовной сводке.

Это, конечно, допущение: но если бы Тарнопольского посадили еще в 94-м, может, всего остального бы и не было? Может, к своему 40-летию он подошел бы с другими итогами…

Последнее явление Макса

В начале мая 2009 года эквадорская полиция задержала латвийского криминального авторитета Владимира Митревича (Подсолнуха) по подозрению в контрабанде 22 тонн кокаина. Вместе с ним по этому делу проходит еще один известный авторитет — бывший пардаугавец Максим Тарнопольский (1969 г.р.).

Максим Тарнопольский, в определенных кругах более известен просто как Макс. Уроженец Ленинграда, постоянный житель Латвии. В прессе регулярно упоминался в связи с различными криминальными обстоятельствами. В начале 90-х его допрашивали в связи с делом о вымогательстве у бизнесмена Тованцева. В 1997 году задержали в Нидерландах в связи с убийством криминального авторитета Балулиса (Анимал). В Греции Тарнопольский попал в тюрьму за подделку документов (по Европе он путешествовал с греческим паспортом на фамилию Калацидис). Однако в Латвии на его счету одна судимость — за аварию, в которой погибли сразу трое человек.

Авария была такой: по шоссе Рига — Мадона в рижском направлении ехали три машины: микроавтобус «Форд-Транзит», легковушка «Форд-Скорпио» и старый «Опель-Рекорд». Но на первом же километре навстречу им вырулил джип «Мерседес-Бенц G320 », который двигался со скоростью примерно 120 километров в час.

Водитель джипа не справился с управлением, машину вынесло на встречную полосу, и она врезалась в колонну, которую возглавлял «опель». Первый автомобиль, принявший удар джипа, тут же превратился в груду металла. Находившиеся в «опеле» супруги Б. получили тяжелейшие увечья: жена скончалась на месте, муж попал в реанимацию в глубокой коме. От удара мотор из «опеля» вылетел и врезался в фару второй машины из колонны — «форда-скорпио». (Окажись траектория полета чуть другой — мотор мог бы убить его пассажиров.) В третьем авто, «форде-транзите», погибли водитель и один из пассажиров.

И тут из джипа выбрался Максим Тарнопольский. Полиция застала его сидящим на обочине у автомобиля в состоянии шока. Позже экспертиза определила, что за руль он сел пьяным. В его крови обнаружили — 0,74 промилле алкоголя, кокаин и барбитураты.

Суд, состоявшийся в 2001 году, дал ему 10 лет, но отправил в «шоферскую» тюрьму в Вецумниеки. Из этого исправительного заведения заключенных даже отпускают на праздники домой. В апреле 2005 г Тарнопольский в очередной раз отправился на побывку к родным, но больше в тюрьму так и не вернулся.

Мотив побега оказался простой: незадолго до его пропажи Тарнопольского за нарушения режима должны были перевести из Вецумниеков в тюрьму закрытого типа. Сидеть остаток срока (около 6 лет), но уже за настоящими решетками Макс не захотел. Вот и скрылся.

Четыре года о Максе Тарнопольском не было ничего слышно. И вот засветился в Эквадоре на рекордной партии контрабандного кокаина. Полиция еще только определяет его роль в этом деле. Но не исключено, что он привлечен в качестве своеобразного консультата по западной преступности. Все-таки в своей криминальной биографии Макс успел посидеть в тюрьмах разных стран.

Кокаин в патоке

Об этой операции написано уже много — латвийцы Владимир Митревич и Макс Тарнопольский были задержаны в мае 2009 года в порту Гуякиль (Эквадор). В прессе сообщалось о 22 тоннах патоки, в которой было растворено 17 тонн кокаина.

Как можно понять из испанских СМИ, Митревича-Тарнопольского сдали местные. Это здесь обычно: взяли деньги за кокаин, а потом «вломили». Схема стандартная: бизнес поделен, крышуется и местными кланами, и классической мафией из США, куда идет основной поток наркотиков. Если вы смотрели фильм «Кокаин», то видели как это получилось у Джонни Деппа, которому удалось найти правильную «крышу»…

«Наркотрафик из Эквадора в Латвию хорошо налажен»

Эквадорские операции начальник Управления по борьбе с организованной преступностью (ONAP) Угис Аракс комментирует таким образом:

— Канал транзита наркотикаов из Эквадора в Латвию налажен, однако мы с ним боремся и достаточно удачно.

Так одной из главных полицейских удач года, по мнению г-на Аракса, стало сентябрьское задержание группы лиц с крупной партией кокаина, проведенное совместно с полицией США и Великобритании. 2,9 кг кокаина предназначались для переправки из Эквадора в Британию.

Именно благодаря удачной превентивной работе и борьбе с наркотическим бизнесом бизнесом, по мнению г-на Аракса, количество преступлений,связанных с наркотиками, в этом году у нашей стране упало. Так, согласно данным полицейской статистики, в 2009 году количество преступлений, связанных с наркотиками, составило 2296 случаев, что на 115 меньше, чем в прошлом году.

Кстати, в латиноамериканских тюрьмах, по данным МИД, сейчас сидят 24 латыша, 13 из них — попались за перевозку наркотиков.

Примета времени: из-за тяжелой экономической ситуации в Латвии несколько сократилось употребление кокаина (традиционно, весьма дорогого наркотика). В основном сейчас торгуют амфетамином и марихуаной.

Марина Михайлова, Латвия, KRIMINAL

You may also like...