Автоугон через компьютер: только ренессанс телеги спасет водителей будущего от автохакеров

К такому выводу пришли недавно американские ученые. Созданная ими компьютерная программа умеет произвольно вмешиваться в работу бортовых приборов и даже частично перехватывать управление. Означает ли это, что мы вступаем в эру автохакеров и ни один автовладелец больше не сможет почувствовать себя в безопасности? 

Пренеприятное известие сообщили широкой публике американские специалисты по информационной безопасности, профессора Стефан Сэвэдж из Калифорнийского университета и Тадаёси Коно из Вашингтонского университета. Ученых мужей давно беспокоил тот факт, что в современных автомобилях становится все больше узлов и агрегатов, управляемых с помощью электроники.

И вот они решили провести серию экспериментов и проверить, насколько рядовая машина защищена от возможной хакерской атаки на бортовой компьютер. «Наши исследования показали, что ответ на этот вопрос, к сожалению, звучит как «в небольшой степени», — пришли они в итоге к неутешительному выводу. А вот каким образом они к нему пришли, мы сейчас попробуем разобраться.

Совместными усилиями упомянутые исследователи разработали специальную программу, которую назвали CarShark (англ. «АвтоАкула»). С ее помощью они попытались установить контроль над автомобильными приборами. И результаты этих попыток превзошли даже самые смелые их ожидания.

Оказалось, что разработчики этих самых приборов возможность хакерской атаки просто не учитывали. То есть вся «умная» начинка машины не защищена от злоумышленников практически никак. В итоге маститые профессора, прекрасно знакомые с тем, как работает бортовая электроника, смогли вмешаться в обмен данными между компонентами компьютерной системы и навязать стальному коню свою экспериментаторскую волю.

Опыты они проводили самые разные: от вполне безобидных до по-настоящему злодейских. Так, им удалось разладить работу блока, который отвечает за безопасность при аварии: выкидывает подушки безопасности, натягивает ремни, разблокирует двери. Также они научились по своему желанию заводить и «гасить» двигатель, задействовать или отключать тормоза — причем дистанционно, когда машина находится в движении. Коронным номером профессоров-затейников стало превращение всех стрелок на приборной доске в часы, отсчитывавшие секунды от 60 до нуля.

На последних секундах машина начинала гудеть, а по окончании отсчета по команде программы CarShark автоматически выключала двигатель и блокировала двери. Единственное, до чего не добрались шаловливые ручки американских умельцев от науки, — это рулевое управление. Да и то лишь потому, что оно пока что не снабжено компьютерными «помощниками», помогающими водителю крутить баранку. Впрочем, не секрет, что появление подобного «автопилота» для машин — всего лишь вопрос времени, подобные разработки в настоящее время идут полным ходом.

Возникает вполне резонный вопрос: чем новости из-за океана чреваты для простого автовладельца? Ведь все эти эксперименты — просто блажь американцев, отрабатывающих свои гранты, или же сигнал тревоги. Или нет?

— Начинать волноваться пока рано, — уверен специалист по автомобильной электронике Владимир Лесун. — Ведь для того чтобы злоумышленники смогли взломать бортовой компьютер, им нужно получить к нему доступ. С обычными компьютерами есть два способа это сделать — физически подсоединиться, то есть подключить к нему какое-либо свое устройство или «проникнуть» в него через интернет.

Но вся загвоздка в том, что современный автомобиль к всемирной паутине подключаться еще не умеет. И вот пока он этого не умеет, никакого «дистанционного захвата» управления не получится. Подключиться к бортовому компьютеру можно только физически — либо через служебные порты, которыми пользуются автомеханики, либо обходными, «левыми» способами. Но для этого нужно как минимум вскрыть вашу машину. Но вот вопрос — зачем преступнику электронная начинка авто, если он его уже вскрыл? Проще уж взять и угнать, что обычно и делается.

Конечно, ни для кого не секрет, что автоугонщик — это ремесло, требующее от профессионала высочайшего технического мастерства и непрерывного самосовершенствования. Среди специалистов по отъему чужих средств передвижения немало истинных мастеров своего дела, способных решать весьма сложные задачи.

Об этом свидетельствуют и криминальные сводки, пестрящие сообщениями об угонах дорогих машин, оснащенных новейшими системами безопасности. Логично предположить, что при желании преступники могли бы создать устройство, которое будет крепиться где-нибудь в машине, принимать дистанционные сигналы и давать автомобилю нужные команды. Но все же это, пожалуй, слишком сложно даже для криминальных спецов, а главное — мало кому нужно. Кроме разве что наемных убийц.

А вот когда интернетизация дойдет до автомобилей, тогда нужно будет всерьез задуматься и простым автомобилистам. Ибо тут простор для деятельности хакеров откроется просто фантастический. А это означает, что потребуются новые системы автозащиты. И что самое неприятное, сам водитель ничего не сможет сделать, для того чтобы себя обезопасить, пока сами производители не озаботятся этими вопросами.

Ведь бортовой компьютер принципиально отличается от настольного в плане управления. На него нельзя просто взять и поставить защитную программу — для этого нужно, чтобы появилось новое поколение автомобильной электроники, поддерживающей такую защиту. Требуются и скоординированные усилия компаний-изготовителей программного обеспечения, которым придется разработать эти самые защитные программы. При этом все прекрасно отдают себе отчет в том, что чем сложнее система, тем больше в ней уязвимостей. И сколько «линий обороны» против хакеров ни выстраивай, для них всегда найдется лазейка.

Это прекрасно известно любому, кто постоянно работает за компьютером и регулярно сталкивается со всевозможными вирусами и кибератаками. И если от хакерского «наезда» на настольный компьютер страдает только сам прибор, то атака на автомобильную электронику будет подвергать опасности жизни людей.

Тем не менее подключение машин к интернету, видимо, тоже вопрос времени, и никакие возможные последствия разработчиков не остановят. Впрочем, если автопрогресс пойдет в этом направлении и дальше, мир ожидает всплеск популярности к простым машинам, где максимум механики и минимум электроники. То-то радости будет многострадальному АвтоВАЗу.

Кирилл Грищенков, МП

Читайте также: