Украинские вокзалы и аэропорты под контролем преступности

Любое путешествие, даже самым тщательным образом спланированное, может испортить случай. Наиболее распространенная неприятность — кражи. А ведь очутиться в чужой стране или незнакомом городе без денег и документов — удовольствие сомнительное. Высок ли риск стать жертвой транспортных воров и как от этого уберечься. 

Кавказцы во главе списка

В какой бы вагон — плацкартный, купейный или СВ — вы ни сели, везде есть большая вероятность лишиться денег, документов, украшений или личных вещей. Железная дорога давно считается вотчиной грузинских воров, которых не останавливают никакие запоры.

Оперативники знают в лицо многих злоумышленников. Некоторые попадают в руки стражей порядка снова и снова, но рано или поздно выходят на свободу и принимаются за старое. Катастрофическое невезение преследует гостя из Грузии, который уже во второй раз попадается в руки милиционеров на одной и той же станции в Винницкой области. Впервые его задержали в Казатине после того, как он весьма успешно прошерстил несколько вагонов. Как выяснилось, у себя на родине гастролер уже заимел судимости за аналогичные преступления, отсидел десять лет.

Расследованием «подвигов» 37-летнего подозреваемого тогда занимался Анатолий Турляк, начальник уголовного розыска линейного отдела. Удалось доказать пять эпизодов. Хотя правоохранители понимали, что на самом деле грузин успел обчистить багаж гораздо большего числа пассажиров, подтверждать это было нечем. Следствие длилось тринадцать с половиной месяцев. Все это время подследственный находился в Винницком СИЗО. Судьи посчитали, что этого срока вполне достаточно, чтобы исправиться, начать новую жизнь, и выпустили вора прямо из зала суда.

Но очень скоро преступник снова дал о себе знать. Подозреваемого, соскочившего с поезда в том же Казатине, поймали с поличным сотрудники патрульно-постовой службы линейного отдела. В сумке задержанного обнаружили два плеера и 800 гривен, которые он вытащил из кошелька потерпевшей. Возбуждено очередное уголовное дело, возможно, на сей раз судьи окажутся менее лояльными.

В ГУ МВД на транспорте «ВВ» рассказали, что нашествие гастролеров обусловлено разницей между нашими и грузинскими законами. Слишком уж строго наказывают злоумышленников на родине за воровство. Здесь же они чувствуют себя сравнительно свободно. Слуги Фемиды обычно ограничиваются минимальным сроком, а то и вовсе условным наказанием.

Шесть секунд на чемодан

Если в поездах ценные вещи уводят буквально из-под носа пассажиров, то в авиатранспорте преступники проворачивают более хитроумные операции. Путешественники отдают свой багаж во время регистрации и получают его по прибытии. Проследить, что происходит с чемоданами в этот промежуток времени, никто не может.

В большинстве аэропортов процесс почти полностью автоматизирован. После того, как бирка со штрих-кодом оказывается на сумках, а ее копия — в билете пассажира, чемодан по ленте отправляется в багажный двор. Специальные устройства считывают информацию с наклейки и отсортировывают сумку в нужный поток по направлениям, странам, номерам рейса. И только на выходе, где собираются чемоданы одного рейса, доступ к ним получают грузчики. Они перекладывают вещи на тележки и доставляют в багажное отделение самолета. Это единственная возможность работников порыться в сумках.

Конечно, за всем процессом следят видеокамеры. Но, во-первых, сотрудники службы безопасности аэропорта тоже люди и могут закрывать глаза на происходящее. А во-вторых, в самом самолете камер нет, и в момент погрузки можно делать что угодно, главное — скорость и сноровка. Поговаривают, что на одну сумку злоумышленники тратят всего шесть–десять секунд. В прошлом году представители аэропорта «Шереметьево» заявили, что из Борисполя большая часть багажа приходит со следами постороннего вмешательства. Даже если ничего не пропало, видно, что в сумках почти всегда кто-то рылся. Ссылались при этом на жалобы пассажиров.

Украинские правоохранители решили доказать, что на самом деле ситуация с воровством не такая уж катастрофичная. Во всяком случае, не хуже, чем в других странах.

— Сейчас в «Борисполе» работает две мобильные группы милиционеров, которые ездят по терминалам и контролируют, как идет погрузка, — рассказал «ВВ» руководитель пресс-службы ГУ МВД в Киевской области Николай Жукович. — Наших сотрудников злоумышленники боятся, поэтому такие проверки заметно сокращают число преступлений.

От перемены мест суть не меняется

Не новость, что кражей личных вещей пассажиров зарабатывают не одни грузчики. О багажной мафии все знают, все говорят, а разорвать порочный круг пока никто не смог. С завидной периодичностью свою озабоченность повсеместным воровством в «Борисполе» высказывают высшие государственные чины, но воз и ныне там.

И руководство, и состав линейного отдела милиции обновляется с поразительной частотой. Не то чтобы стражей порядка уличали в покрывательстве преступных деяний. Но больно уж велик соблазн. Так что отработавших в «Борисполе» полгода–год на всякий случай переводят на другую службу.

— Имели место неоднократные попытки грузчиков подкупить правоохранителей, — рассказал «ВВ» заместитель начальника милиции общественной безопасности МВД в Киевской области Анатолий Самойленко. — Мы предвидели такой вариант, и в целях безопасности ежесуточно заступали разные сотрудники. О каждом работнике, предлагающем взятку милиционеру, они докладывали руководству, проводились проверки.

Одна из главных проблем в разоблачении нечистых на руку работников аэропорта — время играет на руку злоумышленникам. Пропажу ценностей путешественники обнаруживают далеко не сразу. Да и к правоохранителям обращаются не всегда. По словам начальника линейного отдела милиции в «Борисполе» г-на Павловского, чем раньше пострадавший заявит о краже, тем больше шансов найти виновного:

— Одна женщина прилетела в «Борисполь» и, получив багаж, сразу заглянула в сумку. Оказалось, что из косметички пропали золотые украшения. Она сообщила в милицию, наши люди связались с сотрудниками аэропорта, начали отработку. И очень скоро похищенную цепочку нашли в раздевалке у одного из грузчиков. Остальные драгоценности обнаружились тут же в мусорном баке.

К сожалению, подобные случаи — большая редкость. Пассажиры, заметив пропажу по приезду в гостиницу или домой, не хотят тратить время и нервы еще и на общение со стражами порядка. А когда доходят руки, найти концы оказывается уже почти невозможно. Так что в неутешительной статистике нераскрытых краж солидная часть вины лежит и на самих пострадавших.

Ворье с маникюром

В последнее время, по словам пресс-офицера ГУ МВД на транспорте Марины Котенко, нравы поездных воров изменились. Раньше они в основном действовали в доле с проводником, а теперь предпочитают трудиться самостоятельно. Наловчились за считанные секунды отпирать любые двери и ловко проводить осмотр с экспроприацией. Иногда попадаются такие виртуозы, которые могут снять со спящего пассажира часы и украшения, ничуть его не потревожив.

Поймать злоумышленника со связкой отмычек непросто, лишние доказательства с собой никто не носит, предпочитая открывать купе обычными щипчиками для ногтей. Не все преступники берут билет и едут до станции назначения: кто-то проникает в состав через крышу, кто-то через резиновое колено, соединяющее вагоны. Обезопасить себя на 100%, увы, путешественники не могут. Тем, кто занимает нижние полки, проще — положил все ценное в ящики и лег сверху. Иным можно только посоветовать спать на сумках. Но в любом случае лучше не искушать судьбу, не оставлять на столике телефон, не ложиться спать в украшениях.

Чемодан улетел… к грузчикам. И так 234 раза

В 2009 году в аэропорту «Борисполь» зарегистрировано 234 кражи багажа. Более 60% пострадавших обратились в милицию по почте спустя некоторое время после происшествия. За год раскрыто 11 краж, в основном по горячим следам. Привлечено к уголовной ответственности пять грузчиков.

Марина Брыль, ВВ

Читайте также: