Свободу взяточникам гарантирует Государство Украина

Подозреваемых во взяточничестве в особо крупных размерах в Украине задерживают чуть ли не под барабанный бой. А выпускают по-тихому, практически незаметно. Подонки еще послужат Родине… 

Вот так недавно мэр Партенита Николай Конев, фигурант коррупционного дела, пойманный с поличным во время получения 5,2 млн долларов (!), вышел на волю и восстанавливается на домашних харчах. Из СИЗО его отпустили на подписку о невыезде. Кроме того, на воле оказались еще шесть подозреваемых в самых резонансных преступлениях.

Вышел из суда в неизвестном направлении

Если Конев всем своим видом показывает, что не намерен бежать от правосудия, то экс-глава Броварской райгос-администрации Киевской области Николай Диденко, недавно выпущенный на свободу, словно испарился. Где находится бывший чиновник, подозреваемый в получении взятки в размере 11 миллионов гривен и вымогательстве 42 миллионов долларов, никто не знает. В пресс-службе ГПУ уверяют: уголовное дело никто не закрывал, просто суд изменил меру пресечения. Вот только гарантии, что Диденко «не сделает ноги» и не осядет в каком-нибудь дальнем или ближнем зарубежье, блюстители порядка дать не могут.

Арест чиновника сопровождался повсеместным пиаром всех силовых структур. Но когда истек очередной срок содержания его под стражей, суд почему-то решил, что в застенках Диденко посидел довольно. Представители обвинения особо не возражали, и экс-глава райадминистрации прямо из зала суда пошел дышать воздухом свободы. Акции протеста, проводимые после задержания возможного коррупционера, давно стихли, и его освобождения как-то никто не заметил.

У Калиновского нашелся двойник

Вице-мэр Вишневого Владимир Стужук, обвиняемый в вымогательстве 2,5 миллиона долларов за выделение земельного участка, давно присоединился бы к своим более удачливым «коллегам». Но мешают жители города. На заседании суда, прошедшем недавно в Броварах, судья отказался выпускать фигуранта. Пикетчики, не пропустившие ни одного заседания, утверждают, что чиновника держат исключительно из-за страха огласки.

— Суд перенесли в Бровары на раннее утро специально для того, чтобы как можно меньше людей туда приехало из Вишневого, — говорит один из «антифанатов» подсудимого. — Тогда Стужука можно будет без лишнего шума выпустить на свободу. Говорят, он уже приготовил для этого 5 миллионов долларов.

Но изобретательные горожане всегда находят способ узнать о слушании. Иногда помогает даже милиция, предусмотрительно информируя о времени и месте заседания. Как ни странно, присутствие журналистов и представителей общественности действительно является сдерживающим фактором для судейского произвола. К примеру, решение выпустить под подписку о невыезде мажора Калиновского, виновника масштабного ДТП, приняли весьма оригинально. В суде вывесили объявление, что дело Калиновского будет слушаться в такой-то аудитории. Там действительно судили человека с такой фамилией, но никакого отношения к сыну олигарха он не имел. Пока журналисты искали нужный зал, лихача тихонько отпустили — только его и видели.

Во избежание повторения подобной истории пострадавшие и просто неравнодушные граждане стараются присутствовать на скандальных процессах. Но удается это не всегда. Да и помогает избирательно.

За все ответит посредник

Иногда вопрос, отпускать подозреваемого под подписку или нет, решается не доходя до суда. Тут уж общественность практически ничего сделать не может. В феврале следователи Генпрокуратуры пришли к выводу, что держать мэра города Винники (Львовская область) под стражей нецелесообразно. Теодора Гудзяка, пойманного якобы при получении «на лапу» 40 000 долларов, отпустили под залог в 100 тыс. гривен.

Депутат-регионал Михаил Герман пытался доказать, что имела место настоящая провокация. Мол, Гудзяк хоть и не лучший руководитель и хозяйственник, но взяток точно не берет. Но начальник Львовского городского управления милиции Игорь Цикало заявил, что факт взяточничества задокументирован. Дальше началось самое интересное. Помощника одного из депутатов Винниковской горрады, также причастного к сделке, взяли под арест. А главного подозреваемого сочли более покладистым и оставили на свободе.

— Для меня было странно: почему посредника арестовали, а того, кто организовал преступление, выпустили под залог, — возмутился Игорь Цикало. — Тем более что в постановлении следователя о мере пресечения нет никакой мотивации такого решения.

Кроме уже упомянутых фигурантов уголовных дел, на воле своей участи ждет и депутат Днепропетровской горрады, председатель комиссии по бюджету и финансам Ирина Шайхутдинова, также подозреваемая во взяточничестве. Ее коллеги из ПР ситуацию не комментируют. Во всяком случае, до окончательного решения суда.

Виновато… следствие

Во многих случаях взяточников-рекордсменов отпускают под подписку потому, что истек граничный срок содержания под стражей. То есть следствие тянулось так долго, что продлить арест не представляется возможным. Но свою вину в торможении этого процесса в надзорном ведомстве не признают принципиально. В случае с мэром Партенита Коневым виной всему — якобы затянувшаяся фоноскопическая экспертиза. В истории экс-главы Броварской райгосадминистрации Диденко суд принял странное решение. Вполне в духе ГПУ: в затягивании следствия следует обвинять экспертов и слуг Фемиды.

А тем временем аппетиты нечистых на руку чиновников растут. То ли безнаказанность тому виной, то ли еще что-то. Согласно информации Главного управления МВД по борьбе с организованной преступностью, средний размер взятки чиновнику в Украине в прошлом году составил 108 000 гривен.

Всего, по данным международной организации Trans-parency International, из-за коррупции Украина теряет до 40 миллиардов гривен в год! Как свидетельствуют отчеты общественной организации «Гідна Україна», особенно много требуют в строительной и земельной сферах. Эксперты говорят: чтобы построить жилой дом, в себестоимость нужно заложить до 50% затрат — на оплату поборов, тогда как еще в 2007-м чиновники требовали 20–30%. По данным МВД, в 2009 году в Украине объем задокументированных милицией взяток составил 35 миллионов гривен. Однако это лишь вершина айсберга…

Марина Брыль, ВВ

You may also like...