Сумасшедшие в Запорожье: скрытая угроза

Душевнобольным человеком может оказаться ваш сосед, супруга или прохожий. Что именно взбредет в голову такому человеку через секунду – неизвестно… Несколько раз в году в Запорожье происходят ужасные преступления, которые совершают психически нездоровые люди. Больные, которых не долечили, за которыми не досмотрели или попросту не знали, что они – опасны для окружающих.

Таких преступников не спрячут за высоким забором на всю жизнь. Их выпустят из психлечебницы в общество, когда сочтут здоровыми. И никто не даст гарантию, что у такого человека не случится очередной «заскок»: припадок, который может привести к трагедии

Шизофреник убил двух запорожцев

В январе прошлого года в Ленинском районе Запорожья произошла страшная трагедия. 28-летний мужчина, шизофреник и наркоман, в припадке безумия убил ножом двух запорожцев, а одного человека покалечил. После этого он хотел покончить жизнь самоубийством. Женщине-врачу, которая оказывала ему первую медицинскую помощь, он ударом ноги сломал нос.

Накануне приступа шизофрении убийца почти неделю не спал и употреблял наркотики и алкоголь. Вдруг он услышал какие-то голоса и понял: за ним следят инопланетяне, чтобы похитить. Мужчина с ножом в руках выскочил в подъезд, чтобы по-мужски разобраться с пришельцами. Спускаясь по лестнице, увидел соседа: молодой отец возвращался с ночной смены. Шизофреник нанес ему удар ножом в спину. Потом убийца выбежал во двор, сел в такси и ударил ничего не подозревающего 47-летнего водителя ножом в живот. После чего выскочил на улицу, где столкнулся с еще одним прохожим, которого также ударил ножом…

Итогом приступа шизофрении у наркомана стали две смерти: 29-летний сосед убийцы скончался спустя несколько часов, а таксист прожил еще десять суток и умер в больнице. Третьему пострадавшему пришлось делать серьезную операцию на плечевом суставе.

Психиатры признали Артема Очакова (имя изменено) невменяемым, и суд отправил его не в колонию, а в психиатрическую больницу закрытого типа. Что интересно, за несколько лет до трагедии Очаков сидел в тюрьме за ношение огнестрельного оружия, но тогда в нем не распознали душевнобольного.

С психов взыскать ущерб невозможно

Сын одного из убитых Андрей Глущенко хотел взыскать с убийцы компенсацию за материальный и моральный вред. Но это ему пока не удалось.

– На медикаменты и похороны отца мы затратили почти 13 тысяч гривен. И это только сумма, подтвержденная чеками и справками. На самом деле денег ушло намного больше. Поэтому я решил взыскать через суд с убийцы компенсацию за материальный и моральный ущерб. К сожалению, суд отказал в удовлетворении иска, – рассказывает Андрей Глущенко.

Таким образом, шизофреник и наркоман, убивший и покалечивший нескольких человек, полностью избежал ответственности. А государство, простите, наплевало на родственников людей, ставших жертвами его безумия, встав на сторону убийцы и наркомана. Оно надело на себя маску сострадания к больному человеку, проигнорировав права и интересы безвинно пострадавших людей.

Как рассказала судья апелляционного суда в Запорожской области Ирина Старовойт, выносившая определение о направлении Очакова в психбольницу, в 90-х годах ХХ века в Украине шла дискуссия о том, кто должен в подобных случаях компенсировать вред пострадавшим или их родственникам. Все пришли к тому, что государство обязано взять на себя возмещение морального и материального вреда от действий людей, признанных невменяемыми. К сожалению, на законодательном уровне эта проблема до сих пор не разрешена.

Коварные голоса толкают запорожцев на преступления

Одна из форм психических расстройств – шизофрения, для которой характерны нарушения мышления и восприятия окружающего мира. Душевнобольной не осознает тот факт, что он болен. Он не в состоянии адекватно воспринимать действительность, события, факты. Такие больные видят вполне реалистичные галлюцинации и часами общаются с невидимыми собеседниками. Одни гладят призрачных человечков по голове, спорят с ними о чем-то, ссорятся и пытаются прогнать из комнаты.

Другие стараются догнать улетающую в окно зеленую лошадь, из-за которой готовы выпрыгнуть наружу с любого этажа. Третьи слышат голоса, запрещающие им мыться, расчесываться, принимать пищу, пить воду или приказывающие убить – себя или окружающих «врагов». Определить абсурдность ситуации больной не в силах, и если его вовремя не остановить, может случиться непоправимое. Два года назад в Коммунарском районе Запорожья молодая женщина избила свою 4-летнюю дочь… кочергой. Если бы не вмешался отец ребенка, то девочка могла погибнуть.

В декабре 2007 года в Жовтневом районе Запорожья молодой мужчина зарезал отца и отпилил ему голову ножовкой. В том же году в Шевченковском районе женщина устроила пожар в собственной квартире, чтобы огонь «выжег пустую породу» в ее теле. В мае 2009 года молодая жительница Запорожья Инна, услышавшая от «голосов», что ее 3-летняя дочь Катя неизлечимо больна, сбросила девочку с моста Преображенского в реку, чтобы та не мучилась… Малышка чудом осталась жива: ее спасли мостостроители.

Суд признает здоровым и отпустит

В Запорожье дольше всех в стенах психиатрической больницы прожил Николай А. Находясь на учете у психиатров, он лечился амбулаторно: являлся несколько раз в год на осмотры, принимал прописанные лекарства. А потом взял и убил собственную мать. После этого Николай пробыл в «своей» палате более 30 лет – до самой смерти.

Человек, признанный судом невменяемым, может излечиться и выйти на свободу. Если у него не повторяются психозы, пропадают видения, поведение вновь становится адекватным, главный врач учреждения направляет в суд представление и заключение об излечении пациента. Суд, рассмотрев материалы дела, выносит постановление об освобождении такого человека от принудительного лечения (или об отказе в освобождении). Таким образом, душевнобольной может вернуться в реальный мир. О его возвращении будут уведомлены участковый милиционер и психиатр по месту жительства.

Как сообщил «Субботе плюс» начальник управления общественной безопасности ГУВД в Запорожской области Юрий Молчанов, со стороны участковых инспекторов милиции осуществляется контроль над психически больными людьми, от которых каждую минуту можно ожидать совершения правонарушения или преступления. Но, к сожалению, медики не ставят в известность милицию обо всех душевнобольных людях, и лицах, которые находились на принудительном лечении в психиатрических лечебницах.

– Раньше психиатры направляли нам ежегодные сообщения о лицах, освобожденных из психиатрических лечебниц. Теперь, ссылаясь на изменения в законодательстве, они этого не делают. Но ведь по поведению такого человека нельзя определить, что он сделает через пять минут. А ежеминутный контроль за психически больным человеком милиция установить не может. Это забота, в первую очередь, родственников и медиков, – заявил Юрий Молчанов.

Не дай мне Бог сойти с ума, уж лучше посох и сума

От шизофрении не застрахован никто. Медики говорят, что предрасположенность к ней передается по наследству. Однако болезнь может развиться в результате пережитого стресса или после черепно-мозговой травмы. И такой больной оказывается в психиатрической больнице. После оказания помощи многие пациенты остаются на учете у врачей-психиатров. Всего в Запорожской области на учете состоит около 45 тысяч больных, страдающих различными психическими расстройствами, из них почти 19 тысяч – в городе Запорожье.

– Психические расстройства могут возникнуть у любого человека. Но шизофрения – болезнь молодых людей, причем у женщин она протекает намного тяжелее, чем у мужчин. Дамы страдают более страшными и реалистичными галлюцинациями, – говорит Владимир Антимиров, врач-психиатр, заместитель директора Запорожской областной психиатрической больницы.

Зато мужчины чаще страдают алкогольными и наркотическими психозами, при которых также проявляются жуткие «глюки»: например, ползающие по всему телу черви. В период обострения больных помещают в наблюдательную палату: комнату с «мягкими» стенами, чтобы пациент не мог навредить сам себе. Сама палата находится в отделении для «буйных», поэтому журналистам ее не показали, как мы ни упрашивали врачей.

Интересно, но, по словам медиков, в больнице никогда не было смирительных рубашек. Беснующихся пациентов милиционеры привозили связанными по рукам и ногам веревками, обрывками постельного белья. Врачи до сих пор помнят, как пытались определить в изолятор одного пациента: семь санитаров не могли скрутить мужчину среднего телосложения! Правда, после укола успокоительного становятся тихими даже самые жуткие дебоширы…

– Опасным может стать любой человек. Во времена СССР у психиатров были четкие указания, какие пациенты представляют общественную опасность. Например, больные, которые слышат голоса, признавались опасными и изолировались от общества, – говорит Владимир Антимиров.

К счастью, шизофрения – диагноз не пожизненный. От нее можно излечиться, и тогда больного снимают с учета. Правда, зачастую выписывается больной не сам по себе, как из обычной больницы, а «выдается» родственникам: врачи хотят быть уверенными, что хотя бы в первое время за ним будет кто-то присматривать.

Но бывает, что родственники душевнобольного человека не горят желанием жить под одной крышей с «психом» и не торопятся забирать его домой. 20-летняя Анна К. лежит в областной психиатрической больнице более 10 месяцев. По вечерам смотрит телевизор, два раза в день выходит с «подругами по несчастью» покурить на узкую лестницу, обсуждает нехитрые новости, иногда рисует.

Периодически ее водят в физиотерапевтическое отделение на процедуры: душ Шарко, подводный массаж, лечебный сон и так далее. В таком «санатории» Аня оказалась по воле родного отца, который не захотел делить с ней наследство своей матери: квартиру и дачу. «Поэтому он решил сделать меня сумасшедшей: вызвал милицию, врачей и сказал, что я ненормальная: орала, бросалась на него», – говорит Аня.

Сейчас врачи говорят, что готовы ее выписать, но родственники не торопятся забирать девушку домой. Поэтому она вынуждена томиться в больнице, пока у кого-то из родных не проснется совесть…

«Сачкам» врачей не обдурить

Желающих «закосить» под психа всегда достаточно: «сачки» хотят избежать службы в армии, наказания за совершенное преступление. В практике психиатра Владимира Антимирова, проработавшего более 30 лет судебным экспертом, таких случаев множество. Даже печально известный маньяк Сергей Сергеев пытался перед доктором «валять дурака»: например, рассказывал, что за ним скоро придут, и он навсегда переедет в Германию.

Распознать действительно душевнобольного человека, а не симулянта, профессионалу довольно просто: в расчет берутся не только его слова, но и мельчайшие детали в поведении. Движения рук, повороты тела, головы, направление взгляда – все это расскажет, болен человек или просто старается имитировать душевное заболевание.

P.S. Как видно, больной человек может удачно подстроиться под окружающий мир и слиться с толпой. Поэтому запорожцам нужно быть внимательными на улицах. И ни в коем случае не стоит тесно общаться с людьми, ведущими себя хотя бы слегка неадекватно.

Психическими расстройствами страдали

Художники: Анри Тулуз-Лотрек, Михаил Врубель и Винсент Ван Гог.

Поэты: Осип Мандельштам и Константин Батюшков.

Писатели: Ги де Мопассан, Федор Достоевский, Франц Кафка, Всеволод Гаршин.

Архитектор: Антонио Гауди.

Философ: Фридрих Ницше.

Композитор: Роберт Шуман.

Наталья ЗАХАРОВА, Валерий БУТЕНКО, Запорожье, газета «Суббота плюс» 

You may also like...