Пытки в милиции: истязатели остаются безнаказанными

 
600 тысяч человек подвергла в 2009 году пыткам украинская милиция, утверждают Харьковская правозащитная группа и общественная организация Центр защиты прав человека "Свобода".

Оглашая выводы Европейского комитета по предотвращению пыток за 2009 год, адвокат Украинской Хельсинкской группы по правам человека Олег Левицкий подчеркнул, что "сотни тысяч украинцев ежегодно подвергаются пыткам в милиции и испытывают на себе зверское и нечеловеческое обращение со стороны органов правопорядка".

Со своей стороны, глава правления Центра защиты прав человека "Свобода" Богдан Хмельницкий заявил, что 90 процентов задержанных граждан уже через одни сутки "готовы признаться в чем угодно". И что "тысячи невинных людей подписывают вымученные признания и садятся за решетку".

Истязатели остаются безнаказанными

По данным правозащитников, только за последние два месяца массовые случаи насилия в отношении заключенных в милицейских отделениях привели к шести смертям. Европейский комитет по предупреждению пыток, как отметил Левицкий, заявил, что "фактором, который, несомненно, способствует продолжению существования жесткого обращения, является давление на работников органов внутренних дел достичь высоких "четких" показателей".

Причиной распространенности пыток в милиции Левицкий считает "низкий уровень профессионализма правоохранителей". Эксперт обвинил милицию в элементарном "неумении работать с косвенными доказательствами", а также в "коррупции и формализме в работе органов внутренних дел и прокуратуры". Зампредседателя Центра защиты прав человека Андрей Диденко сообщил о "многочисленных примерах", когда общественность имеет "безупречные доказательства применения пыток". Но уголовного преследования милиционеров по признакам применения пыток, как сказал правозащитник, в стране "почти не существует".

Плоды бесконтрольности

Еще одной причиной распространения пыток правозащитники назвали приостановку с приходом к власти нового руководства МВД всех общественных программ по недопущению пыток в милиции и "полной бесконтрольности МВД со стороны общественности". Богдан Хмельницкий сказал, что "взаимовыгодное кумовство" насквозь пропитало суды и органы правопорядка. "Доходит до того, что судья может позвонить в милицию и попросить задержать кого-то на 15 суток, чтобы поубирать в здании суда", – заявил правозащитник.

Наличие круговой поруки в органах охраны правопорядка подтвердил на примерах из своей адвокатской практики и Олег Левицкий. "Когда я иду к прокурору с заявлением от потерпевшего о пытках и истязаниях, я вижу не представителя государства, который должен защищать законность и права людей. Я вижу оппонента, цель которого – не дать хода моему заявлению. В лучшем случае он откажет в возбуждении уголовного дела, сообщив, что в результате опроса сотрудников милиции факт применения пыток не подтвердился", – пожаловался адвокат.

Статистика против правоохранителей

Согласно официальной статистике, приведенной генпрокурором Украины Александром Медведько, за последние пять месяцев количество преступлений в стране выросло на 31 процент. Но генпрокурор пояснил это не плохой работой правоохранительной системы, а законодательным "снижением планки посягательства на имущество, с которой начинается уголовная ответственность". Медведько сообщил, что кражи составляют 48,5 процента ото всех преступлений. На треть возросло количество тяжелых преступлений.

По данным генпрокурора, процент раскрытия преступлений снизился до 71 процента и на 1 июня до 54 тысяч преступлений оставались нераскрытыми. А еще почти два миллиона входят в эту категорию с прошлых лет. Оппозиционные политики обвиняют новое руководство МВД, назначенное с приходом к власти президента Януковича и его команды, в попытке бороться с преступностью "по стандартам российской милиции, наработанных еще милицией советской ".

Депутат от блока Юлии Тимошенко Владимир Яворивский обвинил министра МВД Анатолия Могилева в возвращении к "системе оценки показателей раскрываемости преступлений". По мнению депутата, это "абсолютно репрессивная система", провоцирующая милиционеров к применению пыток и принуждению задержанных оговаривать себя независимо от того, совершали ли они преступление в действительности.

Автор: Александр Савицкий, Киев, Deutsche Welle

*****

Оригинальный способ противодействия милиции избрали некоторые граждане соседней России. Журнал Esquire  приводит интересную статистику: в период с 2004 по февраль 2010 года в российской прессе было описано по меньшей мере 133 случая укуса милиционеров, совершенных гражданами России. По сравнению с 2008 годом число подобных происшествий в 2009 году выросло на 50%.

Среди лиц, покусавших милиционеров, встречались офицер Северного флота, проводница фирменного поезда «Магнитка», начальник Горномарийского РОВД Республики Марий Эл, карельский таможенник, сотрудник государственной инспекции труда ЯНАО, глава поселения Ключи Омской области, архангельский судебный пристав-исполнитель, 15-летний московский мальчик-маугли, ректор ГИТИС Юрий Шеринг (в советское время) и депутат Госдумы Владимир Жириновский (в 1994 году).

Председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин:

«В отделении меня продолжали оскорблять и не пускать к задержанным, вдобавок состряпав протокол, согласно которому я якобы „укусил за палец“ того самого майора… Авторитетно заявляю: с ранних лет я обучен не брать в рот грязные предметы, чему следую и по сей день».

3 случая укуса милиционеров, совершенных при странных обстоятельствах

«Когда машина вневедомственной охраны стояла на перекрестке улицы Беринга и Кольского проспекта [Мурманска], к автомобилю с криками „Помогите!“ подбежал молодой человек. Внезапно он бросился на милиционера-водителя, укусил его за руку, а затем „с мясом“ оторвал погон и попытался напасть на второго сотрудника… При посадке в машину парень вдруг начал биться головой о крышу автомобиля». ИА Regnum, август 2006 года.

«Когда прибыл эвакуатор, вернулся владелец иномарки и тут же набросился на милиционеров. По словам инспекторов, сначала мужчина оскорблял их, а затем попытался физически воспрепятствовать эвакуации автомобиля, создавая угрозу здоровью окружающих. В ходе борьбы автовладелец прокусил одному из милиционеров кисть руки… По словам сотрудников милиции, это первый подобный случай во Владивостоке, когда инспектора ГИБДД впервые покусал трезвый мужчина, а не пьяная женщина». Сайт Newsru.com, сентябрь 2004 года.

«При водворении в камеру задержанных подозреваемый вел себя неадекватно, — рассказывает следователь Тутаевского межрайонного следственного отдела Ярославской области. — Когда сотрудник роты ППС попытался снять наручники, задержанный укусил его за безымянный палец левой руки». Любовь Николаевна, мама Чистова, поражается, как ее сын мог покусать милиционера. Ведь у Сережи нет зубов: накануне «покушения» на милиционера грузчик неожиданно… потерял «челюсть». Газета «Родной город», февраль 2010 года.

Первое упоминание случая укуса милиционера в детской художественной литературе

«Движение транспорта остановилось, прибежал милиционер Сапожкин и стал просить всех разойтись, но никто не расходился. Супчик же между тем ударил кулаком Кренделька по затылку и поставил синяк под глазом. Тогда милиционер Сапожкин схватил за шиворот Супчика и потащил в отделение милиции. По дороге Супчик пытался вырваться и укусил милиционера за руку. Сапожкин очень рассердился и, когда пришел в милицию, достал из шкафа хранившуюся там с незапамятных времен толстую книгу, в которой были записаны все старинные законы, и вычитал в ней, что за каждый удар по затылку в старину полагались одни сутки ареста, за синяк под глазом — трое суток и за укус руки — тоже трое». Николай Носов, «Незнайка в Солнечном городе».

You may also like...