История лохотронов: от «МММ» до FOREX

Сергей Мавроди является, возможно, самым одиозным, но не единственным создателем пирамид. Был и «Русский дом селенга», и «Хопер-Инвест», который изумительно рекламировали Александр Цекало и Лолита Милявская, и «Гермес», и «Телемаркет» и «Тибет», «Властилина». Эта волна не обошла стороной и Украину. Особо отличились в середине 90-х годов прошлого века в нашей стране такие структуры, как «Саламандра», «Украинский дом селенга» и «Обериг». Мошенники «лапошат» граждан и сегодня. Как? Как я наблюдал крах Мавроди

Автору этих строк довелось побывать в Москве в первых числах августа 1994 года. В принципе я неоднократно бывал в столице нашей бывшей необъятной Родины – и до этого и после. Но, так получилось, что именно пребывание в Москве в августе 1994 года я запомнил наиболее ярко. Причиной тому два события. Первое – фактическое объявление и начало войны в Чечне. Хотя, все, что связано с этим, довелось увидеть исключительно по телевизору. А вот последствия второго события довелось наблюдать воочию. Речь идет о крахе мощнейшей по масштабам СНГ финансовой аферы – АО «МММ».

Если сравнивать увиденное с чем-то понятным украинскому гражданину – то либо с Майданом ноября-декабря 2004 года, либо с постепенно переходящими в разряд легенд лучшими матчами киевского «Динамо» в еврокубках. Отличие лишь в том, что в Киеве сто тысяч человек собиралось в одном месте – Майдан Незалежности или Республиканский стадион. В то время, как в Москве летом 1994 года подобных стотысячных митингов было 6-8. Что согласитесь, даже по меркам десятимиллионной «белокаменной» было, мягко говоря, заметно.

Вспомнилось это потому, что только в конце апреля 2007 года «награда нашла героя» – основатель МММ Сергей Мавроди был осужден за свой титанический труд. Для тех, кто не помнит славной истории «МММ», считаю необходимым дать краткую справку. В 1989 году АО «МММ» зарегистрировалось в Ленинском исполкоме Москвы как кооператив и начало свою деятельность с продажи компьютеров и оргтехники. Широкую известность компания получила благодаря массированной рекламной кампании в СМИ, главным персонажем которой был «не халявщик, а партнер» Леня Голубков. В 1992 году компания стала специализироваться на сборе денег под высокие проценты. Многие люди и фирмы начали хранить деньги в акциях «МММ». Эти акции никогда не пускались в свободное обращение. Граждане должны были понимать, что их продаёт и покупает само «МММ».

В 1993 компания поставила цену свыше 1 к 10, то есть свыше 1000 % годовых дохода по своим акциям. До этого «МММ» никогда не обещала процентных выплат, но, тем не менее, многие россияне думали, что акции обеспечены доходом кооператива, что на них существует устойчивый спрос, а вследствие спроса увеличивается цена. Летом 1994 в «МММ» разразился кризис. Выплаты денег продолжались до 27 июля. Но уже тогда, чтобы получить деньги, приходилось стоять в очереди от трех суток до недели.

27 июля 1994 года вышел указ (да-да, «МММ» оформлял распоряжение по компании именно таким документом) о снижении стоимости акций в 127 раз. Люди были возмущены, и у здания компании и ее филиалов собралась огромная толпа. До этого у Мавроди возникли проблемы с налоговой полицией. Глава «МММ» очень кстати обвинил в падении своих акций правительство. В середине августа 1994 года были приняты меры по искусственному повышению стоимости акций, однако Мавроди был уже за решеткой в следственном изоляторе. Народ потребовал освободить Мавроди и избрать его в депутаты.

Через два месяца – в октябре 1994 года – Мавроди отпустили. Глава «МММ» заявил о своем намерении баллотироваться в Госдуму и начал свою предвыборную кампанию в Мытищах. Во время ее проведения Мавроди выпустил билеты с номиналом 20 рублей и бесплатно раздавал их своим избирателям. Для чего они предназначались? Скорее всего это был агитационный ход. Позже он стал Депутатом Государственной Думы. В 1995 году Мавроди был лишён депутатской неприкосновенности. В 1998 году Генеральная прокуратура возобновила уголовное дело против Мавроди, но глава МММ скрылся. Всего же по различным оценкам от деятельности С.Мавроди пострадали от 1,5 до 2,25 миллиона россиян. Относительно же объема «бесследно растворившихся» денег граждан России – правоохранительные органы говорят о сумме от 4 до 5 миллиардов долларов.

Юфа, Потехин и другие

Сергей Мавроди является, возможно, самым одиозным, но не единственным создателем пирамид. Был и «Русский дом селенга» (причем, некие псевдоученые вывели специальное объяснение понятию «селенг» – нечто вроде размещения средств с последующим их преобразованием в гораздо большие суммы), и «Хопер-Инвест», который изумительно рекламировали Александр Цекало и Лолита Милявская, и «Гермес», и «Телемаркет» и «Тибет», «Властилина».

Совершенно ясно, что эта волна не обошла стороной и Украину. Особо отличились в середине 90-х годов прошлого века в нашей стране такие структуры, как «Саламандра», «Украинский дом селенга» и «Обериг». Руководителя и главного бухгалтера пирамиды с харьковской пропиской «Обериг» даже смогли арестовать и привлечь к ответственности. Вот только, вряд ли они были реальными бенефициарами этого предприятия.

Полагаю, многие киевляне помнят, те времена, когда на нынешнем НСК «Олимпийский» успешно работал вещевой рынок, который «держал» небезызвестный предприниматель Семен Юфа. С.Юфа – владелец крупнейшего траста Украины «Меркурий», один из самых богатых людей середины 90-х годов, уже много лет спокойно и неприметно живет в Израиле. Он создал кооператив, который первым стал завозить в Украину бульонные кубики из Израиля. Потребительское общество “Меркурий”, которое интересует нас в свете данного материала, было создано на базе одноименного кооператива. Именно под их крышей действовал вещевой рынок «Патент» на Республиканском стадионе, переименованный в «Меркурий», а также одноименная «пирамида». Напомним, что «Меркурий» предлагал 429% дивидендов и мирные граждане выбивали стекла касс Республиканского стадиона, в ажиотажном желании «сдать деньги под проценты». Через несколько лет название фирмы «Меркурий» стало нарицательным. Рынок с Республиканского стадиона был перенесен. Число обманутых вкладчиков составляло около 25 тысяч человек, а общая сумма, присвоенная потребительским обществом, составляла не менее 20 млн. долларов. Сами доверчивые граждане обивали пороги судебных инстанций. Естественно, бесполезно.

Вообще же приблизительный список не страховых — подчеркиваю, именно нестраховых, были еще страховые, о них ниже, «трастовых шулеров» таков – ЗАО «Украинский дом Селенга» и ЗАО «Украинский национальный дом Селенга», ТК «Алькор-траст», ДТ «Тана-траст», АО «Инис-траст», ДО «Гермес финанс Украина», ДО «Якорь-траст», НПФ «Оберег», АО «След-Инвест», ДО «След-траст», ПО «Меркурий». В отношении должностных лиц этих обществ в свое время было возбуждено уголовное дело.

«Украинский дом Селенга» возглавлял некто Сергей Потехин. Идеологи УДС были отличными психологами. В технологию своей пирамиды они заложили три пункта: желание простых людей разбогатеть, причем сразу, одним махом, вера (это от советской власти) в незыблемость учреждений, ведающих деньгами вкладчиков и несовершенство законов. С юридической точки зрения, «Украинский Дом Селенга» функционировал вполне легально – на основе вышеупомянутых постановлений правительства Украины. Круг его деятельности был очерчен десятком пунктов незначительных ограничений, кроме самого главного: кто и как должен контролировать последующую судьбу денежной массы, поступившей от населения. Именно здесь и была «зарыта собака». Именно через эту лазейку бесконтрольности со стороны государства бесконечным потоком в карманы аферистов потекли громадные деньги, сумму которых и по сей день никто не знает. Кстати, «Украинский дом Селенга», как и «Обериг», родом из Харькова. Как, кстати, и «Саламандра», продержавшаяся на «рынке» дольше всех – она «накрылась» лишь в 1997 году.

Резюмируя отмечу, что среди трастов по официальным данным правоохранительных органов наибольший ущерб гражданам Украины нанесли ЗАО «Украинский дом Селенга» (привлечено около 9 триллионов тогда еще карбованцев) и негосударственный пенсионный фонд «Обериг» (2,8 триллиона тоже еще карбованцев карбованцев).

Страховые пирамиды в Украине

В числе пострадавших, пусть и не впрямую, оказались вполне добросовестные украинские банки. Дело в том, что когда в 1995 году начался вал невозвратов, вновь обретшие осторожность украинские граждане перестали доверять и вполне нормальным банкам коммерческим банкам – им просто перестали предоставлять средства, объем вкладов резко снизился, начался отток депозитов. В общем, ситуация на рынке кредитных ресурсов в 1995-1996 годах была крайне напряженной.

Предлагаю вспомнить некоторые из наиболее интересных украинских «лохотронов» середины 90-х годов минувшего столетия. Любопытно, что лидерами по количеству «собранных» с доверчивых украинцев денег были компании, заявлявшие, что они работают на рынке страхования – «Омета-Инстер», «Саламандра» и другие, которые, собрав значительные средства, распались, не выполнив обязательств перед клиентами.

В 1991 году, как утверждают знающие господа, по инициативе очень увлекающихся футболом киевских бизнесменов возникают доверительные общества «Омета» и «Омета-Инстер», декларирующих работу на рынке страхования. В 1992 году образовывается компания «Омета ХХІ век». Так называемая киевская бизнес-группа, скорее всего одним из основных источников первоначально накопленного капитала имела средства, собранные под, мягко говоря, не выполненные обещания подконтрольной ей «Ометы» выплачивать сумасшедшие проценты ее клиентам.

Сразу же замечу, что «Омета» – отнюдь не единственный подобный пример из довольно любопытной деятельности некоторых страховых компаний в середине 90-х годов. Для того, чтобы автора не заподозрили в симпатии к донецкому «Шахтеру» и антипатии к киевскому «Динамо» (чего в действительности и близко нет) приведу еще один яркий пример. Закрытость рынка способствовала его фактической бесконтрольности и развитию негативных тенденций. Одна очень известная отечественная компания из шахтёрского региона, являющаяся пионером страхового предпринимательства, а именно страховая компания «АСКА» активно занималась пенсионным страхованием в период гиперинфляции (90-е годы), предлагая своим клиентам пенсии, которые почти в 2 тысячи раз превышали суммы взносов, полученных от клиентов. Причём, свои обязательства в цифрах компания указывала непосредственно в полисах и без каких-либо оговорок, чем отрезала себе правовые пути для отступления. Подобной заботой она охватила около 100 тысяч граждан.

Впоследствии компания, отказывая клиентам в выплатах, ссылалась на изменение законодательства (декрет «О страховании» был заменён на соответствующий закон), на отсутствие лицензии, на оговорку в правилах страхования, которая жульническим путём была внесена через много лет после заключения договора, на денежную реформу, на изменение уровня инфляции. Именно тогдашняя «АСКА» создала новую почти одноименную компанию, которая опять активно занимается страхованием жизни и опять (как же иначе?) является одним из лидеров рынка.

Сетевики

Еще один важнейший вид «околпачивания» наших сограждан. Сетевая продажа или многоуровневый маркетинг (Multi Level Marketing, сокращённо – MLM) на просторах СНГ начала развиваться с начала 90-х. Наибольшую известность получила сетевая система продажи пищевых добавок Herbalife, чьи представители ходили со значками «Хочешь похудеть? Спроси меня как!». Почти одновременно с Herbalife первая MLM-структура появилась и на страховых рынках СНГ, и в частности – в Украине. Брокерская компания Save Invest (она же Safe Invest) вопреки национальным законодательным запретам на продажу полисов иностранных компаний, предлагала полисы страхования жизни западных компаний Medlife и Fortuna.

Принцип работы был прост: представители Save Invest предлагали гражданину заключить договор накопительного страхования жизни, а затем этому же гражданину, который становился якобы представителем данной компании, предлагали продавать такой же продукт всем желающим. Представитель Save Invest при этом получал комиссионные от прямых продаж и от продаж полисов членами созданной им сети. Чем выше уровень представителя в сети, тем больше его комиссионные.

Предложения Save Invest пользовались популярностью по ряду причин. Во-первых, жители Украины были неискушенными в такого рода страховых услугах. Во-вторых, подкупал имидж якобы известной и надёжной зарубежной страховой компании. В-третьих, в условиях гиперинфляции возможность сохранить деньги таким образом казалась привлекательной. В-четвёртых, страхование осуществлялось «по-чёрному», т.е. без декларирования перед государственными контролирующими органами, что позволяло откладывать за рубеж «на чёрный день» достаточно приличные суммы. Отечественные представители Save Invest возили тогда наличными огромные деньги чуть ли не в чемоданах, сдавая их своим руководителям в Киеве и в Москве.

Новые времена

После столь продолжительного экскурса в историю, мы, естественно не можем обойти стороной перспективы. Потому, что лохотроны, как и все остальное – подвержено моде. Скажем, мода на полисы страхования Medlife и Fortuna прошла, свою деятельность Save Invest практически прекратила. Она исчезла, обманув многих (если не всех) своих клиентов. Но, с помощью MLM-продаж распространяются полисы страхования жизни других фирм. Сетевой метод продаж используют практически все крупные страховщики. Маркетинговый план, на основании которого работают сетевики от страхования, во многом скопирован у Save Invest. Первое, что должен сделать будущий владелец «собственного бизнеса», – купить страховой полис. Затем он сам начинает их продавать. Наиболее доверчивые продавцы, прельстившись красноречием «проповедников» от страхования и «круглыми» цифрами якобы возможных заработков, влазят в долги перед своими родственниками и знакомыми, а затем постепенно теряют в сети одолженные деньги, надежду на заработки и репутацию добропорядочных людей. Что можно сказать по этому поводу? Вперёд, искатели приключений! Попутного ветра.

Второй популярный сейчас разводняк – розыгрыш дешевых автокредитов («покупка в группах»). Он крайне опасен: в этой «чудо-лотерее» выигрывают единицы. Остальным приходится ждать покупки машины годами, отдавать деньги компании-организатору и снова ждать.

Правила участия во всех групповых покупках практически одинаковы. Первоначальный взнос обычно составляет 3% утвержденной стоимости покупки и вносится сразу же при заключении договора. Также участники должны ежемесячно вносить заранее определенную договором сумму (обычно не более $70–300, в зависимости от стоимости товара и размера начального взноса). К этому платежу добавляется плата за членство в группе, так называемый административный платеж — не менее 15% ежемесячного платежа. Под админ-платежом понимаются издержки администратора, необходимые для организации покупки товара (Лихо! – Авт.). Плюс к этому добавляется единоразовый стартовый платеж в размере 1,5% общей суммы товара.

Финансовая схема «покупки товаров в группах» пришла в Украину с родины «просто Марии» и «рабыни Изауры» — Латинской Америки. Юридически «аргентинские схемы» — это не что иное, как хорошо известные всем кооперативы, кредитные союзы или менее известные новому поколению кассы взаимопомощи. Смысл схемы в том, что клиентам предлагается заключить договор и купить желаемый товар вскладчину. Как? Да, очень просто. Граждане вносят начальный взнос, а затем — регулярные платежи компании-администратору. Как только «на лицевом счету» накапливается достаточно денег для покупки товара, из общей «кассы» производится выдача льготных кредитов. Смысл схемы в том, что участники кредитуют друг друга (товары покупаются за счет их же платежей). Роль же администраторов схемы сводится к контролю над движением средств и надзором за справедливым распределением имущества между участниками.

Самым интересным моментом в покупках «группой товарищей» является собственно получение вожделенного товара (в большинстве случаев – автомобиля). Кто именно из группы станет счастливым покупателем, решает… лотерея. Но не простая, а запутанная до невозможности. За каждый фиксированный месячный платеж клиенту насчитывается определенная сумма баллов. Соответственно, право получить товар раньше имеет тот, на чьем счету больше всего баллов (то есть «старожил» группы). Обладатель счастливого билета (коим считается номер договора, заключенного с компанией) получает заветную машину, после того как его номер выпадет на лототроне.

Розыгрыш проводится, как правило, раз в 1–2 месяца на общем собрании клиентов. На собрание допускаются те, кто исправно перечисляет на счет администратора ежемесячные платежи. По разным подсчетам, ждать своей удачи приходится от года до восьми лет.

Описанная схема повергнет в шок любого финансиста. Однако в Украине, по разным оценкам, в «аргентинских схемах» с 1996 года сконцентрировано денег простых граждан на сумму более 2,3 млрд. грн. Для сравнения: сумма совокупных привлеченных средств инвестиционных фондов и кредитных союзов за тот же период — не более 1,8 млрд. грн. Неплохие показатели, если не учитывать того, что 99% жалоб граждан приходится именно на «покупки в группах». Что самое интересное — подобную схему уже начали внедрять и некоторые украинские кредитные союзы.

Выйти из группы без потерь уже невозможно. При расторжении договора удерживают два ежемесячных взноса, а также стартовый взнос. Обычно клиентам обещают вернуть внесенные деньги, но лишь после того, как группа будет закрыта, то есть когда все ее участники получат автомобили. То есть жаловаться на то, что тебе не достался обещанный льготный кредит бессмысленно – договор подписан, а значит, клиент должен ждать своей очереди в течение всего периода деятельности группы.

Интересно, что бизнес по организации покупок в группах никто не регулирует и не контролирует. Они создаются как обычное юридическое лицо и работают без лицензии на выдачу кредитов.

Третий популярный сейчас способ выуживания денег из наивных – это FOREX. Число «FOREXфилов» неуклонно растет. Точной статистики нет, но, по экспертным оценкам, на сегодня в стране уже насчитывается около 50 тысяч человек, которые попробовали свои силы в валютной торговле. Зря, они, конечно, это сделали, так как, по той же статистике, лишь один трейдер из десяти в долгосрочной перспективе торгует на FOREX с прибылью. Причем этот доход, как правило, далеко не фантастический. Обычно годовая прибыль трейдера не пpевышает 20-30%. При больших суммах получаются, конечно, солидные суммы, но при маленьких счетах даже прибыль в 100% годовых будет выглядеть незначительной. С суммой менее десяти тысяч долларов вы лишь потеpяете время и не заработаете ничего, кроме головной боли от постоянного сидения у компьютера. Однако большинство трейдеров в Украине работает как раз с небольшими торговыми счетами. Сейчас средний размер счета составляет 1-2 тысяч долларов. К тому же в общий «пакет» облапошивания входит и плата за «обучающие курсы». Премудрости FOREX обычно преподают за 1-2 месяца, в среднем за это берут 200-300 долларов.

К тому же большинство мелких компаний на самом деле ни на какой международный валютный рынок клиентов не выводят, а просто создают иллюзию реальной торговли. Вы думаете, что проводите реальные сделки, а на самом деле играете исключительно со своим брокером. Если клиент разоряется, то он обычно даже и не узнает, что его обманывали.

Сергей Петров, «ОРД»

You may also like...